Неделя Боровского района
Культурные наследники
Религия
12.04.2012

Основы Православной культуры меняют школьников и учителей.

Наша культура и быт тысячу лет связаны с Православием, и каждый человек должен знать свое прошлое, иметь с ним духовную связь. Ведь Россия - страна великая не только территорией и природными ресурсами, но, в первую очередь культурой и верой народа. За призмой развития инновационных технологий, за бешеным ритмом жизни осознание этого у нашего поколения утеряно. Формирование традиционного православного мировоззрения, а также установок, обеспечивающих осознанный выбор в пользу добра, послужили причиной появления курса Основ православной культуры (ОПК) в современной российской образовательной системе, в том числе в Боровском районе: в боровской Ноосферной и в СОШ №3 Балабанова.

 

ВЫХОД НА РЕГИОН

14_uroki_1_300

Как рассказали директор балабановской школы № 3 Виктор ЛОКТЮХИН и преподаватель основ православия Наталья КРИВОЛУЦКАЯ, экспериментальная площадка ОПК на базе их школы была создана в рамках районной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание жителей Боровского района» и работает уже четыре года. Срок не такой уж большой, но за ним стоит большой труд и немалые результаты. Во-первых, за это время уже два раза учителя, ведущие этот курс, проходили профессиональное обучение методике преподавания данного курса. В этом году такая поездка предполагается снова. Подготовку прошли все педагоги начальной школы, и трое - из среднего звена. По словам Виктора Ивановича, за это время уже определились лидеры своего предмета: это Наталья Криволуцкая и Валентина Филина, - за ними и тянутся остальные учителя. Во-вторых, начав изучать ОПК пять лет назад, они теперь уже и сами дают уроки и мастер-классы на район и другие регионы.

14_uroki_3_300Предмет «Основы православия» охватывает учеников с первого по восьмой класс, по большей части ведут этот предмет учителя у тех школьников, которых и выпускают в четвертом классе. «Можно было бы, конечно, пойти по более легкому пути, чтобы всего один-два преподавателя вели этот предмет в своих классах. Но тогда не было бы работы всего коллектива, а нам хотелось, чтобы все подключились к этому процессу: и учителя начальной школы, и среднего звена. Даже в старшем звене мы планируем проводить интегрированные уроки ОПК. Когда это случится, уже можно будет говорить о каких-то серьезных результатах», - поделился директор школы.

Охватить предметом ОПК старшеклассников в планах в ближайшие два года, но к этому надо основательно подготовиться. Когда это произойдет, школа будет вправе заявлять о себе, как о региональной инновационной площадке по духовно-нравственному воспитанию. Виктор Иванович говорит, что тогда это даст результат на ученика, возможность воспитать достойного гражданина, патриота своей страны, который будет и защитником отечества, и сможет, как экономику страны поднимать, так и семью крепкую создать.

 

ДЕЙСТВУЯ СООБЩА

В настоящий момент школа находится в статусе районной опорной, и урок проходит раз в неделю в качестве факультатива, потому оценки по этому предмету не выставляют. «Да и как тут ставить оценки, как измерить уровень знаний в этой области? Можно выучить что угодно, но что в душе и сердце отложится?», - удивляется Наталья Криволуцкая. Несмотря на это его ценность по сравнению с другими школьными предметами не преуменьшает: «Предмет проходит раз в семь дней, а готовишься к нему целую неделю», - продолжает Наталья Олеговна.

14_uroki_2_350Подготовка к введению этого предмета в образовательную систему школы, была отнюдь не как к кружку. Разрешение на это должны были дать родители учащихся. Педагоги честно признаются, что переживали, как они воспримут это предложение. Школой было проведено анкетирование около двухсот человек. По его итогам, только два человека воздержались, остальные же поддержали идею, что лишний раз доказывает: все они идут в одном направлении. Большую поддержку в таком начинании оказывает и районная администрация, которая за успешную реализацию по духовно-нравственному воспитанию учащихся наградила школу грандом в пятьдесят тысяч. Деньги были потрачены на оснащение кабинета ОПК, и теперь школьники могут изучать православную культуру  в специально предназначенном для этого кабинете, оснащенном необходимой техникой, дидактическими материалами и пособиями.

На вполне закономерный вопрос, не идет ли введение этого предмета к конфликту с принципом свободы вероисповедания, педагоги оговариваются, что ОПК не держат за собой цель религиозного воспитания школьников, среди которых есть представители  разных вероисповеданий. Ребенок рождается в этой культурно-социальной среде или приезжает в нее извне - не важно. Он будет в ней жить в дальнейшем, поэтому он не может ее не знать. Школьников не учат молиться, не учат божьему закону, их знакомят с культурологическими основами православной культуры, которая являлась стержнем создания нашего государства. «Именно она за тысячу лет создала российскую империю, которая, благодаря нынешним бездуховности, безнравственности, пьянству, распущенности, раскололась. Чтобы не развалить Россию окончательно, не развалить себя изнутри пропагандой всего вышеперечисленного, надо в первую очередь заниматься душой человека. Кроме того, государство держится во многом на семье - значит, мы должны воспитать хорошего семьянина. Чего мы и пытаемся делать всем коллективом», - объясняет Виктор Локтюхин.

