Неделя Боровского района
Людмила Князева: «Если бы Президент Медведев заглянул в задания по ЕГЭ, он бы очень удивился!»
В школе
29.01.2010

Деятельность балабановской средней школы № 1 неразрывно связано с её директором Людмилой КНЯЗЕВОЙ. Уже не одно поколение мальчишек и девчонок прошли через неё, а она по-прежнему молода душой и понимает своих воспитанников, порой, лучше, чем их родные родители.

Эта женщина, двадцать семь лет возглавляющая одно учебное заведение, не сбиваясь с курса, ведёт его вперёд, доказывая, что в её случае с нумерацией не ошиблись, что первая школа умеет побеждать и выигрывать, будь то конкурс или образовательный процесс.

Сейчас Людмила Романовна не может представить себя вне школы: она здесь работает, ею живёт. И разве может кто-то представить, что все, чего добилась Князева, когда-то не было для неё целью жизни, что было время, когда свою судьбу она совершенно не помышляла связать со школой?..

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

- Людмила Романовна, многие девочки в детстве мечтают быть учителем, но вырастая, выбирают другую профессию. Как было в вашем случае?

- Я никогда не хотела быть учителем, мечтала стать врачом. Но когда в 1965 году поехала поступать в Целиноград из Алма-Аты, то оказалось, что в мединститут набирали только национальные кадры - казахов. Мне исполнилось уже восемнадцать лет, поскольку тогда учились «чистые» одиннадцать классов, и я стала поступать в пединститут. Но туда пошла только по тому, что у меня был любимый учитель физики Георгий Семёнович Старокурс, он сейчас ещё жив, живёт под Алма-Атой. Я его любила на протяжении всех своих школьных лет. Он меня вывел, у меня в аттестате была только одна четвёрка по русскому языку. Вот в память об этом человеке я и поступила в пединститут, на физмат. После окончания по распределению я осталась в том же городе, преподавала в средней школе и в училище механизации. Потом вышла замуж, уехала под Алма-Ату, вела физику в профсельхозучилище. 

В моей жизни так складывается, что все учебные заведения, где работала, принимали участие в различных конкурсах. И вот в то время, на втором году моей работы, училище участвовало во всесоюзном конкурсе профтехобразования. По итогам я победила, мои уроки сняли на фото, создали альбом и все материалы разместили на всесоюзной выставке, мне было двадцать пять лет. В тот же год мы с мужем, который закончил филиал московского энергетического института, по направлению приехали сюда. И вот в 1972-м году  мы поехали на эту выставку. Для меня было такое удивление, когда мы зашли в этот павильон, и я нашла этот альбом со своими фотографиями.

- Вы в этот же год стали преподавать в первой балабановской школе?

- Да, с 1972-го года работаю учителем математики. Виктор Алексеевич ГОРЕЛОВ, который тогда был директором школы, взял меня сразу на работу. Я ему очень благодарна, потому что он стал для меня своего рода «первым учителем». Именно он дал мне настоящую дорогу в жизнь, как учителю. В первый же год он дал мне пятый класс, в котором училась его дочь Ольга. Многие тогда удивились: молодая, неизвестно как преподаёт, а он отдал ей учить математике свою дочь. Тогда он мне сказал: «Знаешь, Людмила Романовна, пусть тебя дети лучше не любят, чем на твоём уроке не будет дисциплины». Я не могу полностью согласиться с этими словами, но иногда считаю, что он и прав. Вот, урок математики, дети и так с трудом понимают эту усложнённую программу, а не будь дисциплины в классе, так вообще ничего не усвоят.   

За все годы выпустила два выпуска, как классный руководитель. В восьмидесятом году стала завучем школы, а с 1983 года - директором.

- Каковы ваши первые впечатления о Балабанове в то время, когда вы только приехали сюда?

- Я очень люблю Балабаново. Вместе с городом я праздную своё пребывание здесь. Ведь именно в год моего приезда, в 1972 году ему присвоили статус города. Я приехала сюда совсем из другой республики, из станицы с её одноэтажными домами, соломенными крышами. А здесь уже были большие многоквартирные дома, это поразило. Потом город на моих глазах стал расти и становиться краше, поэтому мы с ним связаны прочно. Вот Боровск мне не нравится, он мне кажется патриархально застарелым, а Балабаново люблю всей душой!

 

ДЕТСТВО

- Людмила Романовна, вы постоянно живёте в мире детства, общаясь со своими воспитанниками. У каждого из них свой характер, своя маленькая история. А каким было ваше детство?

