журнал
Десять лет назад две обнинские школы были объединены в одно образовательное учреждение с громким и многообещающим названием Лицей «Держава».
МУЖЧИНЫ ПРИШЛИ В ШКОЛУ
В успешности этого предприятия тогда сомневались многие - школы тогда мало интересовали государство и вынуждены были влачить жалкое существование. Уставшие от битвы с системой учителя уходили в коммерческие структуры, а те, кто оставался, вынуждены были регулярно стоять с протянутой рукой перед родителями, чтобы хоть как-то оснастить кабинеты и выжить.
Молодые люди вообще перестали рассматривать профессию учителя, как более или менее привлекательную. Даже женщины не могли оставаться работать за те копейки, которые предлагало государство, называя заработной платой.
И именно в это время Юрий ФРАЙ со своей командой пришел в школу, для того, чтобы создать свою, совершенно новую школу, школу, которая стала бы не банальным образовательным учреждением, а местом, которым гордились бы и дети, и родители.
КАК ВОСПИТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ?
- Когда мы только начинали работать, к нам приехал губернатор Артамонов, - вспоминает Юрий Владимирович. - Мы готовились к его встрече, думали о том, как его принять и тогда решили: ни о чем его не просить. Когда приехал Анатолий Дмитриевич, мы ему показали, что уже сделали, что собираемся сделать, но ничего не просили. Однако уже в следующем году школа получила от области автобус, а затем материальную поддержку мы стали получать регулярно.
- Юрий Владимирович, как возникла идея создания Лицея?
- Я начал заниматься тренерской работой с 1993 года и очень скоро ко мне пришло понимание того, что невозможно воспитать спортсмена, игнорируя воспитательные моменты. Невозможно вырастить победителя из ребенка без воспитательного стержня. Ребенок приходит в этот мир совсем маленьким. Поначалу дом и родители - это весь его мир. Это потом добавляются соседские мальчишки, школа.
Ребенка нужно учить командному духу, чтобы он уважал и ценил тех, кто рядом с ним, чувствовал ответственность перед ними. Это его команда. Нельзя маленького ребенка научить любить целую страну и президента. Я с большим скептицизмом отношусь к тому, что дети стройными рядами начинают демонстрировать патриотизм. Это выглядит натянуто, это игра взрослых людей, а дети просто вынуждены эту игру копировать. Для воспитания в этом нет никакого смысла.
ВОТ ТАКИЕ У НАС БЫЛИ УЧИТЕЛЯ
- В вашем детстве были учителя, которых вы запомнили?
- Да. Я учился в школе №10, и у нас была молодая учительница русского языка и литературы Галина Павловна МАКЛАКОВА. Это была мягкая и даже застенчивая женщина, но она сумела увлечь нас, пятнадцатилетних мальчишек, литературой. Мы все стали заниматься в литературном кружке, изучать творчество Пушкина и Лермонтова. Мы ездили по разным музеям, в неотапливаемых электричках, зимой. Однажды мы были в музее, и Галина Павловна после экскурсии рассказа про лицеистов, предложила нам прийти на следующий день в галстуках. А мы как раз учились в 8-ом классе (это нынешний девятый), пионерских галстуков уже не носили и гордо ходили с расстегнутыми воротниками рубашек. Как она смогла нас увлечь идеей, что мы все должны прийти в мужских галстуках - я даже сейчас не понимаю. Тогда это было вообще не принято. Я пришел домой и потребовал от родителей галстук. Ревизия папиного гардероба результатов не принесла - тогда носили широкие галстуки и на тонкой подростковой шее они совсем не смотрелись. Но я не мог подвести друзей и придти в школу без галстука.
Маме пришлось ночью перешивать мне галстук. И на следующий день все мальчишки нашего класса пришли в галстуках. Мы ощутили себя приобщенными к тем пушкинским лицеистам, к их идее дружбы и приобщенности к чему-то очень важному. Может быть, именно тогда и зародилась идея Лицея? Вот такие у нас были учителя. Да и мы как-то умели совмещать и хулиганские драки и чтение книг.
КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЩЕНИЕ НЕ ДАЕТ ОЩУТИТЬ РЕАЛЬНОСТИ
- Подрались - почитали, это, конечно, веселое и гармоничное развитие. Но нынешние подростки все больше компьютером увлекаются...
- Да сейчас с этим сложно. Ребенок вместо того, чтобы реально общаться получает какой-то суррогат. Ему вопрос в интернете задали - он день подумал - ответил. За ответ никакой ответственности не несет. В реальной жизни ребенку пришлось бы отвечать быстро и получить тычок в плечо, если что не так.
Воспитывало действие, а сейчас ребенок не ощущает разворота событий, не получает тактильного общения. А ведь это очень важно для всех нас. Нам всем это нужно, чтобы нас обняли, пожали руку, поддержали. Это очень важно для всех и тем более для детей. Процесс социального воспитания невозможен без реального общения, а компьютер создает эффект отложенного общения.
ЧТО НЕ ЛЮБИТ ЮРИЙ ФРАЙ
- Высоцкий в свое время написал про то, что он не любит: «Я не люблю...». А что не любите вы?
- Высоцкий - один из моих любимых поэтов, и он рассказал о том, что и я чувствую.
- Обычно каждый, кто знает эти стихи, продолжает их какой-то своей строкой...
- «Я не люблю, громадные арены: на них мильон меняют по рублю». Вот это я не люблю.
- Каким должен быть современный учитель?
- Он должен быть не преподаватель, а учитель, не только учить, но и воспитывать. Ну, и, конечно, он должен быть успешен, излучать легкий позитив. И самый качественный скачок образования произойдет тогда, когда исчезнет дискомфорт и неустроенность школы. И, конечно, учитель не может всю жизнь работать на энтузиазме. Энтузиазм долго не живет. Поэтому не надо думать, что учителя кормить не надо. Потому что он и так работает. Этот может быть и работает, но вот другие, на него глядя, не захотят превращать всю жизнь в бой и жертвенность.
У всех есть семья, дети, дом, желание реализоваться. В школе очень мало молодых и это тоже результат безответственной эксплуатации государством профессиональной ответственности и энтузиазма российских учителей. Я преклоняюсь перед российским учительством, но нельзя каждый день ложиться на амбразуру. В День Учителя я желаю всем нашим учителям ощущения успешности и благополучия.
Рената БЕЛИЧ