Неделя Боровского района
Четыре дня, чтобы вспомнить свою историю
Праздник
29.10.2010

Начало ноября знаменательно для россиян государственным праздником, малопонятным большинству по своему значению, но позволяющим сделать перерыв между уже забытым летним отпуском и ещё неблизкими новогодними каникулами. В этом году отмечать День народного единства россияне будут больше обычного, а значит, у каждого появится лишнее время не только для того, чтобы отдохнуть, но и окунуться в историю праздника, который корнями своими уходит в боровскую землю.

ОТ СТЕН ПАФНУТЬЕВА МОНАСТЫРЯ

Эти ноябрьские праздники старшее поколение по обыкновению называет «октябрьскими». Память о революции 1917 года, отмечавшаяся на протяжении семидесятипятилетней истории, живее всех живых и пусть еле заметно, но ещё отмечается нашими стариками.

На этом фоне праздник народного единства, которому уже пять лет, выглядит как-то непонятно. Мало кто из взрослых, а уж тем более детей, знает об его истории. А ведь она неотъемлемо связана с величайшими событиями в истории нашей страны, и боровская земля имеет в ней особое место.

4_dnya_1_427

 

Своими корнями День единства уходит вглубь четырёхсотлетней истории, когда купец Минин и воевода Пожарский смогли объединить простых русских людей для защиты Москвы и изгнания польских интервентов. Этот исторический факт настолько велик по своей силе, что аналогов ему в истории больше не было. Судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти, которой к тому времени почти и не существовало. В период смутного времени, когда правление династии Рюриков закончилось, а Романовых ещё не началось, люди шли защищать не царя, а свою родную землю.

Примечательно, что в глобальном подвиге русского народа не померкла слава событий предшествовавших освобождению Москвы, и ставших началом последующего освобождения. Именно на боровской земле произошли события, переломившие историю.

В 1610 году польские интервенты под руководством Лжедмитрия уверенным шагом направлялись к стенам Москвы, но неожиданно наткнулись на противостояние войска воеводы Михаила ВОЛКОНСКОГО. Силы противников были не равны и защитники родной земли укрылись в обороне в стенах Пафнутьево-Боровского монастыря. После десятидневной осады воеводу предали его соратники, открыв ворота Таинской крепости монастыря. Но и после прорыва поляков Волконский и его верные дружинники не сложили оружия, приняв смерть в достойном бою.

Зная об этом, каждый житель Боровского района теперь, наверно, по-иному посмотрит на ноябрьский праздник и почувствует гордость от прямой сопричастности к нему. К тому же не лишним будет напомнить, что именно подвиг Михаила Волконского стал основой для создания герба и знамени города Боровска.

 

ДОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО4_dnya_2_360

На этот раз россияне будут праздновать День народного единства дольше, чем в прошлом году. В 2009 году премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о переносе выходных дней с субботы, 13 ноября, на пятницу, 5 ноября. Как говорится в постановлении, выходные дни переносятся «в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней». Так что в ноябре все смогут отдохнуть четыре дня подряд - с 4 по 7 ноября включительно. А вот следующая неделя получается шестидневной из-за переноса субботы 13 на пятницу 5 ноября.

К этому дню в районе запланировали сразу несколько мероприятий. В боровском Доме культуры 2 ноября в 15 часов состоится встреча, организуемая партией «Единая Россия», на которой выступит Глава района Анатолий БЕЛЬСКИЙ, представители Совета ветеранов и молодёжи. Основной темой этих выступлений станет значение Дня народного единства для каждого из нас. Завершится встреча концертом местных артистов.

А вот в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре в рамках культурно-просветительского проекта «Под знаком любви Христовой», посвященного 400-летию героической обороны монастыря от польско-литовского войска, готовится Всероссийская историко-культурная конференция «Уроки Смутного времени»

Конференция проводится по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента при поддержке областной и районной администраций и её главной целю является привлечение внимания российской общественности, государственных и церковных структур к героическому наследию русской истории. Для участия в конференции приглашены ученые, общественные деятели, представители духовенства, педагоги, деятели культуры, предприниматели, журналисты из многих регионов России. Ожидается, что на церемонии открытия будут присутствовать губернатор Калужской области Анатолий АРТАМОНОВ и полпред президента РФ Георгий ПОЛТАВЧЕНКО.

Культурно-просветительский проект «Под знаком любви Христовой» открывает череду праздничных мероприятий, посвященных преодолению Россией в 1612 году Смутного времени, изгнанию польско-литовских интервентов.

 

В ЭТОТ ДЕНЬ

День народного единства - праздник относительно молодой. Он появился в календаре лишь в декабре 2004 года с принятием поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Между тем, новый праздник - это хорошо забытый старый. В начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

В 2004 году был перенесен и государственный выходной день - с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. По мнению аналитиков, это было сделано для того, чтобы снять ассоциации нового праздника со старым - Днём Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года. Однако и новая дата оказалась отмечена в календаре истории нашей страны сразу несколькими событиями, связанными с её социалистическим прошлым.

4 ноября 1917 года ВРКВРК (военно-революционный комитет) Петроградского совета объявил о том, что признаются действительными лишь утвержденные им приказы.

В 1942 году был основан Московский инженерно-физический институт (МИФИ).

В 1945 началась Ялтинская конференция глав держав-союзников.

В 1956 году провели первые испытания турбореактивного самолета ТУ-104.

В 1964 году в Москве на проспекте Мира открылся монумент в честь покорителей космоса.

В 1967 году Ленинград награждён орденом Октябрьской Революции, а телецентр Останкино сдан в эксплуатацию.

В 1970 году в СССР организовали Комитет по правам человека.

В 1981 году открылся Центральный музей МВД СССР.

В 1991 году было подписано постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Михаила ГОРБАЧЁВА по 64-й статье УК РСФСР (измена родине) за признание независимости прибалтийских республик, которое позже было закрыто.

ДЕНЬ СВЕТЛОГО ПРАЗДНИКА

4 ноября православные христиане прославляют одну из наиболее почитаемых икон - образ Казанской Божьей матери. Эта святыня неотъемлемо связана с историей государственного праздника - Дня народного единства, поскольку считается, что именно она помогла русскому народу противостоять недругам в годы Смутного времени.

Её история начинается в шестнадцатом веке. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Раскопки, проводимые местными жителями, ничего не дали, и тогда сама Матрона принялась за дело и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы был основан женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией.

Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, и вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.

У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе, а 25 октября русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.

В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы - 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.

Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы.

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы оберегают Россию по всем четырём сторонам света. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Анна КНЯЗЕВА

Поделиться