Неделя Обнинска
Нестандартные «стандарты» набор студентов в профтехучилища Обнинска под угрозой срыва?
Актуально
10.06.2011

Говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), по которым уже с 1 сентября начнут работать профессиональные училища может опровергнуть эту истину.

Заместители директоров профучилищ и лицеев этим летом вряд ли поедут в отпуск, ведь Минобрнауки приготовило для них очень увлекательное, неприлично трудоёмкое и совершенно неоплачиваемое занятие - разработка основных профессиональных образовательных программ в соответствии с новым поколением федеральных государственных образовательных стандартов. Попробуем разобраться, что всё это значит.

Минобрнауки периодически «модернизирует» систему образования, и раз в несколько лет создаёт, утверждает и внедряет новые «стандарты». И это понятно: наша любимая страна развивается, инновационно обогащается, и подход к образованию будущей рабочей силы должен соответствовать запросам существующих сегодня нано-предприятий. Отсюда и возникла необходимость перевода НПО и СПО на образовательные стандарты нового поколения.

«Гибкое реагирование на изменение ситуации на рынке труда, ориентация на текущие потребности работодателей, учет новых достижений науки и техники», так позиционирует себя новая образовательная система. Это всё хорошо, только вот само её осуществление крайне непродуманно.

 

СДЕЛАЙ ТО, НЕ ЗНАЮ ЧТО!

До недавнего времени профессиональные образовательные учреждения работали по стандартам НПО и СПО второго поколения. Эти стандарты сбрасывались, что называется, «сверху». В них был прописан учебный план, количество часов для той или иной дисциплины, и не требовалось никаких корректировок. Сегодняшние стандарты нового поколения, они же ФГОС, представляют собой практически чистый лист, который образовательные учреждения должны заполнить самостоятельно.

ФГОС описывает общие требования к реализации образовательного процесса, а детали устанавливаются на уровне программ. И эти самые программы должны разработать на местах. Этим сейчас и заняты руководители образовательных учреждений наукограда. Дело это непросто, так как ФГОС является «рамочным» документом, и содержит лишь размытые требования к НПО и СПО, не содержит никакой конкретики, зато в нём появилось много новых непонятных терминов и, что самое главное, изменились сроки обучения, из-за чего приходится полностью менять учебный план и составлять «расчасовку».

Что удивительно, новость о том, что утверждены новые федеральные образовательные стандарты, появилась ещё год назад на сайте Минобрнауки, и многие города России ещё в 2010 имели возможность разработать и внедрить ФГОС. Но вот в Калужской области всерьёз заговорили в нововведениях лишь в конце апреля этого года, когда замы директоров проф. училищ области собрались в Калуге на семинаре по этому вопросу. 

Как нам пояснила главный специалист отдел начального и среднего профессионального образования Министерства образования и науки Калужской области Елена САХАРОВА, скорее всего, калужане просто не приняли во внимание эту информацию и до последнего думали, что нововведения не вступят в силу и ничего не изменится. Как бы там не было, сейчас, за пару месяцев заместители директоров, на чьи плечи легла разработка новых требований для своего учебного заведения, должны практически с нуля создать основные профессиональные образовательные программы (ОПОП). Елена Ивановна, так же считает, что эта работа не такая уж и трудоёмкая, с ней вполне можно управиться за такое короткое время. Однако заместители руководителей профессиональных образовательных учреждений, которые буквально «прилипли» к мониторам и практически не выходят из кабинетов, вряд ли разделяют эту точку зрения.

 

ИЗ-ЗА СОКРАЩЕНИЯ УЧЕБНОГО ПЕРИОДА ВЫПУСКНИКИ И МАСТЕРА ОСТАНУТСЯ НЕ У ДЕЛ

Заместитель директора Профессионального лицея №19 Елена ЛИСИЦЫНА с головой ушла в работу. Апрельский семинар по вопросу ФГОС мало, чем помог, разве что сами разработчики «стандартов» тогда всем руководителям порекомендовали внимательнее читать документ из-за присутствия в нём ошибок.

