Неделя Обнинска
Систему начального профессионального образования в России хотят изжить?
В гостях у ...
23.06.2011

Новые стандарты губят систему на корню!

В прошлом номере нашей газеты в статье «Нестандартные «стандарты» мы рассказали о том, с какими трудностями пришлось столкнуться руководителям учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).

Здесь и переход на новые стандарты образования, и сокращение учебной программы, и нехватка методического материала, и прочее, и прочее.

Однако выяснилось, что все это - всего лишь вершина айсберга. О настоящих подводных камнях начального и среднего профессионального образования нам рассказал директор ГБОУ СПО «Обнинский индустриальный техникум» Михаил ЛАПСАРЬ.

 

«НЕСТАНДАРТНЫЕ» СТАНДАРТЫ

- Михаил Иванович, расскажите подробнее об истории вопроса стандартов профессионального образования, так сказать, откуда ноги растут?

- Еще в 1993 году были утверждены Государственные образовательные стандарты (ГОС) - так называемые стандарты первого поколения. Здесь все было просто и понятно - Институтом развития профессионального образования (ИРПО) были разработаны примерные учебные планы, и программы, которые надо было всего лишь слегка адаптировать под свое учебное учреждение в зависимости от региональных условий и потребностей, например, слегка сдвинуть учебные часы по тому или иному предмету, так называемый региональный компонент. Однако такие «преобразования» не превышали 15% от стандартной программы, и можно было сказать, что во всех учреждениях НПО и СПО обучали одинаково.

В 2000 году появилось второе поколение стандартов. Здесь уже предлагалось на основе примерного учебного плана и программ обучения, разработанных ИРПО, разрабатывать собственные рабочие учебные планы и программы, исходя из собственных возможностей и потребностей, с чем, в принципе, мы успешно справлялись.

Затем в конце 2009 года начался процесс разработки и утверждения третьего поколения стандартов (ФГОС), который продолжается до сегодняшнего дня. Однако на этот раз стандарты вышли «сырые» - федеральный институт развития образования (ФИРО), несмотря на свои обязанности разрабатывать примерную документацию для образовательных учреждений, этого не сделал. И вся работа по разработке необходимой документации легла непосредственно на образовательные учреждения.  

В этом случае слово «стандарт» теряет свой смысл, ведь каждое учебное заведение (а их в Калужской области более 50) делает свою собственную документацию с учетом своих возможностей и потребностей, и, следовательно, они будут различаться.

К слову, в ГБОУ СПО «Обнинский индустриальный техникум» процесс разработки основной программной документации завершается, и процесс экспертизы на момент набора студентов будет завершен.

 

РОДИНЕ НУЖНЫ НЕ РАБОЧИЕ, А СОЛДАТЫ?

- Михаил Иванович, правда ли, что теперь срок обучения сократится, и выпускаться молодые специалисты будут не в июне, как раньше, а в феврале?

- Действительно, такой момент есть. На мой взгляд, это совершенно необъяснимо и непонятно. Ведь сокращение срока обучения идет за счет часов профессиональной подготовки, то есть собственно практики. Получается, что мы будем выпускать ребят, которые по сравнению с прошлыми годами отработали на рабочих местах намного меньше времени. Здесь напрямую снижается качество обучения. Для чего это необходимо - я не знаю. То ли для экономии на электроэнергии и амортизации оборудования, то ли для пополнения рядов Российской армии, ведь нашим выпускникам на третьем курсе исполняется 18 лет, и если они завершат обучение в феврале, эти ребята вместо того, чтобы работать на производстве или пойти учиться дальше, с ближайшим, весенним призывом отправятся в ряды вооруженных сил.

- Но ведь рабочие руки нужны как никогда, даже не в масштабах всей страны, а хотя бы в Калужской области - столько открывается новых производств, на которые нужны специалисты...

- Действительно, потребность в рабочих очень высока. Как сообщило Министерство труда, занятости и кадровой политики области, в ближайшие 5 лет региону потребуется около 40 тысяч рабочих и специалистов. При этом специалистов, имеющих начальное профессиональное образование т.е. рабочих, из общего количества потребуется около 52%, 23% - со средним профессиональным образованием, которых выпускает наше учебное заведение и 25% - с высшим профессиональным образованием. Но, в ВУЗах число студентов значительно больше, чем в учреждениях НПО и СПО. И при этом, после сокращения срока обучения большинство наших выпускников направятся вместо работы на службу.

