Неделя Обнинска
Отличник-биолог рассказал, почему под бой курантов он не будет загадывать резкую отмену коронавируса
Таланты
24.12.2020

На этой неделе в наш топ-20 вошел ученик 11 класса школы №10, отличник и эрудит Кирилл ЛУКИН. Даже будучи в выпускном классе, ему удается учиться на одни пятерки и при этом не прибегать к помощи репетиторов.  Он выигрывает олимпиады и собирается поступать в МГУ. В чем секрет его феноменальных способностей - божественный дар или упорное трудолюбие? Оказалось, ни то и ни другое - а просто банальное любопытство!

 

КАК УЧИТЬСЯ НА ПЯТЕРКИ БЕЗ РЕПЕТИТОРОВ

- Пандемия и дистанционное  обучение заставили многих твоих сверстников, особенно в выпускных классах, обратиться за помощью к репетиторам, чтобы подтянуть предметы, необходимые для поступления. Даже самые одаренные ребята  говорят, что в старших классах учиться становится очень сложно и получать одни только «отлично» практически невозможно. Но тебе это удается, хотя за всю жизнь у тебя не было ни одного репетитора. Как так получается?

- Мне кажется, в этом нет ничего особенного (смеется). Все как-то само собой происходит, я ведь учусь не для оценок, а для себя. Потому что мне интересно. Читаю книги, изучаю, много занимаюсь и нахожу в этом удовольствие - собственно, это и приводит к каким-то результатам и  успехам.

- Знаю, что особенно ты силен в биологии и даже выиграл региональный этап Всероссийской олимпиады школьников...

- Да, вообще все началось еще в седьмом классе. Подошел школьный учитель, сказал, что будет перечневая олимпиада МГУ - мол, пойдешь? Пойду, сделаю, что смогу. Пришел, сел, что-то написал, ушел и забыл. А через пару месяцев позвонили из МГУ, сказали, что я прошел. В 9 классе стал региональным призером Всероссийской олимпиады школьников, а в прошлом - победителем. В восьмом классе пошел в биошколу олимпийского резерва при ИАТЭ - сейчас это биоквантриум в «Эврике».

 
 УЧЕНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ИЗ ЛЮБОПЫТСТВА

- И все же - почему именно биология?

- Простое любопытство: как устроен этот удивительный мир, где все бегает, прыгает, летает и ползает. Такая красота вокруг, а я о ней ничего не знаю - непорядок. Но при всем при этом я не замыкаюсь на одной лишь биологии, мне нравится химия, физика, математика, история - да вообще все. Да, многие ребята в старших классах упор делают на каком-то одном направлении, и это хорошо, но для меня слишком скучно. Да, у меня уходит больше времени, но я это делаю, чтобы удовлетворить свою любознательность, которая потом отражается и в оценках. Я так себя воспитал - знать и любить надо все,  начиная от истории и заканчивая той же биологией.

- Я знаю, что ты вообще разносторонняя личность и даже увлекаешься творчеством...

- Да, 10,5 лет отучился в художественной школе, получил диплом - хотя мог бы  еще продолжать обучение. Но, если честно, иногда так тоскую по «художке», что срываюсь и бегу рисовать.

- В этом году ты погрузился в работу по биотехнологии в рамках дополнительного образования в проекте «Успех каждого ребенка» и даже стал призером конкурса «Мир под микроскопом». Расскажи об этом поподробнее.

- Когда у нас в школе открыли мини-кванториум, то я, конечно, не мог оставаться равнодушным и изучил все, что там было. От нашего регионального эколого-биологического центра проводился конкурс на микрофотографию. Меня попросили в нем поучаствовать и что-то сфотографировать. Можно было использовать различные, уже присланные готовые препараты для Кванториума, но я решил подойти к этом вопросу творчески. В конце концов, фотография, пусть даже сделанная через микроскоп, это искусство. Стал осматривать подоконник, нашел красивых мух и других интересных жучков и мошек. Добавил срезы с растений, сделал какие-то композиции, повертел под микроскопом, сфотографировал на мобильник и отправил.  Через какое-то время мне сказали: «Ты призер!». Призер - ну и хорошо.

- Я так понимаю, ты очень легко относишься к своим победам и призам - это для тебя обычное дело?

- Ну а чего их коллекционировать. Вот только сейчас перед поступлением решил собрать все свои корочки и награды. Готовлюсь потихоньку.

 

«ВСЕ ЗАБЫЛИ ПРО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ...»

- Уже решил, куда будешь поступать?

