Неделя Боровского района
Свой среди чужих. Группа компаний «ЧИП» забирает дома у балабановских УК и судится за деньги жителей
Гость «Недели»
17.11.2022

Управление многоквартирными домами — это бизнес: сложный, социально ориентированный, но прибыльный. Для большинства жителей разобраться в его «мутных водах» сложно. У них единственная возможность понять, не надувают ли их нанятые коммунальщики за их же деньги — оценить качество и объемы выполняемых работ.

Как в любом бизнесе, существует негласное территориальное деление, и приход на «свою землю» чужаков воспринимается местными управляющими компаниями как угроза интересам, в первую очередь, финансовым. Поэтому тем, кто пытается перейти дорогу, не рады.

В Балабанове есть три основные УК – «РЭУ», «РЭУ-1» и «СЕЗ», вышедшие из ликвидированного муниципального предприятия. В их руках находится большая часть жилфонда. Но вот уже несколько лет в городе им составляет конкуренцию обнинская группа компаний «ЧИП», во главе которой стоит Евгений ХАЛЕЦКИЙ.

Он не просто коммунальщик, но и председатель одного из ТОСов и депутат Городского Собрания наукограда. То есть, человек, который способен оценить сферу ЖКХ снаружи и изнутри. К тому же сам из Балабанова. А потому его история успеха и мнение интересны, тем более с учетом сравнения и личного опыта.

 

ВСЕ САМИ

- Евгений, ваша компания родилась и разрасталась в Обнинске.

- Да, но сегодня у нас уже группа компаний, в ней несколько юрлиц. Есть дома в Калуге, которые мы обслуживаем, как новые, так и старые. Это около 200 тыс. кв. м (30 домов). В наукограде и Балабанове — 250 тыс. кв. м. (48 домов). И еще на территории Боровского района у нас на обслуживании детские сады и школы в Балабанове, Ворсине, Кабицыне и Кривском — всего 15 объектов.Год назад взяли дом в Москве.

- Урвали «золотой куш» в столице?

- Нашу компанию порекомендовали те, кто знает, как мы работаем. Там ТСЖ, у него был ряд проблем, которые долго не могли решить. Большую часть за год мы уже устранили, в том числе и юридического характера. Люди довольны. Для нас этот дом — маркетинговый, поскольку открывает новые перспективы для продвижения на столичный рынок коммунальных услуг.

- А почему ваш интерес распространяется не по всей северной агломерации региона. Жуковский и Малоярославецкий районы вам неинтересны?

- В Жукове застройка не компактная, домов мало, и нам это, конечно, невыгодно. В Малоярославце люди к нам не обращались.

- Если центральной точкой вашей компании является Обнинск, то как вы выстраиваете работу оперативно по всей обслуживаемой сети? Ведь услуги УК — это не только дворник. Для уборки территорий требуется еще техника и узкие специалисты.

- Часть задач мы решаем удаленно. То, что требует местного присутствия, обеспечиваем. Помимо техники это управленцы, которые находятся в постоянном контакте с советами домов.

Что касается техперсонала, то практически везде он свой. Если говорить про Обнинск и Балабаново, то из-за близости расположения мы легко перебрасываем сотрудников на нужный объект, в основном это инженеры. А диспетчерская служба и юротдел у нас один. Это позволяет сэкономить на персонале, аккумулировать и оперативно распределять технику.

Также у нас есть своя организация, которая занимается установкой общедомовых приборов учета, систем энергосбережения, видеокамер и прочих устройств. В этом направлении мы работаем и с другими УК, в том числе и в Балабанове.

 

ОДНО К ОДНОМУ

- В Обнинске Вы и не только директор управляющей компании, но и депутат Городского Собрания, и председатель территориального общественного самоуправления (ТОС). Это упрощает Вам в работу в коммунальной сфере?

- Одно к другому: общественная работа помогает в бизнесе и наоборот. Это позволяет смотреть на одни и те же проблемы с разных ракурсов, задействуя различные инструменты.

Одно из наших отличий: мы стараемся, чтобы наши дома участвовали во всех возможных программах. Помимо федеральной «Комфортной среды», в Обнинске есть хорошая муниципальная программа по наружному освещению. Город за свой счет устанавливает энергосберегающие светильники, которые сами включаются и выключаются, потом передает их в собственность МКД. Потребление у таких приборов минимальное, жителям выгодно.

- Для принятия любого решения по Жилищному кодексу требуется собрать 50% +1 голос собственников жилья в МКД. И какой бы выгодной ни была программа, организовать людей для этой процедуры сложно. Как вам это удается?

