Неделя Обнинска
Виктор Жилкин: «Мы - социально ориентированное предприятие!»
В гостях у ...
23.03.2012

Сегодня наш гость - руководитель МП «ОПАТП» Виктор ЖИЛКИН. Виктор Павлович знает о городском транспорте если не все, то очень и очень многое.

В течение тридцати лет он служил в государственной автоинспекции, а с 2003 года взял на себя сложную, но очень важную задачу - обеспечение пассажирских перевозок по Обнинску и пригородным маршрутам.

 

УЧЕТ И КОНТРОЛЬ

- Виктор Павлович, сколько сейчас автобусов у ОПАТП?

- Общее число - 58. 32 из них - в Обнинске, 10 обслуживают пригородные маршруты. Оставшиеся - резерв, некоторые, конечно, находятся на ремонте. Мы - единственное транспортное предприятие, которое уже в течение нескольких лет обеспечивает 100% выход на маршрут. Нет такого, чтобы рейс в случае поломки автобуса отменили, и все. Обязательно пришлем замену.

- А каков интервал движения?

- В среднем - 15 минут. От 14 до 17. Конечно, бывают исключения. Может быть, вы видели объявления на остановках: с 13 марта по 14 апреля в рабочие дни интервал движения увеличивается до 20 минут. Это связано с прохождением техосмотра. Собственно говоря, мы не знаем, сколько времени будет занимать процедура - может быть, один автобус проверят за пять минут, а другой - за двадцать. Так что предупреждаем на всякий случай - может получиться так, что пассажирам придется ждать чуть дольше, чем обычно.

- Кстати, о техническом состоянии автобусов и здоровье водителей... Как проходит предрейсовая проверка?

- Вначале водитель получает у диспетчера путевку. Потом отправляется к медику - ему измеряют давление, проверяют на предмет употребления алкоголя и т.д. Только после этого человек может пройти в бокс и сесть за руль. И уже на выезде с территории предприятия автобус осматривает механик, который и ставит штамп «выпуск разрешаю». После рейса водителя снова осматривает медик - чтобы человеку не пришло в голову выпить в течение дня. Ни я сам, ни мой главный инженер не можем выпустить водителя в рейс, если бы у нас возникло такое желание. Только специально обученные люди.

- Да, такой строгий контроль - заветная мечта всех пассажиров, которые пользуются услугами частников. Вот бы и там так было!..

- Да не будет такого, мечтай, не мечтай... Для любого бизнеса главное - прибыль. Частнику невыгодно держать собственный медпункт, штат механиков, нанимать опытных водителей. А ведь каждый должен заниматься своим делом. У нас водитель сам автобус не чинит - вы только представьте себе, это же тридцать тысяч деталей! И новичка мы никогда сразу за руль не посадим. При поступлении на работу человек обязательно проходит двухнедельное обучение в нашем учебном комбинате. Затем получает право стажироваться. У нас есть специальная должность - водитель-наставник, который в течение некоторого времени выезжает на маршрут вместе с новичком. И только после успешного прохождения стажировки водитель допускается к самостоятельной работе. Так что ОПАТП - своеобразная «кузница кадров».

- И многих уже обучили?

- Приходит-то много водителей, в том числе молодые ребята. Спрашиваю - «зачем»? Честно отвечают - мол, опыта набраться, потом уйду. Я их понимаю - вставать приходится в три утра, в это время молодежь только с гулянок возвращается... А зарплаты за такой труд низкие - в среднем около 17 тысяч рублей. Ну, кто у нас останется... Сейчас работают старики, не знаю, что будем делать, когда они выйдут на пенсию.

 

«ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН»

11_patp_1_350- А в целом это прибыльное занятие - пассажирские перевозки?

- В том виде, в котором ими занимаемся мы - разумеется, нет. ОПАТП перевозит 86% льготников. Мы живы только благодаря поддержке администрации. Вы посмотрите на ситуацию в соседних районах - Жуковском, Малоярославецком, Боровском. Там ПАТП, по сути, умерли. В Боровске перевозки отдали частнику, он какое-то время возил людей, как раньше, а сейчас ушел на более выгодный межгород. Из Жукова постоянно обращаются за помощью, предлагают, чтобы мы работали на их маршрутах. Но мы физически не в состоянии этого сделать. Конечно, мы обслуживаем пригород, поскольку в том же Жуковском районе много наших обнинских дачников. Так, с 24 апреля вводятся дополнительные сезонные пригородные маршруты. Но помогать «соседям» предприятие не в состоянии.

