Неделя Обнинска
Александр Кузнецов: «Некоторые автолюбители считают, что у них есть запасная жизнь!»
Персона
07.08.2014

31-й летний майор полиции Александр КУЗНЕЦОВ возглавляет обнинский отдел ГИБДД уже больше года. Он сменил на этом посту Сергея ПЕТРОВА, который, несмотря на еще вполне молодой возраст (ему меньше сорока) почему-то прошлым летом неожиданно решил оставить службу.

Кузнецов принимал дела в самый разгар реформы МВД, когда полиции пришлось привыкать к работе в новых реалиях - с сокращенными штатами, с дополнительной нагрузкой и без какого-то существенного материального стимула.

Вообще,  Александра Кузнецова можно смело назвать человеком, выросшим в системе - все записи в его трудовой книжке связаны с перемещением внутри обнинского ГИБДД.

Сюда он пришел по распределению, закончив брянский филиал Московского университета МВД, и за 11 лет преодолел все карьерные ступени: от начинающего инспектора - до начальника отдела.

 

«КАБИНЕТНЫЕ» СОТРУДНИКИ ПРИВЫКАЮТ К «ДОРОГЕ»

- Александр Сергеевич, как вы можете охарактеризовать состояние ГИБДД на момент, когда вы его только возглавили?

- Во-первых, подразделение уже было цельным, был коллектив, и он до сих пор остается одним из сильнейших в Калужской области. Да, кто-то ушел, кто-то не прошел переаттестацию. Это процессы естественного убывания, но в целом костяк остается неизменным и профессиональным.

- Еще год назад к реформе полиции было много вопросов, и в первую очередь у самих представителей правоохранительных органов. Ваши же сотрудники жаловались в частных беседах на то, что даже форму они вынуждены были покупать себе сами. А в определенный период в нашу редакцию звонили читатели и говорили: по городу гоняют машины на скорости 100 км в час, где же где у нас в Обнинске ГИБДД? Был ведь такой тяжелый момент, согласитесь?

- Да. И это все выглядело настолько контрастно: и некомплект, и резкое сокращение. Действительно, визуально для наших жителей проблемы были видны. Но сегодня у нас в день выходит уже три-четыре экипажа, в ночь - три.

Сейчас по мере возможностей мы выставляем дополнительные экипажи, активно применяется практика привлечения «кабинетных» сотрудников, они у меня не только выходят в рейд, но и через день отправляются дежурить на дорогу. Это дополнительные два экипажа, которые выполняют локальные задачи. Они целенаправленно работают по нетрезвым водителям, по маршрутным такси, и не отвлекаются на дорожно-транспортные происшествия, а занимаются выполнением конкретных указаний. Кроме того, я сам лично принимаю участие в надзорных мероприятиях и считаю, что в этом нет ничего зазорного.

 

«ПРИВЛЕКАЙТЕ ДОРОЖНЫХ КОМИССАРОВ!»

- Как быстро сейчас экипаж приезжает на место ДТП?

- Все зависит от дня и общей нагрузки. В среднем это один час, но бывает, что приходится подождать и пару часов. У нас был зимой случай, когда в один момент произошло 12 ДТП, а за сутки их было зарегистрировано около 30.

- Как вы выходите из таких ситуаций?

- Я неоднократно заявлял в средствах массовой информации, что в соответствии п. 2.6.1  ПДД, у обычных участников дорожного движения есть возможность оформления ДТП без сотрудников Госавтоинспекции. Для этого не должно быть пострадавших, оба участника дорожного движения должны быть застрахованы, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий.

- Институт дорожных комиссаров вообще работает в Обнинске?

- Да, у нас, например, есть один комиссар, который действительно помогает. Это наш бывший сотрудник. Бывают дни, когда он оформляет по три ДТП, а бывают что и ни одного.

- Аварийность в городе снизилась за последние годы?

- За 6 месяцев отмечено увеличение показателей аварийности. Так, в городе зарегистрировано 74 дорожно-транспортных происшествия,  в которых погибло 4 человека и 83 получили ранения. Основной вид происшествий - это наезд на пешеходов (38), удельный вес которых составляет 51 %.

 

«ПРОЦЕСС ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ВЗЯТОЧНИКОВ ПОДХОДИТ К ЗАВЕРШЕНИЮ»

- Раньше существовал устойчивый стереотип, что инспектор ДПС, который стоит на дороге, априори взяточник. По вашим ощущениям, вы избавились от таких кадров?

