Неделя Обнинска
Сергей Пасынков доказал: инновационные разработки в ЖКХ существенно облегчают жизнь горожанам!
Инновации
30.10.2009

Только вот те, кто раньше наживался на жильцах, не хотят терять «халявные деньги» и реализовывать перспективные проекты!

 

            Недавно начался отопительный сезон. Не секрет, что начало подачи тепла в нашем городе проходило не везде гладко и в силу тех или иных причин не все жилые дома начали отапливаться вовремя.  

В редакцию «НО» периодически поступали возмущенные звонки от читателей, которые, сидя в холодной квартире, никак не могли выяснить, в чем же причина отсутствия тепла. Как правило, сначала они звонили в МП «Теплоснабжение», потом - в управляющую компанию, и наоборот. Но в суматохе начала отопительного сезона далеко не всегда получали вменяемый ответ. Ввиду того, что коммунальщики никак не могли быстро разобраться, в чем причина и кто, собственно, виноват.

То, что магистральные трубы в городе с каждым годом ветшают - известно не только нашим властям, но и жителям города. Равно как и то, что иногда качество отопления, за которое горожане платят немалые деньги, оставляет желать лучшего.

- Именно поэтому за коммунальными сетями города необходимо осуществлять централизованный контроль, - считает Сергей ПАСЫНКОВ, директор управляющей компании «Обнинск-Телеком».

 

СОВРЕМЕННЫЕ СЧЕТЧИКИ ПОМОГЛИ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ

Возьмем ситуацию, которая сложилась в доме «МЖК», где вместо того, чтобы включить отопление, на сутки вообще была отключена и горячая, и холодная вода. Представьте себе панику жителей, которые начали звонить по инстанциям! По словам нашей читательницы Татьяны Сорокиной, первым делом она позвонила в управляющую компанию, а потом - в МП «Теплоснабжение».

- В управляющей компании сказали, что это не их вина, в МП «Теплоснабжение» - тоже, - говорит она, поэтому я была вынуждена обратиться в газету.

Как оказалось, в том случае причина отключения была действительно в МП «Теплоснабжение». По словам главного инженера Владимира ЛИТВИНОВА, дело в том, что в результате ремонта дороги по ул. Красных Зорь, часть магистральной сети пришлось перенести, поэтому в процессе ремонтных работ и пострадал дом «МЖК». Впрочем, довольно быстро тепло было восстановлено.

Оперативно установить, в чем причина отсутствия отопления, помогли приборы учета подачи тепла, установленные в этом доме. Как нам объяснил Владимир Литвинов, задача МП «Теплоснабжение» - доставить тепло до теплового узла дома, а задача управляющей компании - дальше это тепло пустить по квартирам. В случае с «МЖК» благодаря современным приборам учета подачи тепла, сразу было видно, что отопление до теплового узла не дошло - давление горячей воды резко упало.

Стоит при этом отметить, что если бы это был какой-нибудь другой дом, без современных теплосчетчиков, то в причинах отсутствия тепла разбирались бы гораздо дольше. В свое время решением жильцов еще год назад поставили современные счетчики тепла. Как выяснилось, по сути, их установка жителям фактически ничего не стоила.

- Мы предложили жильцам бесплатно установить теплосчетчики, - рассказывает Сергей ПАСЫНКОВ, - при этом они в течение почти года платили за отопление по нормативам, а управляющая компания за тепло рассчитывалась по показаниям теплосчетчиков. Для нас это был своего рода эксперимент. Оказалось, что если расплачиваться по счетчикам, то экономия с дома выходит порядка 20 тысяч рублей в месяц! Получилось, что за год установка счетчика окупилась. Интересно, что на общедомовом собрании, которое недавно состоялось, было принято решение и дальше платить за тепло по нормативам, а те же сэкономленные 20 тысяч тратить на другие нужды дома - например, теплоизоляцию труб и косметический ремонт.

- Такая задумка была уже давно, - говорит Сергей Пасынков, - нужно было только техническое воплощение. Чтобы отработать эту схему, я взял дома в управление, несмотря на то, что дело это хлопотное. По результатам нашего совместного эксперимента получилось, что от этого выиграли все, в первую очередь, жители дома, которые получили реальную возможность экономить на том же отоплении.

           

ВОДОСЧЕТЧИКИ ПОСТАВИЛИ. А ОБСЛУЖИВАТЬ ИХ НЕКОМУ

В прошлом году из городского бюджета были выделены деньги на установку водосчетчиков. Было установлено 34 прибора на жилых домах Обнинска. Только вот казус - деньги выделены, приборы установлены, а только вот обслуживать их получилось некому. Оказалось, что практически все приборы, на которые тратятся муниципальные деньги, не находятся в эксплуатации. Управляющие компании не горят желанием бесплатно их обслуживать, постоянно снимать показания и анализировать ситуацию - да им, собственно это и не нужно. Как платили по нормативам люди, так и платят.