- Конечно, давно решил - в МГУ на биофак. Не биоинженерия, не биоинформатика, а именно биофак.

- Почему вдруг такая принципиальная позиция?

- Дело в том, что я общаюсь с ребятами своего возраста, и многие хотят развиваться в смежных, но более современных направлениях - биохимия, биофизика, ядерные направления в изучении биологии, математика в биологии. Туда идет большинство сверстников. А про зоологию и фундаментальную науку все забыли. А это то, чем занимался Карл Линней, Чарльз Дарвин. Основная масса школьников отвернулась, но я себя вижу именно так - ученый-исследователь. А куда именно меня занесет, и что буду делать - даже для меня пока загадка. Но я хочу развиваться, писать статьи, книги и привносить полезное в науку.

- Ты сказал, что во всем видишь красоту. В чем, по-твоему, красота планеты?

- В ее целостности. Во всем можно найти что-то волшебное. Даже сейчас - мы говорим с вами по телефону, а я вокруг себя в этот момент наблюдаю за комнатными цветами, тенями, ветром. Для меня магия мира - везде. И мне бы хотелось в будущем приложить руку к тому, чтобы сохранить эту красоту.

- Я так понимаю, ты любишь природу и животных? Отчасти поэтому, наверное, выбрал биологическое направление...

- Животных просто обожаю! Вот прямо сейчас на меня внимательно смотрит моя кошка Лаванда.

- Какое интересное имя, кто его придумал?

- Мама так назвала. Мы встретили эту кошечку в Крыму, и у нее были синие-синие глаза. Поэтому ее так и назвали. Но потом они вдруг сменили цвет и стали коричневыми, но имя так и осталось.

- Может, раз так, то тебе следует подумать о ветеринарии?

- Это немного другое - медицина. Ветеринаром я смогу спасти одну кошку, а будучи ученым, я смогу придумать что-то, что спасет миллион. И не только кошек.

 

«СВОЙ ПОДАРОК ОТДАМ ДЕДУ МОРОЗУ»

- В таком случае, кем ты себя видишь через 10 лет?

- К тому времени я окончу институт и буду писать кандидатскую работу. Вообще сейчас сложно что-то загадывать наперед - мир так быстро меняется, та же пандемия вносит свои корректировки. Не хотелось бы ставить очень великие цели, вроде «стать президентом» или «большим дядей». Хотелось бы просто найти свое место и делать свое дело, чтобы от меня было как можно больше толку. Хотелось бы быть похожим на людей, которых я обожаю. Например, таких, как Николай ДРОЗДОВ, Жак Ив Кусто, Черчилль.  Это люди сделали свою жизнь значимой для других, и мы до сих пор говорим об их заслугах.

- У тебя сейчас хватает времени на что-то еще, кроме учебы?

- Времени хватает на все. Не люблю делить время на учебу или досуг. Все мое время - свободное, и только я занимаю его, как хочу: хочу учебой, а хочу отдыхом. Главное, чтобы это «хочу» имело положительное для меня воздействие и давало возможность развиваться. А так - мое время это моя воля, никто меня палкой не бьет и не заставляет учиться. 

- Как будущий биолог, что ты думаешь о коронавирусе - он действительно произошел от летучей мыши, или его создал человек?

- С самого начала пандемии я изучал этот вопрос, читал исследования, но до сих пор для себя не пришел к конкретному выводу. Нельзя ничего исключать, но я склоняюсь больше к природному происхождению. На самом деле мы и до этого болели коронавирусом, но не в такой агрессивной форме. В любом случае мне бы не хотелось думать, что это зло специально создал человек...

- Ставлю на то, что в этом году под бой курантов большая часть населения Земли загадает одно и то же желание - чтобы пандемия закончилась. А что попросишь у Деда Мороза ты?

- Ну, точно не резкой отмены коронавируса, потому что это тоже часть природы, ее организм, и одним желанием радикально в одну секунду менять планету нельзя - это опасно. А Дед Мороз мое желание пусть лучше возьмет себе - может, в кои-то веки хоть немного отдохнет.

Диана КОРШИКОВА

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации утвердило Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2020/21 учебный год. В документ вошли 83 олимпиады. А если считать отдельно каждую дисциплину, то соревнований целых 283.

Победа в олимпиадах из Перечня может принести льготы при поступлении в вузы. При этом вузы самостоятельно определяют, за победу в каком соревновании какие преимущества давать абитуриентам. Кроме того, они устанавливают соответствие между профилями олимпиад и специальностями, а также вступительными испытаниями.


Поделиться