- Процесс избавления подходит к завершению. Но факт коррупции у нас был прямо под новый год. Двое сотрудников за несоставление административного протокола получили взятку в размере шести тысяч рублей, за что были задержаны с поличным. Возбуждено уголовное дело. Того, кто непосредственно брал деньги, осудили, другого уволили.

- Как вы с этим боретесь?

- Мы особое внимание уделяем контролю над личным составом. Очень помогает видеорегистратор в машине инспекторов ДПС, потому что для них он является стимулирующим фактором. По каждому инциденту проводится тщательная проверка. Речь идет не только о коррупционных вопросах, но и о правомерности остановки транспортного средства, привлечения к административной ответственности, и т.д. Стоит отметить, что жители города стали более юридически «подкованы» и активно доказывают свои права и в судебном порядке.

 

ГАИШНИКИ ПОЛУЧАЮТ ДО 38 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

- Реформа МВД была затеяна в том числе и для роста статуса сотрудников правоохранительных органов. А это невозможно без достойной зарплаты. Насколько сегодня социально защищен сотрудник ГИБДД?

- Средняя зарплата по Обнинску сегодня составляет приблизительно 25 тысяч рублей. А сотрудники Госавтоинспекции получают в среднем от 33 до 38 тысяч. Но нагрузка за эти деньги идет сильная, приходится и задерживаться, а иногда и обходиться без выходных. Кстати, новую форму, которую раньше приходилось покупать, нам всем уже выдали.

- То есть, сегодня в отделе текучки у вас нет?

- Текучка все равно есть. Сегодняшний недокомплект - шесть сотрудников.

- А почему, на ваш взгляд, молодые люди не идут в ГИБДД?

- Дело в том, что произошло ужесточение правил отбора. Например, чтобы попасть в Госавтоинспекцию, сегодня необходимо обязательное высшее юридическое образование. Раньше ведь кто работал? У нас кто-то был с образованием ПТУ, кто-то  с техническим образованием, а сейчас либо это ведомственный ВУЗ МВД, либо гражданский ВУЗ, но обязательно по юридической специальности. Также нужна служба в министерстве обороны не менее года и годность категории «A», по которой, говоря немного утрированно, можно брать в космонавты.

- Но ведь стоят еще на обнинских дорогах «пухленькие» инспекторы ДПС...

- Они-то еще стоят, а вот новых уже не будет. Кстати, при поступлении на службу обязательно нужно пройти полиграф. Много людей отсеивается именно на нем. Поэтому отбор достаточно жесткий: из десяти проходят 2-3 человека.

 

МОЖНО ЛИ ПАРКОВАТЬСЯ НА РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПОЛОСЕ?

- Поговорим о мерах по организации безопасности дорожного движения. Я знаю, что за прошедший год сделано в этом направлении немало...  

- Сложилось так, что я шесть лет руководил подразделением дорожного надзора, в компетенцию которого входило совершенствование организации движения, внедрение современных технических средств. Поэтому это направление в своей работе считаю приоритетным. И будучи сейчас руководителем отдела, я стремлюсь сделать дорогу безопасной не только с помощью нахождения на ней инспектора, но и с помощью надлежащего обустройства улично-дорожной сети.

Два года назад мы стали участниками федеральной программы, благодаря которой в городе появились новые светофоры, в том числе и для слепых людей. Установлено семь километров дорожных ограждений, с помощью чего мы упорядочиваем пешеходные потоки.

В этом году мы утвердили с Александром АВДЕЕВЫМ адресную программу, по которой смонтируем еще порядка пяти километров дорожных ограждений и два дополнительных светофорных объекта. Также добавятся еще несколько искусственных неровностей. Весь этот комплекс запланирован уже на текущий год.

- Давайте немного подробнее поговорим о новых знаках. Проясните, пожалуйста, на улице Гагарина идет разделительная полоса или это улица с односторонним движением?

- Это разделительная полоса.

- В Москве, на МКАДе тоже, ведь, разделительная полоса?

- Да.

- Но никто слева на МКАДе не паркуется. Там же нет и знака парковки по четным и нечетным дням. Почему же у нас в Обнинске на улице Гагарина такие знаки появились?

- Изначально мы утверждали это в рамках комиссии по безопасности дорожного движения. Мы стараемся не загонять владельцев машин, а призываем их совершать манипулирование. Это нужно для уборки улично-дорожных сетей в зимнее и летнее время.

- Я с этим не спорю, мне интересно - на каком основании там разрешено парковаться слева? Например, на улице Энгельса слева нельзя останавливаться, а почему же на улице Гагарина в районе рынка это можно делать?

