Неделя Обнинска
Недетские беды выпускников детских домов
Социалка
08.11.2012

Готовы ли к самостоятельной жизни нынешние подростки? Если в 16 лет хорошо воспитанного, умного ребенка заставить жить без помощи взрослых, сможет ли он достойно выжить?  

Вероятно, не всякий родитель спокойно отправит свое дитятко в путешествие по волнам нашей непростой жизни. Но ребятам из детских домов выбирать не приходится - они очень рано остаются наедине с проблемами и не всегда в состоянии адекватно эти проблемы решить. А помощи и поддержки им ждать неоткуда.

 

ДЛЯ ЖИЗНИ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ НУЖНЫ ДОЛГИЕ ГОДЫ ТРЕНИРОВОК

В начале перестройки по телевизору вдруг заговорили про детдомовских детей и даже показали фильм о том, что ждет этих ребят после детского дома. Герои фильма не могли решить самые простые бытовые проблемы: они не знали, как заваривать чай, как стирать белье, как платить за квартиру. Дети оказались брошенными на произвол судьбы. Постсоветское общество было в шоке.

Сегодня, конечно, беспризорность бывших детдомовцев уже мало кого трогает. Это на своем опыте почувствовал Евгений П., двадцатилетний житель Обнинска. После детского дома он оказался совершенно один и никак не может понять, как же можно выжить в том бардаке, в котором мы с вами барахтаться и выплывать уже как-то научились за долгие годы тренировок.

Родители парня были лишены родительских прав, когда Жене исполнилось всего два года. Органы опеки даже в начале девяностых не смогли спокойно смотреть, как родная мать обращается с ребенком. С тех пор родительница никакого участия в воспитании Жени не принимала.

 

КАК ИЗ НОРМАЛЬНОГО РЕБЕНКА СДЕЛАТЬ ПСИХА?

В детском доме с парнем особо не церемонились и при первом удобном случае отправили в интернат для умственно отсталых детей. Только не надо думать, что у Жени что-то не в порядке с головой.  

Как нормальных детей в детских домах отправляют в «психушки» и различные вспомогательные учреждения - это отдельная история. Доказать, что у ребенка обычная педагогическая запущенность, а не патологическая умственная отсталость, бывает практически невозможно. Да и доказывать некому. Отвечающие за ребенка руководители детдомов сами просят врачей избавить их от проблемного ребенка.

Врач-психиатр, к которому ребенка приводят на консультацию, заранее знает, что он напишет в карте. Но при этом все-таки делает вид, что «изучает пациента» и задает вопросы. В свое время пришлось наблюдать работу отечественных психиатров, отправляющих детдомовских детей в «дурку». Разговор врача с пациентом выглядит следующим образом:

- Сейчас октябрь. Какой месяц был до него? - уныло спрашивает женщина-врач.

- Сентябрь, - бодро отвечает румяный десятилетний пацан. 

- А какой будет после?

- Ноябрь, - отвечает ребенок.

- Неправильно! - радуется врач. - Октябрь.

- После октября октябрь? - удивляется десятилетний парень. 

- Нет, после сентября! - радуется врач и задает другой вопрос: «Чем зима отличается от лета?». Когда дите рассказывает о том, что зимой холодно, а летом нет, что зимой ходят в шубах и шапках, а летом в шортах и кепках, а заодно вспоминает о том, что летом бывают каникулы, психиатр уныло резюмирует:

- Нет! Зимой дни короче, а ночи длиннее!

- А на экваторе? - интересуется исследуемый.

- А ты знаешь, что такое «дни короче, а ночи длиннее»? - зловеще шипит психиатр.

На вопрос, чем дикие птицы отличаются от домашних, тоже не удалось дать правильный ответ. Оказывается, врач считала, что домашние птицы не летают, а дикие летают.

