Неделя Обнинска
Время массовых концессий
Перемены
15.09.2022

Коммерсантъ опубликовал любопытную статью о модернизации коммунальной инфраструктуры в регионах ЦФО. Как известно, в Обнинске сейчас активно обсуждается концессия, поэтому опыт соседей выглядит как минимум интересным.

 

Регионы Черноземья распробовали инструмент для привлечения инвестиций в инфраструктуру 

Концессионные соглашения в Черноземье в последние три года стали наиболее распространенным популярным форматом государственно-частного партнерства в реализации крупных инфраструктурных проектов — от реконструкции коммунальных и транспортных систем до строительства социальных объектов. В шести областях макрорегиона только с начала 2022 года стало известно о 12 либо заключенных, либо готовящихся к заключению концессиях в различных сферах. Общая сумма заявленных в рамках них инвестиций превышает 35 млрд руб. С точки зрения властей это дает возможность привлечь недоступные бюджету вложения в проблемные объекты, но не лишает контроля над ними, поскольку отчуждение из госсобственности невозможно. Инвестор же получает возможность в долгосрочной перспективе — до 49 лет — получать выручку за счет работы на региональных активах.

 

ШАГ В СЕТИ

Первые крупные концессионные проекты в Черноземье были реализованы в Воронежской области. Местным властям таким образом удалось привлечь в проблемные объекты ЖКХ тот объем инвестиций, который долгое время был для бюджета непосильным. Воронеж первым среди городов-миллионников еще в 2012 году заключил соглашение о передаче ГК «Росводоканал» объектов водоснабжения и водоотведения. Срок действия концессии составляет 30 лет. С начала соглашения, по собственным данным, компания инвестировала в инфраструктуру более 4,5 млрд руб. Оператор водоканала ООО «РВК-Воронеж» уже заявил о готовности взять в концессию и инфраструктуру пригородного микрорайона Масловка.

Кроме того, городские власти выкупили у прежних собственников ООО «Левобережные очистные сооружения», неприятный запах с объектов которого беспокоит воронежцев несколько лет, чтобы затем передать объект в концессию РВК. Согласно проекту соглашения, который в настоящий момент обсуждается, компания может вложить в проект 4 млрд руб. за три года. В целом, договор по очистным, который планируется заключить до конца 2022 года, рассчитан на 49 лет.

Еще одно крупное соглашение мэрия Воронежа заключила с «Квадрой» (с начала 2022 года входит в «дочку» Росатома — компанию «Русатом инфраструктурные решения»). По нему компания в 2019 году получила на 15 лет в концессию активы МКП «Воронежтеплосеть»: 141 котельную, 80 центральных тепловых пунктов и 588 км тепловых сетей в однотрубном исчислении. В компании оценивали степень износа некоторых принятых участков в порядка 80%.

Концессионер анонсировал инвестиции в обновление активов предприятия на 3,65 млрд руб. за счет собственных и заемных средств. Из этой суммы, как планируется, около 2 млрд руб. будет направлено на реконструкцию сетей, порядка 1,5 млрд — оборудования тепловых пунктов и котельных.

За три года «Квадра» пока вложила в концессионные активы 1,2 млрд руб., в том числе 644 млн руб.— на замену 60 км муниципальных теплосетей. По данным компании, если в 2019 году на сетях было зафиксировано более 1,2 тыс. повреждений, то к 2022 году показатель удалось снизить на 48%. Всего вложения концессионера теплосетей в Воронеже на 2022 год оцениваются в 385 млн руб., из них на перекладку изношенных трубопроводов приходится 234 млн руб.

В мэрии Воронежа отмечают, что концессии как водоканала, так и теплоэнергетического хозяйства позволили в сравнительно небольшое время привлечь в изношенные инфраструктурные объекты те вложения — за счет кредитов или средств инвестора,— которые бюджет за сопоставимый период сделать бы не смог.

Отдельно власти подчеркивают, что имущество, которым оперирует концессионер, остается муниципальным. Инвестор работает на этих активах, получает прибыль с тарифов, направляет ее на текущее содержание и развитие инфраструктуры, а также на погашение кредитов. Выход на окупаемость возможен только через несколько лет. При этом какое-либо отчуждение муниципального имущества невозможно.

«Преимущество концессии в том, что все объекты остаются в собственности муниципалитета, не могут быть отчуждены, а потом — уже обновленные — возвращаются городу. Вместе с тем инвестор обязуется обеспечить функционирование взятого в концессию комплекса, за собственный счет ликвидируя любые нештатные ситуации» — считает глава Воронежа Вадим Кстенин.

