Неделя Боровского района
Коляда, коляда накануне Рождества
Гость Недели
22.12.2011

Если попросить любого россиянина составить рейтинг популярности всех отмечаемых праздников, то большинство пальму первенства отдаст Новому году. Казалось бы, так было всегда, и сегодня вряд ли кто-то станет оспаривать это лидерство. Тем не менее, мы нашли такого человека.

Людмила ГРИГОРЬЕВА под крышей балабановского Дома детского творчества смогла не только создать музей русской избы, где местная детвора, только переступив порог, попадает в давние, даже «сказочные» времена, в которых наши предки готовили на печи, играли в «тряпинички» и изгоняли хворь травами, сдобренными заговорами.  Эта женщина, благодаря необыкновенной увлеченности своим делом, является поборником традиций, об особенностях которых легко и играючи рассказывает детворе и каждому, кто проявляет интерес к своим истокам.

С «Неделей» Людмила Сергеевна поделилась личными воспоминаниями, окончательно убедив нас, что ещё несколько десятилетий назад 31 декабря стояло не то, что на второй, на третьей ступени из всех зимних праздников, уступая место Рождеству и Старому Новому году.

 

ПЯТАЧОК НА ТАБАЧОК

- Людмила Сергеевна, сегодня почти каждый из нас знает, как следует отмечать Новый год в соответствии с особенностями китайского календаря и культуры, но мало кто представляет, как это делается «по-русски». Неужели у наших предков не было своих обрядов и игрищ, связанных с этим праздником.

- Возможно, вас это удивит, но Новый год никогда не был важным праздником для наших предков. Не будем ходить далеко, во времена моего детства, а потом и юности, он проходил малозаметно. Я родом из Барятинского района Калужской области, жила в старой деревне, в которой и церкви-то своей не было (ближайшая находилась в Сухиничах, да и то старообрядческая). Прибавьте к этому всеобщий дух коллективизма в период колхозничества, и можно хорошо представить, что почти все в нашей деревне были безбожники. При этом Новый год, относительно новый и светский праздник, отмечали без каких-либо особенностей. Всё веселье разворачивалось на Рождество, а потом и на Старый Новый год. Это период, когда на Руси традиционно проходили святки, дети и молодёжь начинала колядовать, а мы это называли «ходить в цыгане».

У нас в деревне жила бабка Гапка, она доставала из своего сундука тряпки и всегда наряжала нас. Обязательно рядили кого-нибудь в козу, медведя, цыган, и ходили в каждый деревенский дом с колядками: «Хозяева, не морозьте, хоть копеечку, да бросьте! Дайте сальца на два пальца! Пятачок - на табачок! Не дадите пирога - мы корову за рога!».

Там нас уже ждали и очень обижались, если кого-то обходили стороной. Как правило, за колядки одаривали щедро: давали пироги, конфеты, деньги, а чаще - сало, его зимой в деревне у всех было много. Собирали по двадцать килограммов! Мы складывали всё в заранее приготовленные мешки, потом с этой добычей шли к какой-нибудь «бобылке», у которой не было большого хозяйства, и выменивали его за бесценок, а порой и просто отдавали.

- Колядовали только взрослые, или детям тоже разрешалось «потрясти» соседей?

- Ходили все, да ещё по несколько раз. Сначала, бывало, дети, потом - молодежь. Хозяева подавали всем, не скупились, они вообще заранее готовились к таким визитам. Мы же со своей добычей собирались в какой-нибудь избе и продолжали веселиться: пели, плясали. Причём, не помню, чтобы даже в молодости на нашем столе была выпивка, и без того умели хорошо гулять. 

Но вот раньше на Руси колядовать ходили в основном только молодые мужчины, и это неспроста. Ряженные, принимающие участие в колядках, надевали на лицо маски, то есть, примеряли чужую личину. У христиан это считалось грехом, избавиться от которого можно было во время другого христианского праздника - Крещенья. Это сейчас купание в ледяной проруби воспринимают, как пользу для здоровья, а тогда речь шла только об очищении от «тёмной силы», которая могла вселиться в человека, в том числе, за время святочной недели. На краю иордани ставили «мужскую» куклу (Крестец), сделанную из двух берёзовых чурочек с соломенными волосами на голове. На вертикальные концы (руки) привязывали множество разноцветных тряпочек. Когда мужчина прыгал в освящённую прорубь, всё «тёмное» и «нечистое» выскакивало из него и перепрыгивало на яркие колыхающиеся ленточки Крестца. Потом эту куклу обязательно сжигали. Сейчас об этом обряде мало кто знает, а потому во время крещенского купания вокруг проруби всегда находится много «зрителей». Это неправильно, ведь всё «тёмное», от которого избавляется «ныряльщик», может перейти к тем, кто стоит рядом.

