журнал
Начало ноября знаменательно для россиян государственным праздником, малопонятным большинству по своему значению, но позволяющим сделать перерыв между уже забытым летним отпуском и ещё неблизкими новогодними каникулами. В этом году отмечать День народного единства россияне будут больше обычного, а значит, у каждого появится лишнее время не только для того, чтобы отдохнуть, но и окунуться в историю праздника, который корнями своими уходит в боровскую землю.
ОТ СТЕН ПАФНУТЬЕВА МОНАСТЫРЯ
Эти ноябрьские праздники старшее поколение по обыкновению называет «октябрьскими». Память о революции 1917 года, отмечавшаяся на протяжении семидесятипятилетней истории, живее всех живых и пусть еле заметно, но ещё отмечается нашими стариками.
На этом фоне праздник народного единства, которому уже пять лет, выглядит как-то непонятно. Мало кто из взрослых, а уж тем более детей, знает об его истории. А ведь она неотъемлемо связана с величайшими событиями в истории нашей страны, и боровская земля имеет в ней особое место.
Своими корнями День единства уходит вглубь четырёхсотлетней истории, когда купец Минин и воевода Пожарский смогли объединить простых русских людей для защиты Москвы и изгнания польских интервентов. Этот исторический факт настолько велик по своей силе, что аналогов ему в истории больше не было. Судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти, которой к тому времени почти и не существовало. В период смутного времени, когда правление династии Рюриков закончилось, а Романовых ещё не началось, люди шли защищать не царя, а свою родную землю.
Примечательно, что в глобальном подвиге русского народа не померкла слава событий предшествовавших освобождению Москвы, и ставших началом последующего освобождения. Именно на боровской земле произошли события, переломившие историю.
В 1610 году польские интервенты под руководством Лжедмитрия уверенным шагом направлялись к стенам Москвы, но неожиданно наткнулись на противостояние войска воеводы Михаила ВОЛКОНСКОГО. Силы противников были не равны и защитники родной земли укрылись в обороне в стенах Пафнутьево-Боровского монастыря. После десятидневной осады воеводу предали его соратники, открыв ворота Таинской крепости монастыря. Но и после прорыва поляков Волконский и его верные дружинники не сложили оружия, приняв смерть в достойном бою.
Зная об этом, каждый житель Боровского района теперь, наверно, по-иному посмотрит на ноябрьский праздник и почувствует гордость от прямой сопричастности к нему. К тому же не лишним будет напомнить, что именно подвиг Михаила Волконского стал основой для создания герба и знамени города Боровска.
ДОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО
На этот раз россияне будут праздновать День народного единства дольше, чем в прошлом году. В 2009 году премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о переносе выходных дней с субботы, 13 ноября, на пятницу, 5 ноября. Как говорится в постановлении, выходные дни переносятся «в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней». Так что в ноябре все смогут отдохнуть четыре дня подряд - с 4 по 7 ноября включительно. А вот следующая неделя получается шестидневной из-за переноса субботы 13 на пятницу 5 ноября.
К этому дню в районе запланировали сразу несколько мероприятий. В боровском Доме культуры 2 ноября в 15 часов состоится встреча, организуемая партией «Единая Россия», на которой выступит Глава района Анатолий БЕЛЬСКИЙ, представители Совета ветеранов и молодёжи. Основной темой этих выступлений станет значение Дня народного единства для каждого из нас. Завершится встреча концертом местных артистов.
А вот в Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре в рамках культурно-просветительского проекта «Под знаком любви Христовой», посвященного 400-летию героической обороны монастыря от польско-литовского войска, готовится Всероссийская историко-культурная конференция «Уроки Смутного времени»
Культурно-просветительский проект «Под знаком любви Христовой» открывает череду праздничных мероприятий, посвященных преодолению Россией в 1612 году Смутного времени, изгнанию польско-литовских интервентов.
В ЭТОТ ДЕНЬ
День народного единства - праздник относительно молодой. Он появился в календаре лишь в декабре 2004 года с принятием поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Между тем, новый праздник - это хорошо забытый старый. В начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.
В 2004 году был перенесен и государственный выходной день - с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. По мнению аналитиков, это было сделано для того, чтобы снять ассоциации нового праздника со старым - Днём Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1917 года. Однако и новая дата оказалась отмечена в календаре истории нашей страны сразу несколькими событиями, связанными с её социалистическим прошлым.
4 ноября 1917 года ВРКВРК (военно-революционный комитет) Петроградского совета объявил о том, что признаются действительными лишь утвержденные им приказы.
В 1942 году был основан Московский инженерно-физический институт (МИФИ).
В 1945 началась Ялтинская конференция глав держав-союзников.
В 1956 году провели первые испытания турбореактивного самолета ТУ-104.
В 1964 году в Москве на проспекте Мира открылся монумент в честь покорителей космоса.
В 1967 году Ленинград награждён орденом Октябрьской Революции, а телецентр Останкино сдан в эксплуатацию.
В 1970 году в СССР организовали Комитет по правам человека.
В 1981 году открылся Центральный музей МВД СССР.
В 1991 году было подписано постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Михаила ГОРБАЧЁВА по 64-й статье УК РСФСР (измена родине) за признание независимости прибалтийских республик, которое позже было закрыто.
ДЕНЬ СВЕТЛОГО ПРАЗДНИКА
4 ноября православные христиане прославляют одну из наиболее почитаемых икон - образ Казанской Божьей матери. Эта святыня неотъемлемо связана с историей государственного праздника - Дня народного единства, поскольку считается, что именно она помогла русскому народу противостоять недругам в годы Смутного времени.
Её история начинается в шестнадцатом веке. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Раскопки, проводимые местными жителями, ничего не дали, и тогда сама Матрона принялась за дело и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы был основан женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией.
Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, и вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе, а 25 октября русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы - 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, - на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.
Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы.
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы оберегают Россию по всем четырём сторонам света. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.