«Когда мы передали “Квадре” наш имущественный комплекс, то утвердили инвестпрограмму на 3,65 млрд руб. Работы по ней идут масштабно — от котельных и теплопунктов до сетей — рассказал градоначальник.— Львиная доля инвестиций направлена именно на модернизацию ветхих сетей. Эти коммуникации магистральные, если они рвутся зимой, то доставляют огромные неудобства людям. И в первую очередь нам надо ликвидировать именно такие проблемные участки. Муниципальное предприятие в силу своего тяжелого финансового положения никогда не смогло бы вложить в обновление сетей и теплоисточников тот объем средств, который жизненно необходим для повышения надежности системы и качества услуг тепло- и горячего водоснабжения. У “Воронежтеплосети” не было собственных ресурсов для этого, а неустойчивое финансовое положение не позволяло рассчитывать и на заемные средства. На это способна только мощная компания, имеющая возможность привлечь длинные кредиты, деньги из которых вкладываются в инфраструктуру города уже сейчас, а возвращать их инвестору придется в течение следующих лет».

 

ЭФФЕКТ ПОВТОРА

Проекты передачи крупного теплосетевого хозяйства в концессию реализуются и в других регионах Черноземья. В Курске с 2020 году эту инфраструктуру от МУП «Курские городские коммунальные тепловые сети» получила «Квадра» на 15 лет с обещанием вложить за это время 1,9 млрд руб. Концессия позволила «Квадре», которая владеет и своими сетями, утвердиться в лидерах рынка, получив дополнительно переданные 244 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении и 33 тепловых пункта.

Особенность соглашения по развитию теплосетевого хозяйства Курска заключается в государственном софинансировании инвестпрограммы. Планируется, что за весь срок концесии 300 млн руб. будет дополнительно привлечено из средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, 100 млн руб.— из бюджетов Курской области и Курска.

В 2021 году «Квадра» реализовала в Курске инвестпрограмму на сумму свыше 200 млн руб., было заменено 23 км ветхих муниципальных теплосетей. Вместо изношенных стальных укладывались современные трубы в пенополиуретановой изоляции с системой дистанционного контроля, срок службы которых оценивается в 40 лет вместо 25 у металлических. Объем вложений в 2022 году должен составить порядка 285 млн руб., до конца сентября планируется заменить свыше 15 км сетей. Третий схожий по концепции концессионный проект структура Росатома реализует за пределами Черноземья — в Глазове Республики Удмуртия.

По словам губернатора Курской области Романа Старовойта, соглашение о передаче теплосетей стало первой настоящей концессией в регионе.

«У нас в первый год кратно сократилось количество аварий, хотя зима была сложная, переходов через 0 было много, стояли сильные морозы. Поэтому, имея в активе эту концессию, мы видим, что за ближайшие годы переломим ситуацию с теплоснабжением, и следующий наш шаг — аналогичное решение проблем в других населенных пунктах. В первую очередь в Железногорске», — отмечает глава региона.

Концессионер в Курске, по его словам, выбирался в ситуации, когда генерация находится в монополии, а в Железногорске и других муниципалитетах инвестор может быть иным.

В Липецке с 2021 года готовится соглашение по передаче ГК «Росводоканал» от АО «Липецкая городская энергетическая компания» (ЛГЭК) в концессию сетей водоснабжения и водоотведения областного центра, которые изношены на 51 и 69% соответственно. ГК заявляла о планах вложить в проект 46,2 млрд руб. до 2070 года.

 

ДЕНЬГИ НА РЕЛЬСАХ

В рамках концессионных инициатив в регионах Черноземья собираются реконструировать не только коммунальные сети. В Курске и Липецке власти в таком формате реализуют совместные с инвесторами проекты модернизации городского электротранспорта.

Группа «Мовиста» через местное ООО «Мовиста регионы Липецк» вышла c предложением взять на 20 лет в концессию трамвайную сеть областного центра. Компания заявляет о планах инвестировать 14,5 млрд руб. (еще 24,5 млрд руб., как ожидается, вложат власти) в обновление 40,8 км путей и покупку 46 трамваев.

Этот же инвестор планирует заключить 25-летнюю концессию на модернизацию электротранспорта в Курске. В этом городе «Мовиста» через ООО «Мовиста регионы Курск» планирует за 12,4 млрд руб. заменить 42,6 км трамвайных путей, купить 22 вагона и обновить необходимую инфраструктуру электротранспорта. Со стороны властей компания рассчитывает получить софинансирование в 28,6 млрд руб. — 16,7 млрд инвестиционного платежа и 11,9 млрд эксплуатационного. В обоих случаях основную часть средств со стороны концессионера обеспечат своими кредитами Сбербанк и ВЭБ.РФ.

Реализуются в Черноземье и менее масштабные с точки зрения инвестиций и более экзотичные с точки зрения объектов, но также связанные с развитием инфраструктуры и городских пространств концессии. Накануне стало известно, что в Орле ООО «Космополис» предложило властям взять в управление на 49 лет киноконцертный зал «Юбилейный». Эту концессию уже одобрил горсовет. Инвестор намерен вложить в обновление построенного в 1973 году киноконцертного зала 119,7 млн руб. А в Воронеже власти намерены в течение месяца подписать концессионное соглашение с местным предпринимателем Эдуардом Толоконниковым о модернизации трех подземных переходов на улицах Ворошилова, Димитрова и Плехановской.