Елена Петровна беспокоится не столько за ошибки в формулировках документа и прочие формальности, сколько за самих учащихся. Теперь ребята будут учиться не 2 года и 10 месяцев, как было ранее, а 2 года и 5 месяцев.

- Получается, что выпускаться ребята теперь будут в феврале, - говорит Елена Петровна. - Те ребята, которые получают профессию, связанную со строительством, например сварщики или крановщики, получают допуск работы на высоте лишь с 18-лет. Тем, кто пришёл к нам после 9-го класса не будет 18-ти лет, если они закончат обучение в феврале. Мы не сможем выпустить их на производство...

Так же неопределённо обстоят дела и с мастерами, которым тоже некуда будет деваться после того, как выпустят группу:

- Мастера, которые проработали у нас по 30 лет, чуть было не написали заявления «по собственному», когда узнали о новом режиме работы, - признаётся Елена Петровна. - Но мы сейчас стараемся как-то решить этот вопрос. Скорее всего, теперь они будут работать на договорной основе или на время перерыва будут заниматься профподготовкой с безработными гражданами.

И ещё один момент, который сильно беспокоит Елену Лисицыну. ФГОС ранее не внедрялся в качестве эксперимента, и никто не может сказать насколько он эффективен. Но специалист Министерства образования и науки Калужской области Елена САХАРОВА нам пояснила, что эксперимент всё-таки проходил, но только в отдельных учебных заведениях, и это не афишировалось. Работодатели остались довольны новыми рабочими кадрами, поэтому ФГОС решено было-таки внедрить.

 

В НОВОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ЗАПУТАЛИСЬ ДАЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

 22_standart_1_300

Рабочий стол заместителя директора Обнинского индустриального техникума Владимира КОРШИКОВА тоже завален документами, а компьютер практически не выключается. Владимира Петровича, как и его коллегу из Профессионального лицея №19, заботят одинаковые вопросы. А ещё, как человеку с многолетней преподавательской деятельностью, ему не понятно, зачем в ФГСО добавили столько новых терминов, которые порой, даже сами преподаватели понять не могут.  

- Стандартный учебный блок, включающий в себя теорию и практику, теперь заменён на «модуль», состоящий из практики и МДК - междисциплинарного курса, а, по сути, новое учебное пособие, - рассказывает Владимир Петрович. - Понятные всем слова «умения» и «навыки» тоже исчезли. Теперь, в ходе освоения МДК выпускник должен обладать общими компетенциями (умениями), ОК - общая компетенция и ПК - профессиональная компетенция.

Кроме тяжелой, но современной терминологии, много хлопот доставляют и чисто технические нововведения, например, оформление самих документов, к ним теперь тоже предъявлены новые требования.

 

КОГО, КАК, И ЧЕМУ УЧИТЬ?

Но есть ряд проблем, которые объединяют все городские образовательные учреждения. До сих пор нет учебников к новому ФГСО. Преподаватели сами ещё не знают, чему им предстоит учить «новобранцев». И до сих пор не прислали из Калуги сертификаты, подтверждающие, что заместители директоров профессиональных учебных заведений области прошли специальные курсы по ФГСО и имеют право составлять основные профессиональные образовательные программы. А между тем, уже на днях во многих училищах и техникумах начинается набор. Учитывая, что ещё не все профессиональные образовательные учреждения прошли экспертизу, не понятно, как будет происходить набор абитуриентов.

Но, в конце, всех этих мучений, должны же быть какие-то плюсы? Эти плюсы пытаются найти и руководители, но пока их усилия тщетны. Ну и главный их вопрос - зачем понадобилось сократили сроки обучения? И здесь напрашивается только один ответ - чтобы сэкономить на тех нескольких месяцах, пока мастера будут сидеть без дела, а выпускники буду ждать, когда им исполнится 18-ть.

Екатерина МИРОНОВА


Поделиться