Неделя Обнинска
Кольца бюрократического удава
Проблема
18.10.2012

Можно ли в Обнинске побороть лавину справок?

Технический прогресс движется все дальше, а количество справок, которые граждане должны предоставлять на каждый чих чиновника, почему-то становится все больше.

Уже вроде бы и компьютеры есть, и факсы, и электронная почта, и  госуслуги в Интернете. Количество чиновников достигло рекордных 20 миллионов, а проблема стояния в очередях для получения очередной справки как была, так и остается.

 

СКОЛЬКО РАЗ ПРИДЕТСЯ БРАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ СПРАВКУ?

Спрашивается, почему российская бюрократия не может организоваться так, чтобы не издеваться над гражданами и не гонять их по всем инстанциям, из кабинета в кабинет для получения очередного документа? Государство тратит бешеные деньги на организацию то электронных услуг, то «единого окна», но все эти действия практически никак не отражаются на простых людях.

Взять, например, справку о составе семьи. Молодая мама, которой нужно оформить документы на получение единовременное пособия по рождению ребенка должна предоставить документ о составе семьи. Простой вопрос: зачем? Вот мать, вот ребенок - какая разница, кто еще с ней проживает в одной квартире? Опять же, если чиновникам очень нужно знать ответ на этот вопрос - пусть как-нибудь, наконец, договорятся с теми, кто эти справки предоставляет. У нас в городе таких компаний меньше десяти.

Впрочем, ладно, собрала молодая мама все справки, оформила пособие по рождению ребенка, но тут оказывается, что ей надо еще оформлять компенсацию за жилье или ежемесячное пособие, и снова нужна справка о составе семьи. Казалось бы, чего проще, пусть один государственный чиновник затребует документы у другого и все. Но нет!

Мама вместе с ребенком снова должна отправляться в очередь, где вместе с ней томятся десятки гастарбайтеров, которые должны собирать документы каждые три месяца. Против контроля над иностранной рабочей силой никто не возражает, но почему-то не очень заметно, чтобы бег по чиновникам как-то этот контроль улучшал. Опять же, почему молодая мама, которая в третий раз пришла за справкой о составе семьи, должна страдать из-за того, что государство никак не может организоваться?

И ладно бы все эти справки нужно было собрать один раз и после этого забыть про них! Нет! Даже если в жизни гражданина ничего не изменилось, о чем он спокойно мог бы дать расписку, предположим, все равно ему придется снова бегать собирать справки и увеличивать очереди.

 

«ПУСТЬ ГОСУДАРСТВО ПОДАВИТЬСЯ ЭТИМИ КОПЕЙКАМИ!»

А несчастные вдовы с детьми, потерявшие кормильца! Вы думаете, российской вдове есть время предаваться скорби? Когда она узнает, какое количество бумаг ей нужно предоставить для получения не бог весть какого пособия, она понимает, что если впасть в депрессию, то дети могут остаться и без еды.

В конце 90-ых количество справок, которые временами требовал пенсионный фонд на оформление подобного пособия, переваливало за десяток. С тех пор в лучшую сторону ничего не изменилось. Одна наша читательница, мать двоих детей, для переоформления пенсии по потере кормильца предоставила 12 справок из разных районов Подмосковья. Но оказалось, что этих справок мало. После этого женщина сказала: «Да пусть это государство подавится этими копейками!» и вообще не стала оформлять пенсию. Собственно, именно этого чиновники и добивались. Сейчас подошла очередь детей этой женщины получать пособие по рождению детей и снова оформлять справки. Что изменилось с тех пор?

Появились компьютеры, вложены бешеные деньги в то, чтобы упростить оформление документов и пособий. Стало ли комфортнее гражданам? И что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Эти вопросы мы задали начальнику управления соцзащиты населения мэрии Обнинска Владимиру ЖАРСКОМУ:

- Количество справок и их перечень регламентируется федеральным и региональным законодательством. Сейчас существует межведомственные взаимоотношения между разными структурами областного и городского подчинения, поэтому в последнее время количество справок, которые гражданам нужно предоставлять самостоятельно, значительно уменьшилось. Предоставлять нужно личную информацию, в том числе и справки о составе семьи. К сожалению, информация о составе семьи предоставляется управляющими компаниями, а это коммерческие структуры, которые не подчиняются никому кроме жильцов. А вот из Центра занятости, Пенсионного фонда, УФМС, ЗАГСа мы информацию уже получаем. Так что процесс уже идет. Он пошел с того момента, когда стали утверждать регламенты. 

