Неделя Обнинска
Смогут ли обнинские школы организовать дистанционное обучение?
Образование
26.03.2020

В среду в школе №4 прошел семинар по вопросу дистанционного обучения в школах из-за распространения коронавируса. Руководители образовательных учреждений обсудили возможные варианты программ, которые можно использовать для такого формата обучения. Оказалось, что вариантов не так уж и много...

 

ВОЛНИСТОВА ПРИЗВАЛА ДИРЕКТОРОВ ШКОЛ К ДИСЦИПЛИНЕ

Напомним, в этом году обнинские школьники из-за вируса ушли на каникулы раньше обычного. За это время образовательные учреждения страны перешли на «удаленку», и теперь ребятам придется продолжить обучение в домашних стенах. Школы на неопределенный срок закрыты на карантин.

Сейчас самая главная задача для Управления образования, директоров и педагогов - обеспечить учащимся дистанционный доступ к знаниям. Как подчеркнула начальник Управления образования Татьяна ВОЛНИСТОВА, особенно важно обеспечить его для выпускников, так как, несмотря ни на какие болезни, шествующие по миру, ЕГЭ еще никто не отменял.

Учебный процесс по графику должен начаться буквально со дня на день, однако обнинские школы, как показала практика, не готовы перейти на «удаленку». В идеале для этого должны быть специальные программы, чтобы учитель мог держать связь со всем классом. Банальный «скайп» для этого не годится, так как «не потянет» многочисленных участников видеоконференции. Более того, далеко не у всех детей есть дома компьютеры и сам Интернет - а значит, они физически не смогут учиться онлайн. И что прикажете делать тем семьям, где по двое-трое детей, а ноутбук на всех один? И потом, для учителей и детей нужна специальная гарнитура для связи. Кто, как и за чей счет будет всё это приобретать - пока не знает никто.

По словам Татьяны Волнистовой, по каждому такому случаю предстоит работать индивидуально, скорее всего, для каждого ребенка придется создавать отдельный учебный план.

- Наша задача сейчас - обеспечить стопроцентный охват учеников, это будет непросто и сложно, - честно призналась Татьяна Валерьевна, после чего рассказала о том, что в ближайшие дни директорам нужно заполнить специальные таблицы, чтобы понять, сколько всего обучающиеся и для какого процента из них обеспечена дистанционная форма обучения.

- Вы же понимаете, что мы должны сначала отработать эти вопросы внутри школы, а скорый выход детей после каникул затрудняет этот процесс... - попытался высказать общие опасения собравшихся директор школы №11 Анатолий ГЕРАСКИН, но был перебит.   

- Анатолий Афанасьевич, я все понимаю, но есть установленный порядок, исполнительская дисциплина. Ее надо выполнять, и это не оспаривается. Такие сейчас условия, - заявила Волнистова.

Спорить было бесполезно. Все прекрасно понимали, что деваться некуда - есть распоряжение сверху. А вот каким образом его исполнить, учитывая, что дистанционные занятия должны начаться с первого апреля, а у школ нет ровным счетом ничего - никто не знал.

 

ГРОЗИТ ЛИ ШКОЛЬНИКАМ УТЕЧКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ?

По счастью, директор школы №4 Владимир СВЕТЛАКОВ раньше коллег позаботился о возможной «удаленке», поэтому еще неделю назад подготовил презентацию нескольких специализированных программ, по которым уже сейчас дети могут заниматься с педагогами.

Владимир Борисович продемонстрировал, как учителя ведут трансляции видео-уроков, общаются с подопечными в чате или даже создают уравнения и графики на онлайн-доске. Это, конечно, не панацея, но хоть что-то, от чего могут оттолкнуться другие школы города.

Так, Светлаков рассказал о прогрессивной российской платформе вебинаров и онлайн-обучения «Майнд», и американской платформе Zoom.us. Именно последнюю Владимир Борисович предложил в качестве наиболее удобного и финансово выгодного варианта.

Как позже пояснил нам представитель проекта «Для Самых Родных. Обнинск», их партнёрская платформа дистанционного обучения «Майнд», работающая со школами Москвы и ведущими вузами России, готова предоставить свои мощности для дистанционного обучения обнинских школьников. Причем не по рыночной стоимости, а из расчета затрат на использованную электроэнергию и оплату труда обслуживающего персонала, который будет работать с серверами. Также там подчеркнули, что компания работает на отечественном софте и исключительно на российском оборудовании.

Что же касается американской платформы Zoom.us, то используя ее, руководители образовательных учреждений могут невольно нарушить 152 ФЗ о сохранении персональных данных детей. Так как платформа иностранная, все персональные данные школьников, их родителей и учителей будут храниться на американских серверах, что несет угрозу их защите. Кроме того, согласно данным сайта Zoom.us, этот сервис стоит 49 долларов в месяц за один кабинет. Да и телефон службы техподдержки указан зарубежный.

Поэтому, если кто-то из директоров по незнанию начнет использовать Zoom.us, а среди родителей найдутся толковые юристы, то, скорее всего, проблем школе не избежать. Так что при выборе платформы, которая будет обеспечивать дистанционное обучение, специалисты рекомендуют очень серьезно и тщательно проверять поставщика этих услуг.

Впрочем, не все так страшно. Есть и более простой вариант. Как пояснил Владимир Светлаков, в принципе, школы могут пользоваться услугами портала «РЭШ» (Российская электронная школа). Учитель может просто разослать ученикам смс с указанием заданий на сайте, и те будут самостоятельно их выполнять. То есть у педагогов и школьников никакой связи между собой, по сути, не будет. Но это как-то не по-наукоградски, согласитесь. Поэтому в Обнинске всеми силами пытаются подобрать более продвинутый вариант, чтобы все участники сферы образования могли быть на связи. Удастся это или нет - узнаем на следующей неделе.

Диана КОРШИКОВА

Поделиться