26.05.2019

«Речевые» дети нуждаются в помощи специалистов



Если не поможет школа, то поможет «Карусель»

Пока чиновники от образования придумывают все более сложные испытания для детей и педагогов, практикующий учитель беспомощно наблюдает за все возрастающим количеством детей с речевыми проблемами, которые влекут за собой неуспеваемость в школе и низкие показатели знаний, умений и навыков.

Часто школьников считают разновидностью склада для информации, а не личностями со своими способностями, желаниями, устремлениями. Объяснить родителям, что не все зависит от учителя и ребенка, бывает практически невозможно.

О том, с какими проблемами все чаще сталкиваются наши дети, мы спросили у логопеда детского развивающего центра «Карусель» Галии Климановой.

 

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТЬ ДО ПЯТИ ЛЕТ?

Экология, прием антибиотиков, грипп, простуда, вредные привычки - все это влияет даже на взрослого человека, а ребенок часто расплачивается речью за беспечное поведение взрослых.

Многие родители даже не подозревают, что если малыш не говорит к трем годам, то ему уже давно нужна серьезная помощь специалиста.

А нынешние психологи еще и подначивают:

- Ребенок имеет право не говорить до пяти лет! - заявляют «специалисты», с трудом закончившие полугодовые курсы или заочную контору, прикидывающуюся институтом.

- Если ребенок всю свою маленькую жизнь лишен возможности общаться с помощью речи - как он заговорит в школе? - возмущаются педагоги.

- Моя дочь в два года читала, - добавляют родители детей-подарков. - Как ей учиться с теми, кто даже говорить еще не начал?

- Дети сейчас очень разные, это абсолютно не учитывается современными методиками, - считают учителя начальной школы.

Но кто слушает практикующих учителей? Пожалуй, только умные родители, желающие помочь своему ребенку.

И родители понимают, что ждать милостей от чиновников не приходится.

Помочь детям могут только родные папа и мама, дедушка и бабушка.

 

СПАСЕНИЕ «УТОПАЮЩИХ» - ДЕЛО РУК РОДИТЕЛЕЙ

Современный мир диктует жесткие правила даже ученикам младших классов, над детьми просто издеваются, заставляя их читать быстро, на скорость. Суровый завуч усердно замеряет, сколько слов в минуту успевает выпалить малыш. И это при том, что весь мир знает: следствием такой травмирующей проверки становятся не только дислексия и дисграфия. Особо нервные дети начинают заикаться и даже мочиться по ночам.

Но про эти невидимые миру детские слезы в образовании ничего не хотят знать.

- Можно ли требовать от ребенка, только научившегося читать, результатов на скорость? - спрашиваем мы у педагога с пятидесятилетним стажем.

- Все дети имеют разное развитие и физические особенности. Для так называемых «речевых» детей чтение на скорость категорически противопоказано, для многих это ненужный стресс, - считает Галия Биляловна. - Главное, понимает ли ребенок прочитанное, правильно ли произносит звуки, верно ли интонирует.

В общем, школу мало интересует дикция ученика и выразительное, осмысленное чтение, больше волнует сухая статистика и показатели. Поэтому спасение «утопающих» - дело рук их родителей.

 

БЫВАЕТ, РОДИТЕЛИ НЕ СЛЫШАТ СВОЕГО РЕБЕНКА

- Когда родители должны понять, что ребенку требуется помощь специалиста? - спросили мы у логопеда Галии Климановой.

- Логопед может определить речевые проблемы у ребенка с первого года жизни. Не обязательно вмешиваться, но есть смысл направлять развитие ребенка.

К сожалению, все больше становится детей, у которых проблемы с речью такие, что сами не проходят.

Родители просто не слышат, что у малыша проблемы с речью или со слухом.

- Пока гром не грянет, родитель к врачу не побежит. Как понять на первом году жизни ребенка, что гром уже грянул?

- Это самый серьезный вопрос. Молодая мама должна знать: тяжелые роды, грипп или простудные заболевания, особенно сопровождающиеся отитами, - это повод посетить логопеда, - объясняет Галия Биляловна. - Нужно проверить состояние тонкого слуха. Если с ним проблемы, то ребенок не сможет различать твердые и мягкие звуки, звонкие и глухие. Бывает, что родители просто не слышат, что у малыша проблемы с речью или со слухом. А бывает, что слышат, но считают, что это «детство», само все пройдет. Иногда так и случается, а бывает, что ребенок замыкается в себе, потому что его не понимают другие люди, постоянно переспрашивают. Вы даже не представляете, как меняется качество жизни детей, когда они начинают говорить правильно. Появляется уверенность в себе, коммуникабельность. Главное, успеть вовремя.

Как найти специалиста?

- Врач-неонатолог, работающий с детьми до года, может не просто определить, но и исправить какие-то дефекты физического развития. Японцы считают, что после трех лет уже поздно начинать решать проблемы с речью. Так ли это?