- Если мы  автолюбителей загоним во дворы, вы представляете, что там будет? Поэтому комиссия и предусмотрела разделение парковочных мест по четным и нечетным дням. Мы еще более углубленно разберем этот вопрос, вновь его обсудим с коллегами и вернемся к этому разговору.

 

ПРОБЛЕМА С ПАРКОВКОЙ У КБ № 8 ДО СИХ ПОР НЕ РЕШЕНА

- Александр Сергеевич, одним из несомненных достижений, наверное, можно считать то, что в городе, наконец-то, появился эвакуатор.  Поясните, пожалуйста, как простому горожанину позвонить в службу эвакуации и попросить забрать тот или иной незаконно припаркованный автомобиль?

- Если есть необходимость в эвакуации машины, то нужно обращаться в дежурную часть полиции. Реакция должна быть на все обращения.

- Какой график работы у эвакуатора?

- В начале он работал только в дневное время, а сейчас мы переходим на круглосуточную работу.

- В Клинической больнице №8 нормальная стоянка машин на сегодняшний день фактически отсутствует. Там есть несколько мест, которые временно выделили на стоянке «Дворца спорта», но этого мало. Что же делать людям, которые вынуждены парковаться на обочине в нарушение правил? Ведь никакой альтернативы им не предоставлено...

- Я на этот вопрос смотрю двояко, потому что есть действительно те, кому необходимо попасть в клинику, но в то же время я понимаю и остальных участников дорожного движения. Машины там зачастую едут, чуть ли не впритирку друг к другу. Поэтому здесь все настолько двояко и как выдержать эту грань? Но работа с эвакуатором ведется и в районе поликлиники. Изначально, когда мы эти знаки ставили, администрация предусмотрела бесплатную стоянку недалеко от вечного огня....

- Как вы относитесь к такой стоянке? Фактически когда-то перекрыли целую городскую муниципальную улицу и сделали из нее платную парковку. Сейчас вроде уже все в порядке, деньги шальные не нужны, и почему бы нашему ГИБДД не выйти с инициативой всю эту стоянку отдать под бесплатную парковку КБ №8?

- Это хорошее предложение. Нужно либо действительно отдавать всю эту стоянку под общее пользование, либо делать временную остановку или парковку для посетителей внутри территории Клинической Больницы № 8. Там есть овраг, можно его отсыпать и благоустроить.

 

КТО СОЗДАЕТ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА КИЕВКЕ?

- А кто сейчас отвечает за Киевское шоссе? Если говорить о выезде с ярмарки на 101 километре, то в шесть вечера там частенько выключается светофор, из-за чего начинается настоящий транспортный коллапс, - безопасно выехать просто невозможно. К кому эти претензии следует предъявлять?

- В управление Госавтоинспекции Калужской области.

- А где у нас светофоры физически заведены, кто их включает и выключает?

- Есть специальный контроллер, который запрограммирован на выключение в определенное время.

- Почему он выключается именно в шесть часов?

-  Специально для этого производится замер интенсивности движения. Светофор - это искусственная задержка транспортного потока. Есть объекты на федеральной трассе М3 «Украина», где происходит массовый выезд и заезд  транспорта. С учетом вех факторов (время, интенсивность движения транспорта...) проводится  анализ, и в тот момент, когда уходит необходимость искусственной задержки потока, светофор переводят в режим желтого мигания.

- А если поток не прекращается, и машины там продолжают постоянно выезжать?  

- Нужно обращаться на имя начальника ГИБДД Калужской области Алексея ХОЛОПОВА. По факту жалобы будет произведен контрольный замер и сделано предписание в изменении режима работы светофора.

 

О «ПАРКОНЕ» И МИГРАНТАХ-МАРШРУТЧИКАХ

- Думаю, стоит поподробнее остановиться, на работе «Паркона». Журналисты уже запутались - у кого сейчас этот прибор, у администрации города или и у вас?

- У нас. В Администрации работают этим же средством технического контроля по линии правонарушений в сфере благоустройства, а мы - по правилам дорожного движения. Только за прошлую неделю мы выявили 45 нарушений. Этот механизм сейчас отлаживается. Эвакуатор будет нужен, например, при задержании водителя, находящегося в состоянии опьянения, либо отказавшегося от освидетельствования, при отсутствии соответствующих документов.

А основную ставку мы сделаем на тот же «Паркон». Прибор ведь как устроен: он не просто фотографирует, у него есть связь со спутником. Нужно оцифровать, заложить координаты каждого знака. То есть, это определенный процесс, который требует времени.

