Неделя Боровского района
Большие перемены. Наталья Кустова рассказала, что ждет школьников в новом учебном году
Гость недели
07.09.2023

На прошлой неделе школьники всего района вновь вернулись за парты в свои классы. Но новый учебный год обещает заметно отличиться от предыдущего большим числом нововведений.

Поэтому все ли перемены будут к лучшему, как  образовательные учреждения готовились встречать своих воспитанников и какие проблемы в этой сфере есть у Боровского района на сегодняшний день, мы решили узнать у заведующего отделом образования Натальи КУСТОВОЙ.

 

НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО

- Наталья Павловна, сколько детей сегодня обучается в школах районах?

- Всего в наших школах 8127 учеников. Если делить их на возрастные категории, то больше всего человек в основном звене - почти 4000 тысячи, а меньше всего в среднем, 10-11 классы - всего 452 человека. Остальные ребята ходят в младшую школу.

- А сколько учеников пришло в этом году впервые?

- На 1-е сентября было 907 первоклашек, но прием еще не окончен, поэтому точную цифру можно будет назвать позднее. В прошлом году у нас было 995 обучающихся первых классов. Цифра чуть меньше, но все равно детей много, и в классах получается по 32-34 человека.

- Тогда нельзя не задать волнующих многих вопрос - не вернет ли такая нагрузка вторую смену?

-  Здесь у нас без изменений. В прошлом году пришлось ввести обучение в две смены в трех школах - первой балабановской, ермолинской и кривской. В таком режиме они продолжат работать и в этом году, новых образовательных учреждений в этот список не добавилось. Но нагрузка действительно большая, поскольку школы просто не рассчитаны на такое количество детей.

-  Вопрос о строительстве новых в нынешних экономических условиях, наверное, из области фантастики?

- На самом деле не все так плохо. У нас есть договоренности о строительстве новой школы в Кривском и подготовительные работы уже проводятся. Помимо этого в правительстве региона с пониманием относятся к нашей ситуации, и готовы рассмотреть предложения по Балабаново и Боровску.  Конечно, пока никаких конкретных сроков или мест назвать нельзя, но перспективы есть.

- Как ситуация с педагогами? Ведь школа это в первую очередь учителя, а не здание.

- В этом плане у нас все хорошо, пришли молодые специалисты, так, например, в МОУ «СОШ №4 г. Балабаново» даже четыре новых молодых педагога пришли трудиться. Штат укомплектован, готов к работе. Есть, конечно свободные вакансии для узких специалистов - биологов, химиков, физиков и кое-где в начальном звене. Но из положения выходим, так чтобы не было вреда для учебного процесса. Руководители тоже остались прежние, только в одном детском саду №13 заведующая ушла на пенсию.

- Детский сад №13 это «Родничок», который в последнее время находится в центре внимания всего района?

- Да, это он. Но уход заведующей с этим никак не связан, просто совпадение.

- Раз уж коснулись этой темы, какие сейчас перспективы по его ремонту?

- Встречались с главой администрации района на месте, еще раз осмотрели здание. Пока решили обновить фасад, поскольку там не требуется капитальных работ, а хватит и косметического ремонта. По кровле сумма большая - примерно 5  с лишним миллионов рублей.  Пока депутаты районного Собрания согласились выделить 3 миллиона из бюджета, поэтому будем искать либо более дешевый проект, либо встречаться с администрацией и как-то искать оставшуюся сумму. А после ремонта кровли будем капитально делать фасад здания.

 

СЕРЬЕЗНАЯ ПОДГОТОВКА

- Расскажите, как школы подготовились к новому учебному году?

- Без серьезных проблем или нарушений. Все школы проверила специальная комиссия и каких-то критических нарушений, мешающих началу работы, не обнаружили. Мелкие недочеты есть, стараемся их решать.

- К чему было больше всего вопросов?

- Больше всего к АПС (автоматическая пожарная сигнализация). Дело в том, что в большинстве школ этим системам уже по 10 лет, а то и больше. Поэтому сотрудники МЧС обратили внимание, что их надо бы заменить более современными.  Это, конечно, потребует очень серьезных финансовых вложений -  и этих средств у нас сейчас нет.  Это больше информация « к сведению», поскольку у нас заключен договор с компанией, которая каждый год проверяет функционирование этих систем, и при необходимости проводит ремонт. Да, они не новые, но исправны. По возможности проведем модернизацию, но пока этой возможности нет.