 

ГОРОДУ НУЖЕН ЕДИНЫЙ ОФИСНЫЙ ЦЕНТР

Процесс действительно идет небыстро. И может затянуться надолго. Может быть, Администрации города и горожанам следует объединить свои усилия и вместе разомкнуть кольца бумажного удава?

Что для этого нужно? Совсем немного. Например, можно организовать многофункциональный центр, который будет принимать заявки на все госуслуги в едином окне, в одном здании, например в том, которое давно сиротливо стоит напротив «Европы» (которое уже много лет пытается продать Сбербанк).

Все-таки неплохо было бы, если вместо того, чтобы бегать за каждой справкой по всему городу, можно было прийти спокойненько в один общий Центр, попить чайку, а чиновники в это время побегают и пособирают ваши справки!

Это, конечно, пока мечты. Но ведь нет ничего невозможного!

                                                                                                          Рита СМЕЯН

 

Кстати

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД СБРАСЫВАЕТ ОКОВЫ БЮРОКРАТИЗМА

Разговор о справках и госуслугах мы продолжили с Натальей КОКОРЕВОЙ, заместителем начальника Управления Пенсионного фонда России в Обнинске.           

 

50 МИНУТ - И ПЕНСИЯ ОФОРМЛЕНА

Систематично и регламентировано бороться за качество услуг начали еще летом. Именно тогда вышел закон о госуслугах, согласно которому граждане не должны томиться в очередях часами. Оказывается, нынче ожидание в очереди регламентировано законом. И если Вы пришли оформлять пенсию и просидели в очереди больше 50 минут - значит, ваши права на качественное оказание государственных услуг нарушены.

Когда вышел закон, регламентирующий время ожидания и время оформления документов, сотрудники Пенсионного Фонда всей страны поначалу отреагировали на него весьма прохладно и особенно не стремились его выполнять. Однако тут подключилась прокуратура, и понимание того, что законы пишутся для того, чтобы их выполнять подкрепилось представлениями надзирающего за выполнением законности органа. Например, в Обнинске, помощники прокурора становились в очередь и потом фиксировали время ожидания. Далее следовали меры реагирования. После подобных мер очереди стали проблемой не только клиентов Фонда, но и сотрудников.

 

НЕ ВСЕ МОЖНО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ

Для того, чтобы соответствовать новым требованиям, в Обнинском отделении Пенсионного Фонда, управлением получена программно-аппаратный комплекс «Электронная очередь», которая будет установлена после проведения ремонта. А пока  налажена автоматическая система выдачи талонов. С одной стороны, определенный прогресс не может не радовать, а с другой стороны, не всегда можно успеть оформить пенсию за отведенное законом время. Пенсионеры зачастую люди основательные, неторопливые, а в тонкостях назначения пенсий быстро не разберутся даже молодые математики, поэтому уложиться в пятьдесят минут порою бывает просто невозможно.

И что тогда делать? Говорить человеку: «Выше время истекло, приходите на прием еще раз, берите талончик, постойте в очереди, и тогда вам поподробнее объяснят, какая у вас будет пенсия и почему».

 

ЛИШНИЕ СПРАВКИ ЗАПРАШИВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

А вот выдача различных справок должна происходить быстрее - всего за 15 минут.

- Часто ли бывает так, что граждане мечутся, собирая справками по разным государственным учреждениям? - поинтересовались мы у Натальи Кокоревой.

- Есть перечень справок, которые мы должны сами запрашивать у другого ведомства!

Наталья Алексеевна нас заверила, что этого быть не может, потому как нынче, если такое случится и гражданин пожалуется в прокуратуру, то виновные будут наказаны.

- Мы стараемся ответить на все вопросы наших клиентов, - говорит Наталья КОКОРЕВА. - А вообще-то все наши сотрудницы очень внимательны и очень стараются.

Рита СМЕЯН

 

 

Поделиться