Мы сейчас оцифровали пр. Ленина, пр. Маркса, переходим на улицу Королева. В конце-концов, плавно перейдем к тому, что один человек на патрульной машине будет выявлять столько нарушений, сколько за сутки сейчас выявят 10 инспекторов.

- Как обстоят дела с надзором над работой маршрутных такси?

- За 6 месяцев мы осуществили 34 рейдовых мероприятия. В двух случаях мы проводили проверки вместе с прокуратурой и еще в двух - с управлением государственного автодорожного надзора, также привлекали УФМС.

- Что нужно сделать, чтобы сломать существующую систему и посадить за руль нормальных людей - граждан России с подтвержденной квалификацией? Они же все-таки возят пассажиров!

- Нужно заново проэкзаменовать водителей маршруток. В таких случаях обычно и 10 процентов не проходят.

 

ВОДИТЕЛИ СТАЛИ БОЛЬШЕ ПИТЬ

- Недавно прокурор Обнинска Дмитрий ЧУМАК выступил с критикой по поводу того, что в городе полно затонированных машин. Понятно, что этот грешок, прежде всего, водится у представителей кавказских диаспор, которые обожают «глухие» пленки на всех стеклах. Но ведь прав прокурор - порядок-то наводить надо! И это, как ни крути, камень в огород вашей службы...

- Работа в этом направлении ведется, просто до недавнего времени у нас не было специальных технических устройств для измерения светопропускаемости стекол. Но теперь нам выдали спецсредства - «тоники» и мы в день выявляем порядка пяти-семи нарушителей. Когда мы останавливаем таких водителей, в большинстве случаев они говорят: «Знаете, я ждал того момента, когда меня поймают, поэтому не надо меня привлекать, вот я при вас отрываю тонировку». И мы идем людям навстречу, что предусмотрено кодексом.

- А какова сегодня статистика по пьяным водителям?

- Если раньше за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения было предусмотрено только лишение прав, то с 1 сентября прошлого года добавился еще и штраф в размере 30 тысяч рублей. Однако только за эти 6 месяцев было выявлено 178 нарушений. Из них 17 водителей сели за руль будучи уже лишенными водительского удостоверения. За аналогичный период прошлого года было выявлено лишь 111 случаев. Поэтому, несмотря на ужесточение санкций, я вынужден констатировать факт увеличения нарушений, связанных с употреблением автомобилистами алкоголя.

- А почему это происходит, у нас народ стал вообще бесстрашным?

- Не знаю, наверное, некоторые люди считают, что у них есть запасная жизнь...

- Можно ли, по вашему мнению, законодательно побороть эту проблему?

- Мне кажется, стоит рассмотреть вопрос введения уголовной ответственности. За первое нарушение - штраф 30 тысяч рублей и лишение прав,  а если  повторно, то необходимо привлекать к уголовной ответственности. Таких нарушителей можно использовать  в обязательных работах, как это делается в Европе: поймали - иди на шесть месяцев в коммунальное хозяйство укладывать асфальт!

 

Блиц

«ДО ПЕНСИИ МНЕ ЕЩЕ ДАЛЕКО ЗАПАЛА ХВАТИТ НАДОЛГО!»

- Ваш любимый вид спорта?

- Футбол.

- Какая последняя книга, которую вы прочитали?

- «Транспортное право России», автор  Гречуха В.Н.

- Любимая музыка?

- В машине слушаю радиостанцию «Пионер FM».

- Ваше фирменное блюдо?

- Неплохо готовлю шашлык. Рецепт простой: телятина вымачивается на киви порядка 3-4 часов, соль-перец по вкусу и готовить на медленном огне.

- Что для вас является счастьем?

- Однозначно семья.

- Куда собираетесь поехать отдыхать в отпуск в свете запрета силовикам выезжать за границу?

- (вздыхает) Буду осваивать наше Черноморское побережье.

- Вы самый молодой начальник ГИБДД в Калужской области. Когда вас назначили, вы начали очень активную деятельность. Даже внутри вашей структуры есть скептики, которые делают ставки - насколько хватит еще запала...

- (смеется) Еще хватит надолго, пусть не волнуются. До пенсии мне еще далеко!

- Вам бы хотелось что-нибудь сказать в завершении автолюбителям и пешеходам?

- Безусловно! Уважаемые обнинцы! Соблюдайте правила дорожного движения, уважайте друг друга, и тогда на дорогах нашего города будет порядок!

Беседовал Дмитрий СКВОРЦОВ

Поделиться