Также много заявок от предприятий - мы постоянно сотрудничаем с ОНПП «Технология», «Агригазполимер», «Фруже», Обнинскими электрическими сетями и т.д. Перевозка сотрудников - очень востребованное направление, и здесь у ПАТП конкурентов практически нет - в частном бизнесе большие автобусы - редкость, это невыгодно. А спрос у корпоративных клиентов есть именно на них.

- А вообще ОПАТП городу нужно? Сами говорите, у соседей про аналогичные предприятия можно сказать классическое: «пациент скорее мертв, чем жив».

- Разумеется, наше предприятие необходимо! Маршрутки стараются «урвать» побольше в утренние и вечерние часы, а днем зачастую куда-то прячутся. И они не возят льготников. У нас же - 100% рейсов со льготами. Я вот почему на этом акцентирую внимание: в некоторых городах есть практика - допустим, 50% рейсов со льготами, а 50%- без. У нас иначе.

И мы не смотрим на наполняемость. Пусть хоть два человека в автобусе, все равно едем. Собственно говоря, на маршруте № 5, который ходит на Мирный, зачастую так и бывает...

К тому же наше предприятие - своеобразный сдерживающий фактор для бизнеса. Владельцы маршруток не могут диктовать Администрации свои условия в части ценообразования, пока есть мы. Вот собираются перевозчики в мэрии и заявляют - мол, нужно поднимать цены. Но они не могут настаивать, угрожая своим уходом из города, поскольку это никого не напугает - есть ОПАТП. Хотят уходить - пожалуйста, мы справимся. Помните, года три назад была забастовка «маршруточников» - тогда мы постарались, вывели на линию дополнительные автобусы, транспортного коллапса не случилось. А наша выручка выросла за эти дни почти в три раза - вместо обычных 50 тысяч рублей за день составила около 140 тысяч.

Опыт больших городов - той же Москвы - показывает возвращение к автобусным перевозкам. В столице выделяются специальные полосы для автобусов, и, насколько мне известно, принято решение о сокращении числа «маршруточников». Скоро и мы почувствуем эту тенденцию. Так что ПАТП необходимо сохранить - хотя бы на существующем ныне уровне. Когда я пришел сюда, в ПАТП было 83 автобуса, сейчас, как я уже говорил - 58. Скоро спишем пять, останется 53. Это необходимый минимум, меньше просто нельзя.

ПЛАТИМ БАБУШКАМ ЗА ТРАВМЫ

- Люди пользуются маршрутками, собственно говоря, по одной простой причине - быстрота. При этом, разумеется, очень боятся попасть в аварию. А как обстоят дела с безопасностью у вас? Автобусы часто попадают в ДТП?

- Конечно, ДТП случаются. В среднем где-то раз в месяц. Но это, к счастью, не серьезные происшествия - так, железки немного помнутся. Люди не страдают. Основное преимущество автобуса - именно безопасность пассажиров. Автобусы, почему такие тяжелые - от 15 до 20 тонн? Да именно для того, чтобы транспорт принимал на себя удар, сдерживал его, и люди оставались целы. Разумеется, полностью отсутствие травматизма гарантировать нельзя - при резком торможении человек может упасть. У нас было два случая, когда пассажир получал травмы, находясь в автобусе. Оба - с пожилыми людьми. Обоим мы возместили все расходы на лечение после решения суда. Мы бы и так заплатили, но наше предприятие - муниципальное, есть определенные правила распоряжения средствами.

- А новые автобусы у города появятся?

- Мы сами, конечно, технику покупать не можем. Только через Администрацию. Последнее поступление было в 2011 году, мы получили четыре автобуса, наших, отечественных. Хотя лично я бы предпочел белорусские МАЗы - большинство автобусов, работающих на городских маршрутах, именно этой марки. Но нельзя - работаем по программе поддержки отечественного автопрома...

Зоя ЮРЬЕВА

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕЗДНОЙ В ДЕЙСТВИИ

Стоимость социального проездного билета - 200 рублей. Льготные категории населения могут пользоваться им как на городских, так и на пригородных маршрутах. «Обычные» пенсионеры, не имеющие льгот, тоже имеют право приобрести этот проездной. Но ездить по нему смогут только по городским маршрутам. Билет действует на территории всей Калужской области.

Правом бесплатного проезда пользуются дети до 14 лет - учащиеся школ, дети из многодетных семей до 18 лет.


Поделиться