Неделя Обнинска
Вадим Кац: «Создание домовых советов - правильное решение! По сути это упрощенный вариант ТСЖ!»
В гостях у ...
02.02.2012

«Коммунальные» темы относятся к разряду вечных. Не проходит недели, чтобы читатели не рассказали нам о какой-либо проблеме. То трубы текут, то батареи не греют - да мало ли что может приключиться...

Разумеется, случается такое и в домах, которые находятся в управлении в ЗАО «Быт-Сервис». Но, надо сказать, гораздо реже, чем в домах других управляющих компаний. В течение многих лет эта УК - в числе лучших.

Поэтому в начале года мы, по традиции, встретились с руководителем ЗАО «Быт-Сервис» Вадимом КАЦЕМ, чтобы он рассказал, что уже сделано, а что - только предстоит в нелегкой борьбе за комфорт.

 

ХОЛОДНО-ГОРЯЧО

4_kac_3_300- Взаимоотношения жителей Обнинска и горячего водоснабжения напоминают детскую игру в «холодно-горячо». Люди то жалуются на невозможность нормально принять душ - мол, вода слишком холодная. Недавно звонил мужчина, говорил - им горячую воду пустили через обратку, так чтобы помыться, ее по полчаса спускать надо... То, наоборот, практически ошпариваются льющимся из крана кипятком. Вам такая проблема знакома?

- Это характерно для домов, в которых не установлены регуляторы температуры. По санитарным нормам, температура воды в точке разбора должна составлять 60-70 градусов. То есть литься из крана такой, чтобы опасность получить ожог свелась к минимуму. В то же время из котельной «Теплоснабжения» сейчас, в морозы, подается вода 114 градусов - мы специально звонили, узнавали. Естественно, без регуляторов обойтись сложно, поскольку температура в том же полотенцесушителе будет градусов 90. Поэтому практически во всех наших домах такие регуляторы есть, швейцарские, фирмы Belimo.

- У вас в управлении разные дома - от старых до новостроек. С какими проще работать? Есть ли разница в обслуживании зданий, оборудованных индивидуальными котлами, и тех, где центральное теплоснабжение?

4_kac_5_350

- Да, у нас, пожалуй, встречаются все формы теплоснабжения... На Королева, 6, Шацкого, 9 и на Пионерском проезде установлены индивидуальные котлы. Есть дома, оборудованные теплообменниками - например, на Калужской 16, 20 и 24. Здесь горячая вода готовится и подается централизованно на весь дом сразу.

Кстати, в одном из наших домов - на Шацкого, 9 - в отопительной системе залита не вода, а антифриз. Дом достаточно долго стоял без отопления зимой, и, чтобы избежать порчи системы, выбрали именно антифриз. Вещь хорошая, хотя имеются и нюансы. Антифриз более текучий, чем вода. И если, как говорится, «вода дырочку найдет», то для антифриза эта пословица еще более верна. Вода, если есть небольшая дырочка, через некоторое время коксует ее за счет солей. С антифризом этого не происходит, и малейшее отверстие даст течь.

Разумеется, имеются и дома, отапливаемые «Теплоснабжением». Что проще в обслуживании? Конечно, там, где установлены индивидуальные котлы, работы у нас меньше - мы не связаны с отоплением - кроме подводки холодной воды. Ремонт, замена оборудования и т.д. - дело владельца жилья. В остальном я глобальной разницы не вижу.

- Как проходит этот отопительный сезон? С наступлением морозов никаких неприятных изменений не произошло?

- В этом году, к счастью, жалоб практически нет. В прошлом году были. «Теплоснабжение» перед началом отопительного сезона давало нам рекомендации - где шайбы заменить, где трубы и т.д. Сейчас, правда, в связи с морозами подняли температуру воды и появились течи. Уплотнение не очень хорошее, подсыхает из-за высокой температуры, и вот результат.

 

КАК ОТРЕМОНТИРОВАТЬ ДОМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

4_kac_4_300- Одна из самых больных «коммунальных» тем - установка общедомовых приборов учета. С одной стороны, это реальный способ экономии. В то же время и сами приборы недешевы, и их установка. В ваших домах они есть?

- Сейчас у нас в управлении 37 домов по всему городу, и только в пяти из них нет приборов учета, точнее, всего комплекса приборов. Например, счетчики электрические установлены, а по воде и отоплению - нет. В домах на ул. Ленина, 6/4, Ленина, 34, Ленина, 215 Гагарина, 27, Курчатова, 1 пока решения жителей по установке приборов нет. Главный вопрос, естественно, деньги. Общедомовой прибор учета тепла стоит в районе 270-300 тыс. руб. Поэтому туго пока идет дело.

