Неделя Обнинска
Литература устарела?
Ш.О.К. — Школьный. Обнинский. Контент
18.01.2024

Литература - один из самых необходимых предметов в школьной программе, но не потому что этот предмет часто фигурирует при поступлении в университет или имеет самое большое количество часов в ученическом расписании, а из-за его важнейшей, полезной и нужной цели - научить учащегося думать, анализировать, чувствовать, выстраивать логические цепочки, проводить аналогии. Также не стоит забывать, что чтение литературы развивает интуитивную грамотность, а это очень часто помогает при сдаче экзаменов и написании итоговых работ. Однако несмотря на все это, литература сейчас, по большей части популярностью у школьников не пользуются. Многие просто «забивают» на предмет, предпочитая прочтению оригинальных произведений краткие содержания, лишь бы училка отмахнулась. Как так получилось и как исправить ситуацию - узнаем у самих школьников!

 

Екатерина Киселёва, 10 класс:

На тему разнообразия школьной программы по литературе можно рассуждать долго, упорно, но так и не прийти к какому-то однозначному выводу.

Многие произведения затрагивают довольно серьёзные и непонятные для школьников проблемы, которые порой даже взрослые не могут понять и раскрыть в полной мере. Смерть собачки Муму из программы пятого класса, ограничение 18+ на произведения для подростков лет шестнадцати от силы: где же тут справедливость,  и когда она восторжествует?

Изучение подобного материала необходимо в основном для развития кругозора и навыка анализа полученной информации, но все люди разные, в особенности дети. По моему мнению, нельзя формировать личность ребёнка на подобной жестокости, нужно определённо преподносить такие вещи мягче, подбирать произведения с умом и расчётом на верное понимание смысла, вложенного автором.

 

Яков Эйдельман, 11 класс:

Я считаю, что русская литература - воистину уникальное явление. С этим согласится абсолютно любой, даже тот, кто в нее не погружался. О величии нашей литературы говорят не только в России,  но и за рубежом. Я часто задавал себе вопрос: почему русская литература так интересна иностранцам? Что ж, стоит заметить, что именно наши произведения  достаточно мрачны, и это вовсе не повод для огорчения. На мой взгляд, своей мрачностью и чересчур ярко выраженной реалистичностью ей удается манить,  заставлять трепетать людей, пугаться, сопереживать и чувствовать. Чувства, пускай и противоречивые - вот что имеет значение для великих произведений.

Если мы начнем говорить о школьной программе, то тут я не буду настолько оптимистичен. Во многом программа по литературе не столько устарела, сколько не подходит для школьников определенного возраста.   Например, «Собачье сердце» - великое произведение безусловно великого автора - Михаила Булгакова. К сожалению, (или нет) большинство 15-летних подростков просто не смогут понять суть, основную мысль, исторический подтекст, а даже если и смогут, то не получат удовольствия от прочтения, так как «понять» и действительно понять (т.е прочувствовать) - это не одно и то же. А  прочувствовать  «Собачье сердце», вкладывая туда исторический подтекст, моменты из биографии Булгакова, философию и прочие важные детали, по ряду психологических причин, подростки,  скорее всего, не будут способны. А разве нам нужны такие жертвы, учитывая тот факт, что не у всех учителей есть сострадание или голова на плечах?  Во всяком случае именно так было у меня и у моего класса. Место «Собачьего сердца» в программе по литературе - 11 класс. Тогда можно задаться вопросом о том, что делать с произведениями, которые изучают в период с 9 по 11 класс? Ответ прост - необходимо перераспределение ВСЕХ произведений, так как в 11 классе есть литература, которую  можно изучить раньше, чем предлагается или позже.

Могу добавить, что многие творения нужно не просто перераспределить,  дабы они нашли свое истинное место, но и дополнить всю программу новой литературой, современной.  Дело в том, что программа  почти не подвергалась изменениям со времён СССР, разве что  какие-то минимальные изменения имели место быть, но сути это не меняет, не решает проблемы. Я не говорю о том, что нужно убрать великих классиков прошлого,  важно всего лишь делать бо́льший упор на современную литературу, так как время неумолимо движется вперёд, а это речь ещё  не зашла о том , что многие авторы современных учебников мертвы (либо одной ногой в гробу), а на мой взгляд, переиздание книг, написанных давным-давно, мертвыми  или почти мертвыми людьми, напоминает мародёрство, но это можно сказать не только про  литературу, но и  про многие из тех учебников, материалов, принципов, которые мы используем во время обучения.   В конце концов  скажу, что старая программа (и  та, по которой мы учимся по сей день) рассчитана на то, чтобы уроки литературы проводились ежедневно,  а на сегодняшний момент это редкость. Исключение составляют классы со специальным уклоном, гимназии и тому подобные учреждения.  По этой причине  многое из того  что написано в учебнике остаётся за кадром или же приходится бежать «галопом по Европам», что не есть хорошо. В этом случае смысл изучения великих трудов исчезает. Говоря коротко - бесполезная трата времени. Мне бы так же очень хотелось увидеть больше произведений, написанных зарубежными авторами прошлого и настоящего, так как они внесли свой вклад в мировую литературу, а на выходе получается, что никого из них  мы не изучаем, даже если труд этих людей заслуживает внимания с точки зрения воспитания, а это обидно, ведь из года в год мы говорим о Гоголе,  о Пушкине, Толстом, Достоевском, а чем хуже их всех Роулинг, книги которой любимы во всем мире уже на протяжении почти 30 лет? Я даже аргументы для итогового сочинения брал из Гарри Поттера (и получил максимальный балл, кстати).  Чем вам не современная классика? И таких примеров много. Именно поэтому, зачастую, у ребят нет желания изучать литературу, именно поэтому они считают ее ненужной и скучной. Их можно понять, ибо во всем нужна мера, даже в том случае, когда наследие твоей страны велико,  нужно идти в ногу со временем и не быть «культурными» эгоистами.