- В первый год жизни головной мозг формируется стремительно, - объясняет Галия Биляловна. - Этот процесс идет ударными темпами до трех лет. Поэтому, чем раньше удастся заметить проблему, тем быстрее и легче ее можно исправить. Кстати, к нам в «Карусель» приходят пятилетние дети, от которых отказался детсадовский логопед.

- Почему?

- По причине педагогической запущенности. И хорошо, если в детском саду честно говорят, что не могут помочь, и что ребенку требуется индивидуальная помощь высококвалифицированного специалиста.

- Радует, что логопед хотя бы не берется исправлять то, о чем не имеет ни малейшего представления. В Обнинске бывали случаи, когда логопеды с непонятными дипломами били детей, таскали за волосы, а потом объясняли это «профессиональным выгоранием». Мол, достали эти непонятливые малыши. Как родителям не попасть к такому «профессионалу»? - поинтересовались мы у специалистов центра «Карусель».

- Мы работаем со своими специалистами много лет и в их образовании абсолютно уверены, - рассказывает администратор центра Елизавета. - Например, Галия Биляловна окончила педагогический институт имени Ленина по специальности «логопед», она автор статей и долгие годы работает по своей методике, которая включает традиционные и передовые разработки. Кроме того, в нашем центре есть все необходимое оборудование для занятий с «речевыми» детьми: отдельные классы, зеркало, логопедические зонды, пособия, кинетический песок.

 

ЯЗЫКОВУЮ ИНТУИЦИЮ НУЖНО РАЗВИВАТЬ

Занятия с детьми требуют терпения, некоторые родители даже не догадываются, что у их детей проблемы не столько с речевым аппаратом, сколько с логическим мышлением. Ребенок в силу каких-то причин не усвоил грамматику и логику языка. Развить языковую интуицию - это тоже задача, с которой научились справляться квалифицированные логопеды.

Если ребенок, с которым занимались, к пяти годам не научился соединять звуки в слоги, не стоит ожидать чуда от школы, есть смысл посетить логопеда, там, произнося слоги, ребенок освоит навыки не только правильного произношения, но и грамотного письма, запомнит, как пишутся «жи» и «ши», «ча» и «ща». Бывает, что вполне успешные дети и в седьмом классе не могут запомнить эти простые правила, через раз автоматически пишут «жы». Учителя только руками разводят, родители требуют внимания, а здесь нужна профессиональная помощь.

Вот только отправить семиклассника к логопеду практически невозможно, во-первых, потому что специалисты предпочитают работать с маленькими детьми, а во-вторых, ученику средних классов самому некомфортно читать слоги или складывать кубики. Методики рассчитаны на малышей. Читающий и пишущий ребенок уже много раз писал слоги неправильно, и рука запомнила то, что запомнила: «жы» и «чя».

Как найти время поговорить с малышом?

- При проблемах с речью у школьника начинаются проблемы не только с русским языком и чтением, но и с математикой, - предупреждает Галия Биляловна. - Ребенок может не понимать значение предлогов.

- Да, в последнее время учителя вообще сомневаются, что имеют дело с носителями языка, а не с иностранцами. Как так получается?

- Родители мало разговаривают с детьми. Одни думают, что до года малыш ничего не понимает, а после года маме или некогда, или неинтересно разговаривать с ребенком. Часто вижу картину: мама ведет сына или дочку из сада и молчит. А ведь это время, когда нужно с детьми общаться. И спросить не только, что ты ел, но и что интересного узнал, с кем подружился, понравились ли занятия. Можно загадать загадку, поиграть в слова. Разговор со взрослыми - это важнейший этап развития ребенка.

- Как часто маленьких детей нужно показывать логопеду?

- Минимум раз в год, - отвечают специалисты центра «Карусель». - При наличии проблем раннее их выявление не только облегчает процесс исправления недостатков речевого аппарата, но и помогает обрести языковую интуицию, развить память и логическое мышление.

В общем, все мы из детства, и очень важно, чтобы в это самое ответственное для формирования личности время рядом оказались умные и мудрые взрослые.

Текст: Рената Белич   

Фото: Анастасия Матюхина vk.com/a.matyuhina

Другие статьи из рубрики «Дети»

 
г. Обнинск, © ООО «Мак Медиа» 2007 - 2019

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Любое использование материалов сайта в сети Интернет допускается исключительно на сайтах, зарегистрированных как средство массовой информации и только при условии указания названия издания, автора статьи и размещения индексируемой гипертекстовой ссылки на сайт www.pressaobninsk.ru. Использование материалов данного ресурса сайтами, не являющимися СМИ, а также вне сети Интернет возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Контакты | Реклама на сайте | Подписка | Пишите нам



Официальный сайт изданий
Калужской области
Новости Обнинска. Журнал Обнинск Life