- Ваши дома участвовали в федеральной программе капитального ремонта, по которой жители оплачивают только 5% от стоимости, а остальное добавляет государство?

- Я бы не стал говорить в прошедшем времени - да, программа должна была закончиться в 2012 году, но ее продлили до 2015. У нас, в принципе, нет совсем уж ветхих и аварийных зданий. Но имеются дома, которые уже отремонтированы по программе, и те, где сейчас идут работы - это Ленина, 6/4. На 2012 год поданы две заявки, одна из них отклонена, дом не подходит по возрасту - это Ленина, 134. На Пушкина, 2/5, скорее всего, будут производиться работы, хотя сметы на 2012 год еще нет.

- А в федеральной программе по замене лифтов участвуете?

- У нас нет лифтов, которые выработали гарантийный срок. Первый лифт в наших домах «состарится» году в 2014.

 

МОЖНО К ВАМ?

4_kac_1_300- Вы сказали, что у вас у управлении 37 домов. И еще шесть - на обслуживании. В чем разница?

- Обслуживание отличается от управления узким перечнем оказываемых услуг. В нашем случае это дома, где созданы ТСЖ. Там мы занимаемся только обслуживанием и ремонтом сетей.

- То есть создание ТСЖ вовсе не подразумевает полного взятия на себя «коммунальной жизни» дома и отказа от услуг управляющей компании?

- Возможны разные варианты. За все время существования нашей компании - а это, если считать уже после реорганизации, с 2004 года - от нас «ушел» только один дом. Там создали ТСЖ и решили, что в наших услугах больше не нуждаются. Это первый путь. Второй, как я уже говорил, договор обслуживания. И третий - мы взаимодействуем с ТСЖ «по полной программе», как и с теми домами, где товарищества нет. Все то же самое, только гораздо удобнее, поскольку упрощается процесс взаимодействия с жильцами.

- А как вы относитесь к тому, что теперь все многоквартирные дома обязали создать домовые советы?

 

- Положительно. Думаю, это правильное решение. По сути, функции ТСЖ и совета одинаковы, только это упрощенная форма, поскольку не требуется регистрации и устава. Для нас, естественно, гораздо удобнее взаимодействовать с единым органом, а не с каждым собственником в отдельности. Представьте себе 216-квартирный дом. Это нам 512 договоров нужно подготовить... А если есть совет, то достаточно заключить договор с его председателем. Выполнили какие-либо работы - отчитываемся перед председателем совета, а уже он взаимодействует с собственниками.

- По какому принципу вы принимаете к себе дома? Насколько я знаю, существует отбор, берете не всех, кто к вам попросился...

- Действительно, мы сами, по своей инициативе, никого не приглашаем. В последние два месяца к нам обращались три дома - Маркса, 56, Ленина 152 и Ленина, 154. На Маркса мы отказали - здание находится в стороне от других наших объектов, такой одинокий дом, это неудобно для работы. Мы стараемся подбирать здания по «кустовому принципу». Например, осуществлять уборку территории так гораздо удобнее.

 

УК ПЛАТИТ СОБСТВЕННИКАМ!

4_kac_6_320- У вас есть собственная техника для уборки?

- В этом нет необходимости, поскольку держать свою технику просто нерентабельно. Если мы приобретем трактор, сразу же понадобятся люди для его обслуживания, плюс специальное помещение, плюс медики для медосмотра водителя. Это ж золотой трактор получится. Мы заключаем договор, платим определенную сумму, и вопрос решен.

- Одно время у вас существовала такая практика, как оплата вывоза твердых бытовых отходов. Чтобы жильцы не выбрасывали старые диваны к подъезду, а получили возможность решать вопрос с вывозом хлама цивилизованными методами. Сейчас все по-прежнему?

- Отдельной строчки в платежке сейчас нет. Вывоз ТБО и обслуживание лифтов включены в графу «содержание имущества».

- В одной управляющей компании города сейчас проводят нечто вроде эксперимента: договорились с жильцами, что на один год будет введена дополнительная графа - «капитальный ремонт». Потом, по идее, это должно сократить расходы на ремонт текущий. У вас подобных нововведений нет?

- Графа «ремонт», разумеется, существует, причем даже для абсолютно новых зданий. Собственники сами решают, как использовать собранные средства, они принадлежат им. Если дом, допустим, после создания ТСЖ решит «уйти» от нас или перейдет в другую УК, мы возвращаем неизрасходованную часть. С домом, о котором я уже упоминал - единственным, пожелавшим нас покинуть - именно так и было.