 

Анастасия Зеленская, 10 класс:

На мой взгляд литература - очень интересный предмет. Судить о его пользе я не буду, каждому свое, так или иначе, литература, как и остальные школьные предметы, предназначены для всеобщего образования. С первого класса я люблю читать, всегда самостоятельно выбирала для себя книги и читала их. Поэтому объем произведений меня никогда особо не пугал. Но что касается именно школьных книг, которые включены в обязательную программу, то на этот счет я имею неоднозначное мнение. Большинство произведений, которое мы проходим на уроке литературы, мне очень даже нравятся,  и я с удовольствием слушаю их, так как на прочтение совсем не остается времени из за большой нагрузки по другим предметам и в отвлеченных от школы сферах. В этом и заключается первая проблема: невозможность полностью вникнуть в суть книги из за коротких сроков на ее прочтение. Можно подумать: "А как же летние каникулы?", но лично я в это период времени предпочитаю отдыхать и читать ту литературу, которая интересна очень мне: детективы, зарубежная классика, триллеры. А в учебное время, особенно в старшей школе, нагрузка по предметам становится все больше и больше, несмотря на приближающиеся экзамены по обязательным и профильным предметам. Так что мне порой просто не хватает времени на полное прочтение произведений

Второй минус, который я могу выделить, это неактуальные и тривиальные методы и способы обучения. На всех уроках мы в который раз проходим биографию автора, после чего начинаем разбор произведения: действия персонажей, их характеристики,  признаки, отличительные черты. Это все,  правда,  интересно и полезно, но мне кажется, что иногда можно вносить какую либо новизну в форму проведения урока. Я бы предложила несколько вариантов: просмотр фильма по книге (если произведение небольшое и его можно успеть прочитать в короткие сроки, то стоит добавить анализ фильма и книги, их сравнение, особенности, сходства и различия), различные сценки и постановки по рассказам, чтение по ролям и многое другое

Саму же программу я не считаю устарелой, но думаю, не было бы лишним добавить книги и нашего, современного времени. Мне кажется, что это было бы интересно для подростков: смотреть и анализировать, как менялся слог авторов того и нашего времени, какие ценности показаны в рассказах разных времен

В общем я считаю, что есть много недочетов, которые стоит исправить и тем самым поспособствовать проявлению большего интереса к чтению среди учеников.

 

Нарсия Марк, 10 класс:

Я считаю, что школьная программа литературы составлена нормально, но не так увлекает, как хотелось бы...

Может, стоит добавить больше современных рассказов, зарубежной классики, а не только русской. Литература, как я думаю, это что-то приносящее наслаждение, она должна быль интересной, чего я не чувствую сейчас.

В средней школе были очень интересные произведения, но перейдя в старшую, все книги стали скучными и тяжелыми для прочтения. Для развлечения и развития приходится читать внешкольную литературу, при этом еще нужно читать школьную, что ставит выбор: не получить плохую оценку или прочесть что-то действительно увлекательное. И не всегда выбор делается в сторону собственных желаний.

Также из за того, что учеников чаще всего принуждают читать заданные произведения, интерес к этому предмету постоянно может пропасть, что не является положительным результатом. Если большинство ребят после окончания школы так и не полюбили читать, может проблема в качестве преподавания? В нехватке новых методик образования и способов их преподнести.

 

Анастасия Билык, 10 класс:

Моим любимым предметом в школе является литература. Я обожаю читать книги с детства, причём книги разных жанров: от стихов до поэм.

Что касается именно школьной программы, меня она всегда устраивала. В начальной школе мы проходим более лёгкие книги. К примеру во многих детских баснях, авторы нам показывают что такое добро, а что такое зло; как правильно поступать и как лучше не стоит.

Когда мы переходим на  2 ступень обучения, в программе уже идут более глубокие произведения, не такие лёгкие на подъем, как в начальной школе.

И наконец в старшей школе. Здесь произведения намного сложнее понять, чем на 1 и 2 ступени обучения.

Но как я считаю, литература- это действительно очень нужный предмет. На литературных примерах, мы фактически учимся на ошибках главных героев и во многих ситуациях понимаем как поступить лучше.

 А что думаете вы?

Поделиться