- Я родилась в Алма-атинской области, в городе Талгар. Мама была русская донская казачка, заведовала плодоовощной базой. Папа по национальности был кореец, работал начальником лётно-испытательной станции. Мама моя была красавица, а отца я не помню. Мне был всего один месяц, когда его самолёт совершил вынужденную посадку в горах Тянь-Шаня. Их очень долго искали, от переохлаждения он заболел двухсторонним воспалением лёгких. Первого мая, мама продала его кожаное пальто и купила на эти деньги два пузырька пенициллина, а на следующий день он умер. Было ему тридцать восемь лет. Мне было всего четыре месяца, я, конечно же, его не помню, но вот этой отцовской любви и заботы мне не хватало всю жизнь. Особенно остро я это ощутила на выпускном вечере, когда мои подруги-одноклассницы пришли в школу с мамами и папами, а у меня папы не было. Поэтому я очень хорошо понимаю детей из неполных семей. Буквально на днях учительница привела ко мне несколько ребят из четвёртого класса, чтобы я их поругала. Смотрю на одного и внешне узнаю в нём его отца (своего бывшего ученика), который давно не воспитывает этого мальчика. Взгляд у мальчишки такой колючий... А кто знает, может от того и колючий, что не хватает ему отцовской заботы и внимания. Бывает так, что и мы учителя, не всегда готовы разобраться в причинах поведения ребёнка, а делать это надо.

Что я ещё помню из детства? Больше всего, маму. Она была самая грамотная в нашей семье, работала, и тянула всех нас на своих плечах.  У меня есть сводный брат, мамин сын от первого брака (его отец погиб на фронте), но ей приходилось думать и о восьми своих племянниках, поскольку из четырёх маминых родных братьев ни один с войны не вернулся. Несмотря на то, что дети росли сиротами, все получили образование и устроились в жизни.

 

МАЛЬЧИШКИ И ДЕЧОНКИ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛИ

- Пожалуй, вы и ваши коллеги-учителя, лучше других знают, как, поколение за поколением, меняются школьники: их интересы, отношение к происходящему и позиционирование себя. Как получается на протяжении долгих лет понимать совершенно разных, по восприятию жизни, детей?

- Учителя, которые долго работают в школе и не становятся «синими чулками», пополняются энергией от наших детей. Мне шестьдесят три года, но я этого не чувствую. Я могу смеяться вместе с ними, негодовать, а иногда и злиться на них. Но именно дети дают нам, учителям, эту тоненькую ниточку жизни, без которой мы не смогли бы так долго быть молодыми душой. Если бы я работала на другой работе, то никогда не знала бы, как они живут, чем дышат, как шутят и разговаривают. А я даже иной раз разговариваю с ними на их же сленге.

Конечно, с годами дети меняются. Сейчас они более продвинутые, все знают, что такое интернет, да и вообще, порой их познания в мире компьютеров превосходит знание самих преподавателей! Это, несомненно, хорошо, они идут в ногу со временем и живут по его условиям. Но в этой ситуации меня очень сильно настораживает один факт: дети стали очень мало читать. В начальной школе они ещё с удовольствием посещают библиотеки, а старшие ... Смотрю формуляры, и разочаровываюсь. Я считаю, что учителя должны обязательно подталкивать детей к чтению, и в нашей школе мы это постоянно делаем. Буквально на днях провели семинар по нашему эксперименту - «Компетентный подход к образованию через эколого-краеведческую деятельность учащегося». В рамках этой программы, наши ребята занимаются большой исследовательской деятельностью, и поэтому их жизнь заставляет идти в библиотеку.

Хочу похвастать, что библиотека нашей школы самая богатая по наполнению фонда. Долгие годы нашим «шефом» бала спичечная фабрика, поэтому мы могли позволить себе покупать самые новые и интересные книги. Когда были проблемы с финансированием, дети собирали макулатуру, которую впоследствии наша библиотекарь Валентина Александровна (замечательный, увлеченный человек) меняла на книжные новинки. Сейчас у нас есть самые красочные и познавательные издания, которым пользуются школьники. Этим мы гордимся.

 

 

- Вы искренне любите свою школу...

- Да, очень люблю, считаю, что она одна из лучших в районе! Наши дети постоянно доказывают это своими результатами не только в районных, но и региональных и общероссийских  школьных олимпиадах и творческих конкурсах. Но у нас есть проблема, которую я поправить сейчас не в состоянии. Наш коллектив стареющий, и, несмотря на то, что в последнее время Правительство предприняло рад шагов для улучшения качества жизни и работы преподавателей, у моей двери очереди из молодых специалистов нет! С горечью говорю вам об этом. Пока мы коллектив держим, у нас нет предметов, которые бы не велись, но близость к Москве сильно влияет на текучесть кадров.