С остальными нашими домами взаимодействие проходит по-разному, у каждого - свои неотложные нужды. Например, на Пионерском проезде, 21 решили потратить всю сумму на ремонт подъездной дороги. Обошлось это примерно в 500 тысяч рублей, часть из которых мы им проавансировали. Теперь жильцы ежемесячно возмещают нам определенную сумму.

- То есть вы можете с жильцами еще и деньгами поделиться? Работы в долг выполнить?

- Это нормальная деловая практика. Поэтому минимальная длительность контракта - три года. За год просто невозможно решить вопросы, подобные этому.

- А другие дома на что тратят деньги, собранные на ремонт?

- В одном из наших зданий жильцы решили установить во дворе камеры видеонаблюдения. Еще дворы ремонтируют.

- А один из самых больных городских вопросов с автомобильными стоянками вас коснулся? Жильцы спорят по поводу парковок? Это же классика жанра: одни говорят «сделайте стоянку», другие, столь же горячо, призывают ни в коем случае ее не строить...

- К счастью, у нас не было таких вопросов. Новые дома худо-бедно, но имеют парковки. Да, возникали конфликты из-за порчи газонов. Например, во дворе домов на Калужской 16, 18 и 24 все газоны были буквально заставлены автомобилями. Мы установили металлические ограждения, проблема решилась.

 

ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННИКА - НЕУМЕНИЕ ОСОЗНАТЬ, ЧТО ЭТО ЕГО ИМУЩЕСТВО

4_kac_2_300- Как в целом строятся взаимоотношения с жильцами? У нас же традиционно принято ругать «коммунальщиков», и за дело, и просто так, «для профилактики»...

- Я думаю, основная проблема, дающая богатые возможности для всяческих недоразумений - нежелание собственника понимать, что это именно его имущество. И ждать помощи - например, от государства - по большому счету, не приходится. Да, существуют две федеральные программы, о которых мы уже говорили. Но этим все и ограничивается. Типичная претензия - мол, а что, вы не можете обратиться и попросить, чтобы вам дали деньги на то или на это? Не могу. Да и с капремонтом по федеральной программе не все так просто. Например, сейчас мы заканчиваем работы на Ленина,6/4. Там трубы проходят под полом. Чтобы их сменить, пришлось бы выселять жильцов. А поскольку этого не было, провести ремонт в полном объеме не получится...

 

В НАШЕМ ДОМЕ ПОСЕЛИЛСЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СОСЕД

- А курьезы в вашей работе часто бывают? Все знают категорию «вечных жалобщиков», которые осаждают учреждения своими претензиями и просьбами, зачастую, весьма экстравагантными. Например, к нашим коллегам из газеты «Вы и Мы» приходила женщина, которая с порога продемонстрировала справку о том, что она не состоит на учете в психдиспансере, а потом рассказала, как соседи подключаются к ее водопроводу через интернет...

- Я, кажется, знаю, о ком идет речь, к нам она тоже захаживала. Эта женщина живет в одном из наших домов. И, насколько мне известно, уже несколько раз переезжала, поскольку подозревала, что соседи хотят ее отравить. При этом сама она работает в одном из столичных психдиспансеров санитаркой. По-видимому, есть возможность взять справку.

- Сюжеты некоторых фильмов для взрослых строятся на нехитрой ситуации: приходит сантехник в квартиру, а там его встречает горячая, полураздетая хозяйка. В жизни нечто подобное бывает?

- В точности такого не припомню. Хотя есть женщина, которая предпочитает оставлять заявки на утро, часов на десять. И встречает мастера в легком халатике, кокетливо жалуясь - мол, вы пришли так рано, я еще и проснуться-то как следует не успела...

 

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

4_kac_7_350- Насколько я знаю, коллектив у вас дружный, есть люди, которые проработали вместе не одно десятилетие. Наверное, это один из секретов успешной деятельности любой организации...

- Разумеется, текучка существует везде, и мы - не исключение. Но у нас есть костяк, на котором все держится. С некоторыми сотрудниками мы работаем с 1991 года.

Это сантехники Иван КРАВЧЕНКО, Александр ФЕРДЕРЕР, электрик Андрей ПЕТРАЧКОВ. С конца девяностых работают Михаил ЗЕБРЕВ, начальник участка Олег КОНДРАШЕЧКИН.

Наши домоуправы досконально знают ситуацию по каждому дому. С Евгенией ОРЛОВОЙ мы начинали работать с 1991 года, потом она уходила, и в конце концов опять вернулась к нам.

Мой заместитель по финансовым вопросам Светлана ЕСИНА - надежнейший и важнейший наш сотрудник. Всех, конечно, не перечислишь...Но я могу сказать одно - я очень ценю наш коллектив, ведь именно благодаря этим людям мы можем выполнять нашу работу на должном уровне.

Зоя ЮРЬЕВА

Поделиться