- Раз уж коснулись темы финансов - как правило система образования была самой большой статьей в расходах бюджета. В этом году денег напротив, почти не выделяли. Это повлияло на подготовку к новому учебному году?

-  В школах всегда есть что делать и над чем работать. Тут ситуация такая, что сколько денег не вложи, найдется на что еще попросить. В этот раз ремонты получились очень скромными, справлялись директора по большей части своими силами. Учитывая обстоятельства, считаю, что сработали хорошо. Посмотрим, что будет в следующем году.

- А что касается программы капитального ремонта?

- В этом году мы в неё не попали и, к сожалению, на следующий перспектива тоже выглядит печальной. Заявок мы сделали много, но все упирается в сроки. Разрабатывать смету самостоятельно или с помощью сторонних подрядчиков дело не быстрое. А в районе, к сожалению, с этим направлением тоже есть определенные сложности. Над сметами работает только один специалист, и кроме нас у него есть и другие проекты, так что дело двигалось медленно. Тем не менее, подать документы мы успели, но на этапе прохождения экспертизы все «зависло», и когда нам наконец дали положительное заключение, программа была уже сверстана. Поэтому остается только надеяться, что кто-то из попавших школ «выпадет» и нас возьмут на замену. Пока прошел только небольшой проект по замене электрики в МОУ «СОШ №4 г. Балабаново»

- Какие-то выводы из этой ситуации для себя сделали?

- Да, и даже обсудили это с руководством района. Будем стараться готовить сметы заранее, чтобы в каждой школе они были на руках.  Пересчитать коэффициенты и стоимость гораздо легче и быстрее, чем разрабатывать все с нуля.

- Есть ли какие-то работы за рамками капремонта?

- У нас появляются новые «Точки роста». В этом году запустили три новых в МОУ «СОШ №1 г. Балабаново», МОУ «СОШ № 2 г. Боровска» и МОУ «СОШ д. Абрамовское им. И.Н. Самохина». Получается, что из 15 школ района уже десять «Точками роста» охвачены. Классы отличные, с новым оборудованием, мебелью. В таких кабинетах приятно находится и ученикам, и педагогам. И на следующий год мы намерены оборудовать ещё три школы. Но и на этом мы не останавливаемся Мы активно работаем над развитием образовательного пространства района, создаем современную инфраструктуру в школах, в том числе  в рамках реализации мероприятий  федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда». Эти проекты и являются важным ресурсом формирования у обучающихся современных технологических, гуманитарных и цифровых навыков и  направлены на повышение качества образования, развитие способностей и талантов обучающихся.

- В этом направлении никаких финансовых сложностей не возникает?

-  Сейчас, наверное, они везде есть. Софинансирование от региона заметно сократилось, но все равно мы смогли оборудовать по два кабинета в каждой школе. Это достаточно дорого, потому что делать ремонт и закупать мебель пришлось из нашего бюджета. Как будет в следующем году говорить рано, но от планов наших не отказываемся.

 

ДОРОГА К ЗНАНИЯМ

- Вернемся к 1 сентября. Как прошел День Знаний?

- Без происшествий. Во всех школах провели линейки, в общем как всегда, праздник был. Конечно, в некоторых случаях вводились ограничения на число сопровождающих - это связано опять же с тем, что школы не рассчитаны на большое количество людей. Да и вообще сейчас любое массовое мероприятие несет потенциальную угрозу.

- Были жалобы от родителей пятой балабановской, что за детьми не приехал школьный автобус. С чем это связано?

- Это, наверное, наша самая серьезная проблема на сегодняшний день. У нас есть два маршрута - как раз МОУ «СОШ № 5 г. Балабаново» и МОУ «СОШ д. Кривское», где нет водителей. Дело в том, что требования к человеку, который перевозит детей очень серьезные. Одно из них - полное отсутствие судимостей, даже совсем старых и погашенных. У наших водителей - такие нашлись, очень давние и по экономическим статьям, никак с детьми, не связанными вообще. Но в итоге их решили уволить, а найти новых на замену не получается.

- Новых кандидатов нет или не подходят?

- Здесь нужно понимать, что решение о найме принимаем не мы. Если к нам приходит человек устраиваться, то мы его отправляем на собеседование в предприятие «Школьный автобус» в Калуге, и последнее слово остается за ними. Пока никто не подошел, да и зарплаты не самые высокие, так что очередь не стоит.