 

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЁМ?

14_uroki_4_320

Убедиться в том, что уроки ОПК носят действительно сугубо культурологический характер, без религиозного подтекста, «Неделя» смогла, побывав на одном из занятий подопечных Натальи Криволуцкой, учеников четвертого класса, тема которого - «Наши небесные покровители». Урок проходил в виде электронной презентации, где каждый из юных участников представил плоды недельного труда. Всё это время, узнав от руководителя, что у каждого человека есть свой покровитель, свой ангел-хранитель, в честь которого его и нарекли тем или иным именем, дети собирали информацию для исследовательской работы: каждый о своем святом. По каждому из небольших докладов было видно: то, о чем рассказывают школьники, им действительно интересно, а пройденный материал отложится надолго.

В святых Кирилле и Анастасии, Марине и Нике, Михаиле и Агафье их вполне земные юные тезки подчас узнавали друг друга. Школьник Никита выделяется среди своих одноклассников боевым духом, оказалось, что и его небесного покровителя святого великомученика Никиту называли не иначе, как Никита-воин, за его соответствующий нрав. А Вика, мама которой фотограф, узнала, что святая мученица Ника Коринфская, в честь которой её окрестили, - покровительница всех людей этой профессии.

14_uroki_5_320Подобные факты развивают в юных исследователях неподдельный интерес к изучаемому материалу, и к концу урока им не составляет труда выстроить лестницу качеств, которыми наделены их небесные покровители. В итоге, материал освоен с большим энтузиазмом. Причем много нового за время работы узнали не только учащиеся. Наталья Олеговна призналась, что о своем святом она сама узнала только тогда, когда готовилась к этому уроку: «Я считаю, что мы - поколение в этом плане никакое, без бога, без царя в голове. Я узнала о покровителе в 40 лет, а они - в десятилетнем возрасте. Быть может, освоив этот курс, они будут в жизни более стойкие, более целеустремленные. Сейчас детки находятся в таком возрасте, когда они склонны к творчеству, нужно лишь только направить. Например, я подкинула им тему про колокола. Так они  и диски с колокольным звоном принесли, и весь стенд был в рисунках и поделках на эту тему». Подобные исследовательские работы проводятся раз в месяц. Теперь им предстоит готовиться к участию в пасхальном фестивале.

Преподавателям приятнее всего осознавать тот факт, что инициатива исходит от самих учеников. Вместе они совершают и паломнические поездки, а возвращаясь под впечатлением, сыплют предложениями закрепить увиденное в памяти выставкой рисунков или сочинением.

 

ПЕРЕШАГНУТЬ ПОРОГ

14_uroki_6_320

Конечно, ОПК в младших классах воспринимается более лояльно. Вводить же этот предмет резко в 7-8 классе - более сложная задача. С этого года Наталья Криволуцкая  начала преподавать основы православия в восьмом классе, но, несмотря на все трудности, видит, что даже за эти три четверти ребята изменились. «Главное, найти подход. Потому я предлагаю только то, что им нравится. Например, однажды, я нашла видео, где за непринужденной беседой о жизни святой княгини Ольги рассказывает известный актер Дмитрий Певцов, и предложила им этот материал в качестве пособия. Дети с упоением слушали, однако кардинально другого  результата можно было бы ожидать, если бы я просто начала читать им лекцию», - объясняет Наталья Криволуцкая.

В качестве еще одного примера она привела другого учителя, которая ведет ОПК в одном из девятых классов, ее учащиеся - личности достаточно непростые и амбициозные.  Их педагог организовал волонтерский отряд: дети ездят в храм и помогают там по хозяйству, потихоньку приобщаясь к православной культуре, и изменяясь на подсознательном уровне. Подобные изменения находят свое отражение и в поступках. К примеру, на одном из уроков к ним присоединился настоятель боровского монастыря отец Серафим. Одна старшеклассница подошла попросить у него благословения на успешную учебу и сдачу экзаменов. Так за ней выстроилась целая цепочка таких же желающих. Как потом оказалось: за исключением трех-четырех человек, школьники делали это впервые, но они по своей воле перешагнули этот порог.

По мнению преподавателей, меняются не только школьники, вместе с ними изменения претерпевают и сами наставники, что еще раз доказывает, что и руководство, и педагоги, и родители, и школьники действуют в этой задаче, как единый организм.

 

Анастасия БОЛТАЧЕВА


Поделиться