- Беря дом на обслуживание, мы его осматриваем и все выявленные проблемы фиксируем. На первом собрании жителей озвучиваем их и включаем в перечень необходимых работ. Если требуются дополнительные решения, тогда проводим еще собрания. А формат общения у нас простой: вешаем объявления, информируем в чатах.

 

ЗАЧЕМ НАМ ТОС?

- Часть вашей общественной работы — управление ТОСом. В Калуге и Обнинске такая форма самоуправления граждан существует давно и успешно. В Боровском районе в этом направлении делаются только первые шаги. Как Вы считаете, самим УК выгодно создание ТОС?

- В Обнинске бюджетные деньги, предусмотренные на обустройство дворовых территорий домов, распределяются среди ТОС по муниципальным программам. Мой — 38-39 микрорайон, самый большой, в нем порядка 12 тысяч жителей. И исходя из количества жителей мы и получаем средства от города. Если бюджет программы 25 млн рублей, то на наш ТОС приходится около 4,3 млн рублей. Мы со своими жителями формируем список «хотелок», по которому администрация работает. Там, где ТОСов нет, делается минимально. Поэтому в Обнинске есть смысл создавать такие объединения граждан. А если нет муниципальной программы и денег, то я не вижу смысла в создании ТОСов. Для того чтобы выйти на субботник с соседями, он не нужен, можно и УК свои подтянуть.

- Формула проста: нет денег — нет смысла.

- Ну хотя бы какие-то полномочия должны быть у таких объединений. Например, чтобы люди определяли, где и что в городе надо сделать, и их мнение было решающим.

 

ИСТОРИЯ УСПЕХА

- Евгений, с чего началась ваша история: с бизнеса или общественной работы?

- С общественной. Я работал в семейном бизнесе, но хотелось развиваться самостоятельно. А поскольку свободного времени тоже хватало, было желание заняться общественной деятельностью. Находился в творческом поиске. Однажды вечером иду домой в своем 39-м микрорайоне, а возле дома у одного из подъездов бабушки «с вилами» на нашу управляющую компанию: мусора гора, лифт не работает. В то время это была одна из крупнейших УК в Обнинске (145 домов), потом она обанкротилась, и было все печально. И вот эти бабушки говорят мне: «Ты молодой, активный, становись старшим по дому и отстаивай наши интересы». Я согласился, стал председателем совета дома, выбрали другую УК. Ситуацию в доме наладили, потом перешли на двор, вошли в состав ТОС. И тут в Обнинске выборы. Думаю: почему бы и не пойти в депутаты! Так что председателем ТОС и депутатом я стал практически одновременно.

Работа кипела, желания сделать было много, а денег — нет. Для системной работы требовались средства и люди. Так и появилась мысль создать свою управляющую компанию.

В семейном бизнесе была техническая база. ЖКХ в принципе держится на «трех китах»: техбаза, грамотная бухгалтерия и юристы, общение с населением. Поскольку с первым проблем не было, а люди меня поддерживали, то оставалось только найти грамотного юриста и бухгалтера.

Но в первые дни работы у меня были на обслуживании два дома, а из сотрудников — я и дворник. И вот мы с ним 2 января вместе двигали мусорные баки, чистили снег, грелись в подвале. Потом начали приходить заявки по сантехнике. Я пригласил специалиста и вместе с ним ходил крутил гайки. Сейчас у нас только в Обнинске и Балабанове около 50 сотрудников. Так что масштабироваться умеем: кадрово и территориально. Сейчас в Обнинске в «ЧИП» интегрируется одна местная УК.

 

ВСЕ ВИДНО

- Основные УК Балабанова вышли из муниципального ЖКХ. Вы — пришлый, для них нежелательная персона. Я имею в виду ваш конкурентоспособный бизнес. Вам сложно работать на территории, где все свои?

- Нет, не сложно. На любой территории есть конкуренция.

Вообще, когда я начинал свой бизнес в Обнинске, всегда ставил в пример балабановскую УК «Служба единого заказчика» и обнинскую УК «УЖКХ». Это две компании, которыми руководили женщины с советским опытом работы в коммунальной сфере, и на тот момент держали хорошую марку. Я сам из Балабанова, мои родители живут на 50 лет Октября, и приезжая, видел, на каком уровне содержится дом и двор. Но потом они подустали. По сравнению со старыми обнинскими УК, балабановские работают нормально. Но я уже понял, что можно работать интереснее.

При этом у жителей здесь запросов меньше, чем в наукограде, и мы в состоянии решать их. Этот баланс позволят нам работать успешно. И чтобы наше качество оставалось на достойном уровне, мы не стремимся поглотить как можно больше новых домов.