- Какой-то выход из ситуации нашли?

- По пятой школе временно перенаправили один из автобусов МОУ «СОШ № 1 г. Боровска», чтобы забирать детей хотя бы с отдаленных участков вроде Кабицыно. В Кривском сложнее. Прорабатываем возможность перевода детей из дальних деревень, которые не смогут добраться до школы сами на «дистанционку», пока вопрос не решится.

 

УЧЕБА «ПО-НОВОМУ»

- Наталья Павловна, этот год для системы образования - год больших нововведений. Давайте разберем их по пунктам.

- Давайте. Самое простое новшество в плане реализации, это переход на новые учебники истории. Мы их уже получили и передали в школы. Остальные новшества требуют более серьезной работы.

- Наверное, самое обсуждаемое изменение - это привлечение учеников к обязательному труду. Что таится за этой формулировкой?

- Да, вопросов по этому пункту и правда было много. Одни родители переживают, другие одобряют, но рассказать надо. На самом деле ничего страшного перемены не несут. Я думаю, все выпускники постарше, да и сами родители помнят, как в школах были дежурные, которые помогали убирать класс и следили за порядком на переменах. Или как все вместе выходили на субботники и убирали школьную территорию от листьев. Именно эти вещи и вернутся в школы в этом году. Так что звучит, конечно, формулировка пугающе, но на самом деле это хорошо всем знакомые занятия.

- Что можете сказать про новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины»?

- Он в программу добавится только в следующем учебном году. Сейчас мы пока готовимся к введению предмета. Самым сложным нюансом является поиск подходящих педагогов, у  которых очень желательна военная подготовка, поскольку сюда входит не только патриотическое воспитание, но и как это называлось раньше «Начальная военная подготовка». Но это все ждет нас в будущем, а в этом году уже добавится единая система профориентации.

- Расскажите подробнее?

- По четвергам для 6-11 классов будут проходить внеурочные занятия «Россия - мои горизонты».  Тут сразу есть и патриотическая часть о достижениях нашей страны в каких-то отдельных сферах и практическая, с информацией о том какие специалисты сейчас самые востребованные, какое направление для себя выбрать и на что обращать внимание в первую очередь.

- Многих порадовало возвращение серебряных медалей. Как Вы относитесь к этому нововведению?

- Лично я очень одобряю. У нас много ребят которые заканчивают школу с одной или с двумя «четверками». И мне кажется, что их старания тоже нужно поощрять. А раньше получалось, что ты не дотянул до золотой медали совсем чуть-чуть, но остался совсем без награды. Это как-то несправедливо.

- Золотая медаль дает дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Серебряная тоже будет приносить какие-то бонусы или нужна просто как знак поощрения?

- Будет. Как и в случае с золотой медалью, каждый ВУЗ сам оценивает «стоимость» награды. Серебряная также будет давать дополнительные баллы, меньше чем «золото», но будет.

- Какое новшество на ваш взгляд самое важное?

- Честно говоря, выделю введение обязательной диагностики знания русского языка для детей мигрантов. Со следующего года будет введен специальный экзамен, который иностранцам нужно будет пройти для зачисления в школу. Сейчас мы тоже стараемся со своей стороны давать таким детям какие-то пробные задания, но они по большей части нужны для самих педагогов, чтобы понимать, как работать с ребенком. Встречаются очень сложные случаи, когда ученик вообще не знает русского языка, и как ему обучаться в таком случае и взаимодействовать с окружающими - большой вопрос. Так что на мой взгляд подобное тестирование - шаг очень важный и актуальный.

- Много вопросов от жителей поступает относительно профильных классов в школах.

-  С этого года профильное обучение в старших классах у нас будет в каждой школе. Направления всего четыре, но у нас представлено три - запустить инженерную направленность пока не получилось, поскольку нет организаций для сотрудничества и необходимых специалистов. Поэтому будут классы с медицинским уклоном, психолого-педагогическим и аграрным.

- Что именно подразумевает эта специализация?

-  Больше внимания уделяется конкретным направлениям подготовки. Например, для медиков это химия и биология, а также специальные встречи и уроки от специалистов в данной области, которые помогут разобраться в более сложных и узко направленных вопросах.

Беседовал Степан ФЕДОРОВ

Поделиться