Лет двенадцать назад мы столкнулись с тем, что из школы начали уходить дети в другие учебные заведения района и в соседний Обнинск. Тогда мы собрались с коллективом и принялись решать, как построить работу в школе так, чтобы она была конкурентоспособной и привлекательной для детей и родителей. Как это было тяжело! Я ночами не спала! Но с этого момента школа начала свой новый отсчёт, появились прогимназический, гимназические, профильные классы. А мечтаю я о том, чтобы наша школа смогла заявить о себе, как о гимназии. Но это мы сможем сделать только тогда, когда в школе будут работать лишь учителя высшей категории, которых мы будем принимать на конкурсной основе. Пока же, повторюсь, очереди у моей двери нет...

- Если уж мы заговорили о проблемах, то скажите, что ещё беспокоит вас, как директора?

- Ещё одна из проблем - количество учащихся в старших классах, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. В связи с введением ЕГЭ что-то переломилось в сознании наших детей, они стараются уже после девятого класса устраивать свою жизнь. Я думаю, что они боятся. Вот в этом году мы уже провели два пробных экзамена по математике в одиннадцатых классах. Если в первый год после эксперимента задание состояло из трёх частей, различных по сложности (достаточно было решить первую и вторую части, и экзамен засчитывался), то сейчас осталось две, самое лёгкое убрали. А третья часть - это что-то заоблачное. И вот наши ребята два раза сдали эти пробные экзамены и лица их вытянулись. Детей очень жалко, не понимаю, кто составляет эти тесты! Помните, не так давно Дмитрий Анатольевич Медведев рассказывал, что ужаснулся, прочитав экзаменационные задания по истории? Если бы он заглянул в другие предметы, то удивился бы ещё больше!

С детьми надо заниматься не только в школе, но и дома, а большинство родителей этого не делает. Они, может, и рады бы помочь им, но времени не хватает, потому, что вынуждены работать, чтобы прокормить семью. Так что сейчас детям не так-то легко.

 

ЛИЧНАЯ ТЕМА3_knyazeva_1_350

- Людмила Романовна, при вашей постоянной занятости у вас остаётся время на семью, на какое-то увлечения?

- Дети выросли, и большую часть времени я теперь отдаю работе. Но на все праздники наша семья собирается в родительском доме. У меня двое детей - сын и дочь, трое внуков. Самой маленькой Лизе всего два месяца, сейчас она у нас - центр семьи.

- Чем вы угощаете своих домочадцев?

- Обязательно леплю много пельменей, это моё коронное угощение, и готовлю бешбармак.

-Поделитесь рецептом с нашими читателями?

- С удовольствием! Берётся кусок жирной говяжьей грудинки, заливается водой и очень долго варится на медленном огне, пока мясо не станет совсем мягким. После этого его вынимают, а верхний жирный слой бульона снимают и запаривают им в отдельной посуде много мелко нарезанного лука. Делают тесто, как для домашней лапши, раскатывают в тонкий пласт и режут кубиками, которые потом бросают в кипящий бульон. Когда они сварятся, на большое блюдо слоями выкладывают клёцки, потом порезанное мясо, а сверху заливают луком с бульоном. Объедение невозможное! Казахи едят его руками, от этого и название пошло: «беш» по-казахски означает «пять», пять пальцев.

- А читать любите?

- Очень! Когда появляется свободное время, всегда читаю, жаль, что его не так много. Очень люблю Людмилу Улицкую и Людмилу Петрушевскую. А недавно открыла для себя Павла Санаева. Его автобиографический роман «Похороните меня за плинтусом», по которому уже снят фильм, очень интересен, советую прочесть.

- У вас, наверняка, и огород есть?

- Есть дача, но там грядок почти не сажаем. Мы с мужем любим цветы, вместе их разводим. У нас было много роз, но в прошлом году мороз их побил, а вообще нам нравятся самые разные цветы.

- Знаю, что недавно вы вернулись из путешествия...

- Да, мы стареемся с мужем каждый год ездить отдыхать, менять обстановку. Я люблю путешествовать. Два года подряд ездим в Израиль. Когда у нас появилась возможность отправиться заграницу, мы выбрали именно эту страну, можно сказать, что это была мечта. Мы с моим мужем Константином Семёновичем - люди верующие, поэтому посещение Израиля, Иерусалима, знакомство с христианскими святынями, возможность прикоснуться к ним душой означало для нас очень многое.

Беседовала

Светлана ЗАЦАРИННАЯ

Поделиться