После такого дивного тестирования ребенку стукнули пару раз молотком по коленкам и отправили в «дурку». Отправка в интернат для умственноотсталых, возможно, чем-то отличается. Наверное, врач, подписавший направление Евгению, задавал другие вопросы. Но как-то мало верится, что картина психологического исследования личности детдомовцев за последние годы претерпела хоть какие-то изменения.

Но все когда-нибудь заканчивается, закончилась и жизнь в интернате. И оказалось, что это была не самая тяжелая часть жизни молодого человека.

 

ОТ ЧИНОВНИКОВ ПОМОЩИ НЕ ДОЖДЕШЬСЯ!

После выпуска из интерната в поселке Бетлица, парень поступил в профлицей в Тарусе и вышел оттуда со специальностью столяра-плотника.

А 29 марта 2012 года парень вернулся в Обнинск. Родной город, как и родная квартира, особым гостеприимством не радовали. Согласно нашим законам, бывший детдомовец возвращается по месту прописки, то есть туда, откуда его взяли, то есть к мамаше, которую он 18 лет не видел и не слышал. И к многочисленным родственничкам. 

В квартире, куда Женя вернулся, прописано еще 12 человек. Долг по квартплате - более 200 тысяч рублей. За долги по коммунальным платежам отключено электричество. В комнате, куда вселился Евгений, нет даже кровати, и он спал на полу. Нет ни стульев, ни шкафа.

После жалоб жильцов квартиры на отключение электричества, там побывала комиссия из Администрации города. Чиновники видели, что выпускник интерната спит на полу, но ничем ему не помогли, даже мебель б/у не дали!

У Евгения диагноз «умственная отсталость», в Обнинске он не жил с 6 лет, нет друзей и родственников, которые могли бы ему помочь в бытовых вопросах и в поиске работы.

Еще в интернате Евгений сломал ключицу, рука у него болит, и в поликлинике сказали, что нужно делать операцию, но только платно, поскольку его медицинский полис выдан в Тарусе. Евгений пошел менять полис, но ему отказали, поскольку документ действителен на всей территории России. В общем, парень вообще понять не может, куда ему идти и что делать.

Женя уверяет, что у него инвалидность (3 группа), но в Тарусе он потерял справку МСЭ, а как ее восстанавливать - он не знает.

 

НЕТОРОПЛИВАЯ ПОМОЩЬ

Знакомая девчонка привела парня к депутату Горсобрания Татьяне КОТЛЯР. Хорошо, что наши дети такие грамотные и знают, куда вести попавших в безвыходное положение людей.

- Я написала Жарскому (начальник управления соцзащиты) и вице-мэру Поповой, - рассказывает Татьяна Михайловна, - просила оказать Жене материальную помощь. Матпомощь дать обещали. Целую тысячу рублей! Но только через месяц. В конце ноября - начале декабря! А ему сейчас есть нечего. Правда, с работой удалось помочь, в центре занятости Жене предложили две вакансии и приняли на работу в мебельный магазин, на сборку мебели.

В общем-то, очень неторопливо и нехотя, но система помощи завертелась. Но разве это решает проблему в целом?

- В Обнинске нужна система постинтернатного сопровождения каждого выпускника детдома или интерната, вернувшегося жить в город после учебы, - считает Татьяна Котляр. - Неоднократно сообщалось, что такая система создана. Вот только непонятно: где она? Кто-то должен опекать таких ребят, как Женя, помогать ему в трудоустройстве, проводить медобследование и лечение, возможно, в случае необходимости, оказать материальную помощь, найти хоть какую-нибудь мебель, разобраться со светом в его квартире? Сколько таких выпускников детдомов и интернатов вернулись в Обнинск 2011-2012 гг.? Есть ли их список? Кто за них отвечает (опекает, патронирует)?

Наивные вопросы задает Татьяна Михайловна. Кто у нас будет заниматься взрослыми, двадцатилетними людьми, когда вокруг полно одиноких неухоженных пенсионеров, брошенных детей и инвалидов?..

                                                                                              Рената БЕЛИЧ

Поделиться