10.05.2018

Вячеслав Самсонов: «Признание города - важный этап в моей жизни»



Кандидат технических наук, трижды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, почетный авиастроитель Вячеслав САМСОНОВ работает на ОНПП «Технология» с 1975 года.

Сейчас Вячеслав Иванович занимает должность первого заместителя директора НПК «Стекло».

За более чем сорокалетний стаж работы Вячеслав Иванович сделал очень многое для развития науки, за что и удостоился высокой чести быть отмеченным на доске почета в Обнинске.

 

СЛУЧАЙНАЯ НЕСЛУЧАЙНОСТЬ

- Вячеслав Иванович, сорок три года вы работаете на ОНПП «Технология». Нельзя сказать, что вы стояли у истоков предприятия, но, все же, вместе с вами оно росло и развивалось. В том числе при вашем непосредственном участии происходили знаковые перемены. Какое из множества событий является самым важным для вас?

- Самое первое для меня знаковое событие было, когда я еще был молодым специалистом. Мне посчастливилось участвовать в создании орбитального корабля «Буран». Мы тогда делали для него остекление кабины пилотов и навигационные светофильтры.

Тогда я еще изучал азы стекольного производства. Так что работа была не только ответственной, но и интересной. А когда «Буран» полетел - испытал чувство гордости. Вклад с моей стороны был небольшим, но очень важным для меня.

- После первого успеха вас было уже не остановить...?

- Если честно, то я в науку пришел совершенно случайно. Я окончил институт железнодорожного транспорта по специальности теплоэнергетик. Потом решил отслужить в армии. После мне рассказали о городе Обнинске.

- Вы не коренной обнинец?

- Нет. Я даже не подозревал о существовании такого города. Впрочем, если я вам скажу откуда я родом, вам это тоже ни о чем не скажет.

- Откуда же?

- В Калужской области есть такое глухое местечко - Барятинский район, станция Милятино. Это рядом с Зайцевой горой. Дебри. (улыбается)

- Ваше трудоустройство в ОНПП «Технология» можно назвать судьбоносным, я полагаю.

- Можно так сказать. В те годы на предприятии был активный набор сотрудников технологической лаборатории, а в ней было много печных агрегатов. Как раз моя специальность. А о стекле в то время я знал, что оно просто прозрачное. И все.

- Пришлось переучиваться?

- Нет. Нигде не учился, больше ничего не оканчивал. Самый лучший институт - практика на месте. И наставники у меня были очень хорошие. Ныне покойный, к сожалению, Федор Тихонович Горобец - он меня на работу принимал и многому научил. Роза Петровна Келина - ей уже под девяносто, тоже моя наставница. Я очень благодарен этим людям, они дали мне путевку в жизнь.

- Получается, что ваши награды, Правительственные награды и премии - в чем-то и их заслуга?

- Абсолютно верно.

 

 

ФАНЕРА, КАК СРЕДСТВО ОХЛАЖДЕНИЯ

- Расскажите о своей первой награде.

- Это была Премия правительства Российской Федерации в области науки и техники за создание формовой оснастки на основе принципа испарительно-конденсационных систем с использованием жидкометаллических теплоносителей.

- Вы меня, конечно, простите, но звучит очень сложно для обывателя. Если простым языком: что это значит?

- Когда формуют изделия из стекла, особенно в так называемых коротких стеклах, в которых вязкость нарастает со временем очень быстро, то образуется кованость, волны, которые портят оптику в первую очередь. Вы, может, когда-то видели сковородки, кастрюли стеклянные, а на них волны. Вот это была проблема, и с ней надо было справиться.

Стекломасса, когда ее вырабатывают, имеет температуру порядка 1000-1100°С, а форма металлическая или чугунная и имеет температуру в 300-400°С. Вот эта разница и дает вот такую волнистость, кованость, как мы ее называем.

Избежать этого можно было только одним путем: приблизить температуру формы к температуре стекла. Для этого ее нужно было с одной стороны нагреть, а с другой быстро охладить. Существующие тогда системы охлаждения не позволяли этого сделать.

- И как в итоге справились?