Наше учебное заведение имеет договоры на подготовку кадров сразу с пятью предприятиями. Некоторые из них не только гарантируют трудоустройство, но и платят студенту стипендию, при приеме на работу выдают «подъемные», а при необходимости - даже «ждут» из армии, сразу предлагая рабочее место. А, вообще мы сотрудничаем более чем с 40 предприятиями. Наши студенты, наши выпускники действительно ценятся.

 

СИСТЕМА ЕГЭ УБИВАЕТ НПО и СПО?

24_gostq_1_350- Раньше, когда зарплата инженера была меньше заработной платы рабочего, молодые люди предпочитали получить профессию и среднетехническое образование и зарабатывать деньги. Как с этим вопросом обстоит сейчас? Кто идет к вам учиться?

- Не секрет, что популярность учреждений НПО и СПО заметно снизилась, престижность рабочей профессии, рабочего очень низкая.  Система ЕГЕ, на мой взгляд, направлена на то, что все выпускники школ будут поступать в ВУЗ, и большинство школьников стремятся сдать тесты и подать заявления в вузы и мечтают о работе в уютном офисе, но никак ни у станка. Тем более что сейчас это не проблема - появилось масса высших учебных заведений и множество их филиалов, и мест хватит всем.

Например, только в Обнинске количество мест в вузах больше количества выпускников 11-х классов. Понятно, что многие уезжают учиться в другие города, а к нам, напротив, приезжают учиться из окрестностей, но факт остается фактом - при желании  поступить в вуз может кто угодно. Следовательно, к нам идут учиться те, кто сознательно выбрал профессию еще на школьной скамье, либо те, кто не захотел доучиваться два последних класса. Хочу отметить примечательный факт, к нам приходят молодые люди с высшим образованием, как правило, гуманитарных специальностей, чтобы получить рабочую профессию. Причина - нет работы по полученной специальности, мечта об уютном офисе не сбылась.

 

ВСКОРЕ НАШИХ ДЕТЕЙ НЕКОМУ БУДЕТ УЧИТЬ!

- С учениками все понятно. А как быть с преподавателями, мастерами производственного обучения?

- На сегодняшний момент с преподавателями и мастерами производственного обучения сложная ситуация. Преподаватель, мастер производственного обучения это специалист с высшим профессиональным образованием, имеющий рабочий разряд по профессии, именно он дает знания и трудовые навыки студентам. Те, кто сейчас работает это люди, вышедшие из системы «профтехобразования» советской эпохи, которой, кстати сказать, исполнилось 70 лет в 2010 году, это наш золотой фонд. Но, время идет и самому молодому из мастеров ГБОУ СПО «Обнинский индустриальный техникум» исполняется 50 лет. И такая ситуация сложилась во всех учреждениях области. При этом молодых специалистов крайне сложно привлечь для преподавательской деятельности. Судите сами - на производстве квалифицированный мастер может зарабатывать 20-30 тысяч рублей и более, я же, как руководитель, могу предложить только 8-12 тысяч - это со всеми премиями, надбавками и совмещением. Оклад мастера производственного обучения высшей категории составляет чуть более 5 тысяч рублей, при этом прожиточный минимум по области - более шести тысяч рублей. Кто пойдет на такое?

- Но ведь постоянно слышны обещания повысить зарплату учителям?..

- У нас работают не учителя, а преподаватели и мастера, а это другая категория. То обещанное повышение на 30% нас может и не коснуться. Да, с первого июня обещали повысить заработную плату на 6,5%, но разве это повышение? Это подачка, но и эту «подачку» не дали вовремя, сегодня 20 июня, а документов о повышении нет, и будут ли?

 

БЕЗРАДОСТНАЯ КАРТИНА

Вот такие проблемы, а это далеко не все, волнуют директора ГБОУ СПО «Обнинский индустриальный техникум» и других руководителей учреждений области.

Откровенно говоря, получается довольно безрадостная картина. С одной стороны, стране и области в частности позарез нужны рабочие кадры, но условий для их взращивания практически нет. В связи с сокращением сроков обучения студенты могут недополучить необходимых знаний, что не может не сказаться отрицательно на будущей работе, а после года в армии можно растерять и этот «багаж». И получается совершенно необъяснимо и непонятно, зачем вводятся новые стандарты - не для изживания ли системы?

Беседовала Лариса ВАЛУЕВА

P.S.

Пока готовился материал, в средствах массовой информации Калужской области появились сообщения, что работникам образования области с сентября зарплата будет повышена на 41 процент.


Поделиться