Правда, пара случаев, когда мы не нашли поддержку у большинства жителей, были. Выходили бабушки, говорили, что не нужно переходить к «чужакам». Ангажированность таких людей видна, к слову, этим грешила одна из УК в Обнинске, которой сейчас уже нет — не выдержала конкуренции.

В нашей работе многое зависит от доверия жителей, а оно появляется только в результате хорошей работы УК. Так что приходит время, и люди решаются сменить свою «управляшку», если она не тянет взятые обязательства.

 

СУД ДА ДЕЛО

- Несмотря на ваш пиетет к УК «СЕЗ», именно дом, находящийся в управлении этой компании (Кооперативная, 5) вы забрали себе и даже судились с коллегами.

- Решение перейти на обслуживание к нашей компании летом прошлого года жители приняли сами. Но при переходе со счета дома пропали порядка 370 тысяч рублей, собранных на текущий ремонт. То, что эти деньги были, люди видели в своих платежках. И то, что обязательства по этому виду работ не выполнены — тоже. Мы сразу направили в УК «СЕЗ» официальные письма на возврат денег. В устной беседе их возвращать не отказывались, но письма остались без ответа. Мы подождали пару месяцев и подали в суд. Решение арбитражного суда в пользу жителей было принято 8 июля этого года. В итоге, с учетом пени и прочих взысканий вернулись средства, почти вдвое привысив первоначальную сумму. Теперь люди могут распоряжаться ею, принимая решение, что мы должны сделать.

- И все же, что стало причиной решения жителей сменить УК? Ведь даже при явном недовольствеработой коммунальщиков, люди редко идут на радикальные перемены.

- Они посмотрели, как мы работаем на других домах в Балабанове. В частности, на соседнем — Кооперативной, 7.

Им понравилась наша работа. В первую очередь, в плане финансовой прозрачности и общения с жителями. Мы не прячемся за закрытыми дверями и непонятными номерами телефонов. Всегда готовы обсудить возникающие вопросы, регулярно проводим встречи с советом дома и идем на их пожелания.

Недоверие к управляющим компаниям у людей идет от отсутствия прозрачности в расходовании средств. А мы не прячем сметы, согласовываем все до мелочей: какой материал применять, в какой цвет красить. Плюс по каждому дому у нас есть чат. Туда мы выкладываем финансовые отчеты, фото выполняемых работ — до/после. Поэтому жители сразу видят: что делается, какого качества и в каком объеме. Там же оставляют заявки, и мы оперативно на них реагируем.

 

ЦЕНА КАЧЕСТВА

- Вы подвели меня к следующему вопросу: осенью этого года наши УК обратились к Думе с просьбой поднять тариф на содержание жилья для муниципальных квартир, мотивируя это тем, что цены на расходные материалы выросли, а тариф не поднимался несколько лет. С этой стороны их просьба понятна. Но Дума трижды отказала, решив, что УК будут использовать это решение как давление на всех жителей, заставляя согласиться на рост тарифа. И тут есть своя логика: если УК работает хорошо, то жители ей доверяют и без решения Думы согласятся платить больше.

Вот Вы — директор УК и депутат в одном лице, видите ситуацию с обеих сторон. Каково Ваше мнение?

- Если брать в пример Обнинск, то там тариф для нанимателей жилья утвержден четыре года назад, и сейчас мы вместе с другими УК тоже просим его пересмотреть в сторону увеличения. Тариф действительно низкий. И если брать весь перечень работ, на которые должны идти эти деньги, то выполнить его нереально. Надо искать золотую середину.

И все же я не могу не согласиться с тем, что надо встречаться с жителями и обосновывать поднятие тарифа.

Мы, когда зашли в Балабаново, вообще не применяли муниципальный тариф, согласовали с жителями свой.

Конечно, для одной УК утвержденный тариф — спасение, а для другой — возможность наживиться. Балабановские же работают по советским принципам: по минималке, но добротно. И можно было бы пойти им навстречу. Но по мне, надо работать по-новому, больше общаться с людьми, брать на себя дополнительные функции.

Мы, например, сотрудничаем со всеми организациями, в том числе, с полицией — направляем регулярно адреса квартир, где проживают мигранты. Если во дворе брошенные машины, ветки деревьев мешают жителям и прочее, сами обращаемся в отвечающие за это организации, а не перекладываем на жителей. Да и в домах мы всегда делаем больше, чем другие. Люди это видят, поэтому готовы платить чуть больше за качество.

Беседовала Светлана Зацаринная

Поделиться