 

ТРУБА ЗА ЖАДНОСТЬ

- Это правда, что ряженные были не такие уж безобидные весельчаки, и если их обижали, то они отвечали в ответ тем же?

- Конечно, правда, и мы так делали! Хозяев знали, что за жадность и грубость, ряженные обязательно с ними поквитаются, поэтому-то и не прогоняли, сколько бы раз они не приходили. Редко кто не открывал дверь или отвечал грубо. За это им подпирали входную дверь или разваливали поленицу дров. А бывало, отваживались и на более смелые поступки. Например, ребята забирались на крышу, и выливали ведро воды в трубу. Или ещё хуже: клали на трубу стекло или палку с привязанным пером. В этих случаях дым не мог выходить через трубу и шёл в дом. Конечно, за такие выходки нам и самим потом доставалось, но нас это не пугало. И так каждый год всю святочную неделю, а потом вплоть до Старого Нового года, деревня гуляла и веселилась.

Знаете, у нас эта традиция жива до сих пор. Сейчас в деревне живёт моя сестра, и она вместе с друзьями каждый год колядует. Бывает, на машинах доезжают до соседней деревни, и там ходят по домам. Люди их ждут.

- В городах, в частности в Балабаново, в последнее время дети тоже стали ходить колядовать (кстати, не все взрослые отвечают им адекватностью). По-вашему, это стоит пропагандировать, к примеру, по причине того, что это часть нашей культуры?

- Прежде, чем отправляться колядовать, человек должен знать смысл всего действа, а он заключается в пожелании добра хозяевам дома. В деревне всё намного проще, все друг друга знают, а в городе всё обстоит иначе. Если дети идут колядовать к знакомым - это одно, к не знакомым - другое. Люди разные, и порой, действительно, отвечают грубостью. Кстати, сегодняшние «ряженные» отмечают такую особенность: представители других национальностей (а, следовательно, и вероисповедания), когда к ним заходят с колядками, всегда отвечают дружелюбием и щедро одаривают. Возможно это потому, что они чтят свою культуру и с уважением относятся к культуре страны, в которой живут сейчас.

К тому же, если раньше колядки обязательно сопровождались прибаутками, то сегодня, чаще всего, всё сводится к собиранию конфет просто так. Ко мне в дом тоже приходят колядовать, я никогда не прогоняю, но при этом прошу детей, чтобы они хотя бы стишок рассказали, если уж колядку не знают.

 

СУЖЕНЫЙ, РЯЖЕНЫЙ...

50_gostq_1_300- Людмила Сергеевна, святочная неделя знаменита не только колядками, но и гаданием. Считалось, что все предсказанное именно в это время, сбывается. Вы, наверняка, тоже пытали судьбу?

- Девушки в это время гадали все без исключения, и я в том числе. Собирались компанией, ребят никогда не брали. Правда, со знаменитым «суженый-ряженый» держались на расстоянии. Это надо было одной идти в тёмную баню, зажигать свечу и, усаживаясь между двумя зеркалами, зазывать жениха, в общем, страшновато, мы побаивались.

В деревне жила бабка - Анюта Мудрая. Несмотря на прозвище, мудростью особой она не отличалась, но нам всегда гадала на картах в это время. Бывало, приеду из города на праздники, а она говорит: «Ну, какая у тебя сейчас проНблема, белый али чёрный? Давай карты раскинем!». Гадать она, конечно, не умела, но мы ради развлечения к ней ходили.

Сами гадали так: брали паленья в охапку или обнимали заборные жерди. Если оказывалось в руках парное число - выйдешь замуж в этом году, если нечётное - пока останешься в девках. Снимали сапог и кидали через спину: куда носом укажет, оттуда и жених будет. Бывало, обувь залетала на крышу, и тогда отцу приходилось граблями её оттуда доставать. А больше с этим гаданием трудностей не было: вокруг было много деревень, и куда бы нос не указал, жених находился.

Ещё гадали по тени. Сжимали бумажный лист, клали на блюдце, поджигали, а потом при свете свечи по тени огарка определяли, что он показывает. Под постелью из спичек делали колодец, рядом ставили кружку с водой, а под подушку клали расчёску и говорили перед сном: «Суженый, ряженый, приходи меня расчесать, воды из моего колодца попить!». Ещё писали на бумажках имена «женихов», клали под подушку, а утрам вытаскивали одну, и смотрели, кто кому достался. 

-А ведь гадание тоже всегда считалось греховным занятием!

- Да, это так! Но в то время мы не были набожными, хотя и ярыми атеистами тоже не являлись. Гадать, в переводе означает - думать, вот мы и думали. Для нас, молодых, и гадание и колядки было всего-навсего развлечением - весёлым и ярким, о котором теперь есть что рассказать внукам.

Светлана ЗАЦАРИННАЯ


Поделиться