Таким образом, использование механизмов государственно-частного партнерства становится выходом из традиционной проблемы недофинансирования развития инфраструктуры в российских регионах. На фоне уменьшения бюджетных лимитов на создание инфраструктуры власти пытаются изыскать иные источники финансирования, прибегнуть к внешним заимствованиям, поэтому концессия, особенно в сегодняшних условиях, показывает себя как важный и эффективный инструмент. К тому же в проект бизнес, помимо частных инвестиций, привносит свои компетенции и более высокий уровень сервиса, что при условии должного контроля со стороны концедента позволяет обеспечить более качественную услугу и повысить лояльность населения.

Председатель комитета ЖКХ и ТЭК Курской области Александр Мулевин считает, что «основной проблемой» при передаче объектов в концессию является отсутствие технической документации и прав собственности на коммунальную инфраструктуру. «Для улучшения ситуации с муниципальными образованиями проводится работа по восстановлению технической документации и регистрации объектов сначала как бесхозяйных, по истечении установленного времени после оформления права собственности будет проведена их передача в концессию,— говорит глава комитета.— Техническое состояние действующих систем водоснабжения и водоотведения и ограниченный рост тарифов на данные виды коммунальных услуг являются сдерживающими факторами для привлечения инвесторов в данную отрасль. Что касается сферы теплоснабжения, то здесь ситуация более привлекательная для инвесторов».

«Регион продолжает активно включаться в процесс заключения концессионных соглашений, с потенциальными инвесторами прорабатывается передача в концессию объектов водоснабжения и водоотведения по городам Рыльск и Щигры, поселку Тим, объектов в Фатежском, Советском районах. Кроме того, прорабатывается вопрос заключения концессионного соглашения по строительству автоматизированного мусоросортировочного комплекса в Курском районе, что позволит обеспечить достижение показателей установленных национальным проектом “Экология”»,— рассказывает Александр Мулевин.

Председатель комиссии гордумы Воронежа по ЖКХ, дорожному хозяйству и благоустройству Александр Сысоев отмечает, что спустя несколько лет реализации крупных концессионных проектов в коммунальной сфере этот инструмент уже «отточили» для использования в других отраслях. «Любая концессия становится на рельсы и со стороны городских властей, и со стороны предпринимателей,— говорит эксперт.— Риски для проектов заключаются прежде всего в том, что затрат оказывается больше, чем изначально просчитано и заложено в бюджет. Для бизнеса это означает, что период окупаемости одного рубля всегда будет больше, чем планируется. Со стороны города или региона самый большой риск — что концессионное соглашение просто не будет выполнено или сроки сильно затянутся. В такой ситуации не спасут никакие финансовые санкции, которые последуют за решениями судов. Важно, что не будут решены задачи хозяйственного уровня».

«За последние два года свои коррективы и для властей, и для бизнеса вносит еще мировая обстановка и санкции. Поставки оборудования и запчастей тоже становятся риском»,— подчеркивает Александр Сысоев.

Гендиректор ГК «Росводоканал» Антон Михальков считает, что в этих условиях для повышения эффективности концессионных договоренностей нужно сделать возможными ряд механизмов: «Например, с помощью государственной поддержки разрабатывать комплексное финансирование объектов, стимулировать трансформацию договоров аренды в концессионные, а также создавать целевые программы для модернизации небольших поселков и малых городов».

«Сама по себе сфера водоотведения и водоснабжения капиталоемкая и сложная, требует значительных инвестиций, которые могут быть реализованы только в рамках долгосрочных концессий. Это позволит снизить социальную нагрузку, построить и ввести в эксплуатацию объекты комфортно как для инвестора, так и для населения,— добавил Антон Михальков.— На наш взгляд, за десять лет нам удалось достигнуть поставленных целей именно благодаря механизму коммунальной концессии. Поэтому сейчас мы планируем тиражировать в Воронеже этот опыт, и представили частную концессионную инициативу в отношении левобережных очистных сооружений».

«Первоначально концессионные соглашения с компаниями в Воронеже были заключены для исправления ситуации,— подводит итог Александр Сысоев.— Если бы деньги бизнеса не вкладывались с опережением в поддержание системы, то техногенных аварий было бы больше. Но такие процессы, как история, не имеют сослагательного наклонения. Из-за финансовых проблем города и недостаточного внимания властей в 1990-2000-е годы теперь приходится решать двойную задачу: латать дыры и выходить на плановое развитие. Все очень просто: жилое здание, построенное 25 лет назад, требует ремонта. Так он необходим нашему общему дому — городу. Теперь воронежский наработанный опыт используют уже в других регионах нашей страны, которые опоздали на десять лет».

Коммерсантъ:

ttps://www.kommersant.ru/

doc/5558173

Поделиться