Неделя Обнинска
Вдовы расплачиваются за ошибку «Сбербанка»!
Ситуация
23.03.2017

Казалось бы, солидный банк - это серьезная структура, сотрудники которой не могут допускать ошибок. Однако на деле получается так, что за «косяки» финансово-кредитной организации вынуждены расплачиваться обычные граждане. Так и случилось с клиенткой известного обнинского адвоката Сергея БАБИЦЫНА, с которой уже полгода судится самый «социальный» банк страны.

 

ФИНАНСОВЫЙ ДЕТЕКТИВ

Жить долго в счастливом браке мечтает каждая семья, но, к сожалению, судьба вносит свои коррективы. Обнинчанка Анастасия ИВАНОВА (имя изменено. - Прим. ред.) потеряла мужа. Спустя 40 дней вдова отправилась к нотариусу для соблюдения процедур наследования.

В числе положенных юридических манипуляций нотариус отправил и запрос в Центр сопровождения клиентских операций «Сбербанка» о наличии у супруга Ивановой счетов. Пришел ответ, что в данной организации у наследодателя открыто сразу три счета на общую сумму около 750 тысяч рублей.

Вдова знала о наличии счетов в банке, но не была полностью осведомлена о точном размере сбережений. Тем не менее, оформив свидетельство о праве на наследство, женщина сняла вышеуказанную сумму, которую затем постепенно потратила.

А через какое-то время ее вызвали в полицию, практически как мошенницу или воровку, потребовав объяснить, на каком основании она воспользовалась этими деньгами. Анастасия показала документы, подтверждающие ее право на распоряжение банковскими счетами, и ее отпустили.

Однако на этом история не закончилась. Вскоре женщина получила исковое заявление в суд от «Сбербанка», который требовал, чтобы она вернула деньги обратно. Оказалось, что ей эти средства якобы выплатили по ошибке!

Как так получилось? Ответ на этот вопрос больше похож на финансовый детектив, принять участие в котором и пришлось Сергею Бабицыну.

 

ДВЕ ВДОВЫ

Оказывается, в этот день в «Ясную поляну», являющуюся координирующим центром, в который стекается информация со всех банков, поступило два запроса из Обнинска. И оба на предмет наличия счетов у умерших мужей.

Девушка-оператор, получив первый запрос, увидела наличие нескольких счетов у человека, внесла необходимую информацию и отправила ее в Обнинск. Затем пришло второе обращение. Сотрудница, увидев, что оно отправлено из Обнинска, подумала, что информацию запрашивают по тому же клиенту, и внесла под теми же счетами уже соответственно совсем другую фамилию. В результате этой ошибки получилось, что на одну сумму стали претендовать два разных человека - две овдовевшие жительницы Обнинска.

Получилось так, что снять деньги первой пришла Анастасия Иванова. И лишь когда в банке увидели вторую вдову, то поняли, что совершили ошибку.

«Сбербанк» выплатил и второй наследнице причитающуюся ей сумму, а потом озадачился тем, как возместить ущерб, решив взыскать их с Анастасии деньги через суд и утверждая, что та незаконно обогатилась.

Да, есть сомнение, что эти средства женщина получила ошибочно. Но чья эта ошибка: ее или банка?

- Мой принцип открыт: в чем неосновательное обогащение моей доверительницы? Она что-то подделала в банковской сфере? Она могла посодействовать на запрос из Тулы? Нет, она пришла и получила эти деньги, обратившись с правоподтверждающим документом. Обжаловать действия нотариуса здесь тоже нельзя: банк сам дал официальное добро на выдачу этих средств. Так что вина здесь на сотрудниках банка, - считает адвокат Бабицын.

 

РАЗНЫЙ ПОДХОД

Интересен и другой момент: уже здесь, в обнинском «Сбербанке», получив свидетельство о праве на наследство от Анастасии Ивановой, что сделали сотрудники? Выдали ей деньги. Вопрос: они что, не знали, что счет открыт на другого человека?

На каком основании они по документу, в котором есть несоответствие, передали Анастасии средства? Причем, никаких подтверждающих бумаг банк не предоставляет. Судятся они уже полгода, и заявление «Сбербанка» было оставлено без рассмотрения из-за того, что истец не являлся на заседание. Однако недавно делу снова дали ход.

Утрата любимого человека - это всегда большое горе, которое в данном случае обрушилось и на Анастасию. До судов ли ей сейчас, вопрос риторический. Но почему она должна расплачиваться за чужие ошибки?

Стоит отметить, что у того же «Сбербанка» есть пример вполне открытого мошенничества, когда аферист снял 4 миллиона со счета чужого человека, однако в этом случае почему-то банк не ждет, когда его отыщут, а пытается повесить эти деньги на сотрудников, их выдавших. Игра контрастов здесь вполне очевидна, только это уже совсем другая история, которую «Неделя» расскажет в одном из следующих номеров.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

Поделиться