- Тоже случай помог. Рядом у нас Физико-Энергетический Институт, который использует жидкометаллические носители в своих тепловыделяющих элементах и они очень быстро отбирают тепло. Мы решили, если атомщики делают, то и мы попробуем. Выделили участок, сделали оснастку специальную, разработали формы, которые заполняли жидкометаллическим теплоносителем, которые уже работали по принципу испарительно-конденсационных систем. В итоге, с одной стороны это позволило поднять температуру формообразующей поверхности выше, и в то же время снизу мы не давали перегреться форме. Кованость исчезла. Мы тогда эту работу запатентовали на международном уровне. Нашим изобретением тогда заинтересовалась немецкая фирма «Вальтер», которая производит формообразующее оборудование, пресса, в том числе формовую оснастку.

- Удалось продать в Европу изобретение?

- Там целая история была! Наших тестирований фирме показалось недостаточно и нам для тестирования наших форм, предложили поехать в Чехию в Сазово, где еще при Советском союзе был построен хороший стекольный завод. Он специализировался по выпуску термостойкой посуды. Там стояли большие, мощные двенадцатипозиционные пресса. Это значит - на карусель одного пресса устанавливается 12 форм. Нам сказали подготовить четыре своих формы. Мы их сделали и поехали в Чехословакию. Немцы приехали, чехи тоже интерес проявили. Поставили на карусель 4 наши формы и своих 8 штук оставили. Но нам было понятно с самого начала, что наши формы требуют отсутствия интенсивного охлаждения, а у чехов все работало иначе.

- Получается, что затея с треском провалилась?

- Нет. Нам нужно было сохранить тепло внутри форм. Поэтому мы сперва обмотали их теплоизоляцией, что мало помогло, а затем их охлаждение, скажем так, решили отбивать.

- Каким образом, простите?

- Листом фанеры! Я серьезно. Система охлаждения представляла собой сильный поток воздуха направленный через трубу непосредственно на форму после извлечения из него изделия. Поэтому я сам стоял с листом фанеры, и как только наша форма подходила к системе охлаждения - подставлял ее и закрывал от обдува. Меня помню даже тогда в шутку «заслонкой» назвали. Шум стоял невообразимый!

Но самое важное то, что на выходе наши изделия получались ровными - идеальными, а у чехов с погрешностями.

В итоге договорились о сотрудничестве. Мы немцам передали патент, а они - автоматизированную технологическую линию по производству изделий из стекла. В 1995 году за эту работу получили премию.

 

ЕДИНСТВЕННЫЕ ВО ВСЕЙ РОССИИ

- Интересная история, спасибо. Вячеслав Иванович, насколько я знаю, вы трижды удостаивались Правительственной премии. Это так? - А как же научные труды?

- Все верно. Трижды лауреат.  Я написал более шестидесяти научных трудов и имею более пятидесяти авторских свидетельств и патентов, в том числе и зарубежных.

- Что за особенное остекление вы разработали для самолетов? Я же правильно понимаю, что речь идет о военной технике.

- Верно. Каждый самолет, особенно современный, имеет мощные системы радиолокационного подавления. У них на закрылках стоят специальные приборы. Когда они входят в зону радиолокационной видимости врага, они их включают, и тогда непонятно что там летит. Работа этих приборов аналогична работе индукционных печек, но существенно  мощнее. «Голое» стекло не защищало от электромагнитного излучения приборов и летчики получали электромагнитное излучение. Это очень опасно для здоровья, начиная от проблем с потенцией, заканчивая онкологией.

Когда это узнали, нужно срочно было разработать новую технологию и покрытие. Этим мы и занялись.  Сейчас создан целый участок и, практически, все самолеты военного назначения уже летают с таким остеклением.

- То есть все разрабатывается и делается в Обнинске?

- Да, мы единственные монополисты на территории Российской Федерации.

- Вячеслав Иванович, на данный момент вы принимаете активное участие в разработках или, заняв высокую должность, стали больше выполнять контролирующую функцию?

- Принимаю, а как же. Вот сейчас «птицестойкость» усиливаем. При взлете и посадке часто самолеты встречаются с птицами. И это заканчивается зачастую не очень хорошо.