Между тем, может быть, стоит попробовать на этом сэкономить?

- Я бы взял домовые водосчетчики на бесплатное обслуживание, - предлагает Сергей Пасынков, - к примеру, жители домов продолжали бы платить по нормативам, уменьшенным на 20%, а я бы расплачивался с «Водоканалом» по показаниям счетчика. Пусть при этом я иду на коммерческий риск, могу остаться в минусе. Жильцы от этого в любом случае не проиграют, а мы будем знать в целом картину по аварийности - это очень важно. Определив и ликвидировав причины потерь воды, можно добиться экономии в 40-50%. Правда, для этого необходимо решение общего собрания дома, в котором стоят приборы учета, но дело того стоит.

 

ИНФОРМАЦИЮ «ПО КОММУНАЛКЕ» - В МАССЫ!

Кстати, о «картине в целом». По мнению Сергея Георгиевича, город нуждается не только в установке современных приборов учета, но и в общей системе, в которой они будут работать.

« Должен быть информационный центр, который будет принимать, перерабатывать и предоставлять информацию кому угодно - теплосетям, жителям, администрации, - считает он, - городу нужна адекватная и достоверная информация, сколько он потребляет и за что платит. И сколько при этом реально теряет».

Пока что, например, если дело касается подачи тепла, у нас действуют «по старинке». Так, по словам главного инженера МП «Теплоснабжение» Владимира Литвинова, если возникает какая-нибудь проблема или жалоба, работники МП совместно с управляющей компанией идут смотреть тепловой узел и по манометрам определяют, чья вина. Для этого в МП «Теплоснабжение» есть абонентская служба - 6 человек.

Только вот подчас те же несовременные манометры оказываются в затопленных подвалах и не всегда доступны. Опять же получается, что при контроле подачи тепла фактически нет объективной картины - так, хоть и «Теплоснабжение» и является муниципальным предприятием, все же оно - монополист в своей сфере.

В «Обнинск-Телекоме» нам показали, как в Калуге и в соседнем Балабанове уже несколько лет стоят приборы учета, информация которых обрабатывается в Обнинске. На предприятии не скрывают, что могли бы взяться за такое дело - работать с информацией, поставить современные приборы учета, контролировать сложные ситуации. Тем более что информацию не только необходимо знать, но и перерабатывать и анализировать. Создание такого «коммунального информационного центра» дало бы городу массу преимуществ.

 

СТОИТ ПОЙТИ ДАЛЬШЕ

Примечательно, что под созданием «центра» в Обнинске предполагают большие капитальные вложения средств. Вместе с тем, у нас в городе уже существует «распределенная» система передачи данных, которую можно было бы совместить с «коммунальным информационным центром» - это «Безопасный город». Вместо строительства капитальных сооружений в рамках программы уже создана и проектируется система рабочих мест операторов, соединенных высокоскоростной линией связи. Эта сеть объединяет дежурные части ОВД и МЧС, стационарные посты милиции, информационную службу «Обнинск - Телеком» и другие.

В сети «Безопасного города» уже сегодня в качестве эксперимента передается информация не только по теплу, по воде, по электричеству, но и по пожарной безопасности.

Представьте себе плюсы такого объединения! Если уже сейчас «Безопасный город» дает потрясающий эффект, помогает быстро и оперативно отслеживать ситуации, ловить правонарушителей и расследовать преступления, то что будет, если помимо этого будет существовать и объединенная система технической, «коммунальной» безопасности?

Как ни странно, больших финансовых вложений городу для этого не потребуется. В «Обнинск-Телекоме» готовы к внедрению таких систем и в родном городе, а не только в Москве или Калуге. Современные домовые приборы учета, даже при сегодняшнем уровне участия городского бюджета, тоже не обойдутся активным горожанам «в копеечку».  Проблема в другом. Для того, чтобы создать такую информационную систему, требуется юридическое оформление взаимоотношений владельцев и пользователей получаемой информации, правовая база, которой на данный момент в Обнинске нет.

Между тем, такой, казалось бы, замечательный проект пока может «зависнуть» в воздухе! А стоило бы над ним призадуматься! Уже сейчас та же Калуга заинтересовалась опытом Обнинска по «Безопасному городу» и привлекает наших специалистов к разработке проектов. Так может, стоит попробовать пойти дальше? Наукоград как-никак...

Марина БЫКОВА

Поделиться