По авиационным правилам остекление должно выдерживать удар летящей птицы весом  1,8 килограмма при скорости 600 км/ч и не разрушиться. Это считайте, что 10 тонн ударило по стеклу. До этого многие годы делали силикатные варианты, то есть пентаплексы.

В принципе-то неплохие стекла, но тяжелые для самолета, а это не очень хорошо. Плюс ко всему, сама технология их изготовления связана с химическим травлением, то есть очень грязная и опасная для окружающей среды.

Поэтому пришла мысль попробовать использовать поликарбонат, у которого ударная вязкость в сто с лишним раз выше, чем у силикатного стекла.

- То есть способно выдержать удар в сто тонн?

- Не совсем правильно. Кратности здесь нет. Но в 1.5 раза повысили. Мы попробовали сначала у себя на макетном образце. Съездили в Сухой, в фирму, где делают современные самолеты СУ-57. Они идею подхватили, выдали нам финансирование. Мы сделали первый опытный образец, и стекло не треснуло даже на скорости в 770 километров в час! 

 

ПТИЧКУ ЖАЛКО...

- Каким образом проходит краш-тест?

- Есть специальная пушка, пневматическая - бывшая военная зенитка со стволом длиной в одиннадцать метров.  На конце ствола стоят датчики, на расстоянии метра друг от друга, они фиксируют скорость пролета. Основная фишка этой пушки -  специальный затвор. То есть в ресиверы нагнетается воздух под определенным давлением, чтоб создать, допустим, скорость 600 километров. По сигналу затвор открывается. Ах, да, забыл сказать про курочку...

- Какую курочку, простите?

- Ну, мы же птицестойкость проверяем, значит все должно быть максимально приближено к реальности.

- То есть вы живой курицей из пушки стреляете на скорости в 600 километров в час?!

- Привозим из Белоусовской фабрики. Причем птицу тщательно выбираем, чтобы вес был ровно 1,8 килограмма. Умервщляем, заряжаем в пушку и бах...

- Уборки много, наверное, потом...

- Нет, от курицы вообще ничего не остается, только перышки в разные стороны летят.

- Эксперименты, я полагаю, успешны. Кто-то уже заинтересовался технологией?

- Наши изделия уже стоят на нескольких новых самолетах. Отмечу, что аналогичные стекла из поликарбоната делают и в Соединенных Штатах, правда у них технология гораздо сложнее. У нас все получается быстрее и проще. Причем по качеству не уступаем. Требования-то одни для всех.

- Есть ли еще новшества, над которыми работаете в данный момент?

- В этом году запустили участок по производству ситалловых подложек для электронных плат, в рамках программы импортозамещения. Мы закупили отечественные станки, разработали технологии. Сейчас начали поставлять подложки на заводы, а там уже на них непосредственно наносятся микросхемы.

- Вячеслав Иванович, в этом году вы попали на Доску Почета. Понятно, что вам, как лауреату и вообще именитому ученому, очередная награда - дело скорее привычное. Но, все же, что чувствовали?

- Знаете, когда родина награждает - это одно, а когда город тебя тоже заметил, то это другое. Поэтому ощущения немножко разные. Это ближе и роднее. Но сразу могу сказать, что мои внуки радовались гораздо больше меня.

Для меня это тоже подарок. Когда тобой гордится не только страна и родной город, но и семья. И семья здесь стоит на первом месте.

Беседовала

Любовь МЕДУШЕВСКАЯ

г. Обнинск, © ООО «Мак Медиа» 2007 - 2018

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Любое использование материалов сайта в сети Интернет допускается исключительно на сайтах, зарегистрированных как средство массовой информации и только при условии указания названия издания, автора статьи и размещения индексируемой гипертекстовой ссылки на сайт www.pressaobninsk.ru. Использование материалов данного ресурса сайтами, не являющимися СМИ, а также вне сети Интернет возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Контакты | Реклама на сайте | Подписка | Пишите нам



Официальный сайт изданий
Калужской области
Новости Обнинска. Газета Неделя Обнинска
Последнее обновление - 23:14 21.06.2012
18
августа
2018
Издательский дом "Мак Медиа" предлагает выгодные условия размещения комплексной рекламы!
Доска объявлений предоставляет Вам возможность разместить бесплатное объявление