Неделя Обнинска
Наталья Айрапетова: «Наши студенты определят в дальнейшем будущее региона!»
В гостях у ...
10.03.2016

Одним из центральных звеньев в развитии образовательного кластера Обнинска является ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Времена, когда этот вуз был известен лишь подготовкой высококвалифицированных специалистов в области атомной энергетики, ушли глубоко в прошлое.

Его директор Наталья АЙРАПЕТОВА и декан социально-экономического факультета, специалист по региональной экономике Ксения НАЙДЕНКОВА рассказали «Неделе», что сегодня из ИАТЭ выходят профессионалы всех востребованных в регионе сфер.

 

ВОРОНКА УМОВ

- Наталья Германовна, какую роль играет ИАТЭ в развитии образовательного кластера Обнинска?

- Каждый из нас - участников его рабочей группы - получает свой положительный эффект. Участие нашего института в такой программе является одним из ключевых. Для нас это мощный способ профориентационной деятельности, привлечения абитуриентов, в том числе и из дальних регионов.

- Разве когда-то ИАТЭ испытывал проблемы с количеством студентов?

- Были годы, когда конкурс составлял всего 2,5-3 человека на место, что для нас не является хорошим показателем. Мы - высоконкурсный институт, а потому заинтересованы в том, чтобы к нам приходили учиться абитуриенты-высокобалльники: то есть, умные ребята. Это важно не только для вуза, но и для стратегии развития Обнинска. Хорошую аналогию здесь придумал руководитель нашей рабочей группы Лев ЛЯШКО. Он сказал, что образовательный кластер должен быть своеобразной людской воронкой, которая входит в город, и лучшие люди остаются здесь, чтобы развивать наукоград.

- Ваш вуз станет одним из фильтров в этой воронке?

- Вся региональная стратегия ИАТЭ направлена на развитие персонала в сфере кластерной экономики северной части Калужской области. Фактически мы создаем факультеты симметрично тем кластерам, которые появляются в ней, пытаемся точечно подготавливать студентов для вновь открытых предприятий.

 

«НАШ ДИПЛОМ НЕ ПЫЛИТСЯ НА ПОЛКЕ»

- Однако обыватели, особенно люди, которые имеют к Обнинску мало отношения, рассматривают ИАТЭ как вуз, который готовит специалистов в области атомной энергетики и ядерных технологий. Но, получается, спектр работы вашего учреждения гораздо более широк, да еще и постоянно растет?

- Атомная энергетика - это наше историческое наследие, ведь мы выросли из этой отрасли. На сегодняшний день она в структуре ИАТЭ занимает приблизительно 25%. Ядерные технологии и, в частности, ядерная медицина суммарно с медицинским факультетом - это еще 25%. Но есть еще 50%, которые направлены на развитие IT-кластера, фармацевтического, кластера авиационно-космических технологий. Ну и, наконец, Ксения Найденкова возглавляет социально-экономический факультет, на котором присутствуют специальности «экономика», «менеджмент», «психология», «бизнес-информатика». Это те сквозные компетенции, которые нужны всем кластерам. Без них работать невозможно. А задача Ксении Владимировны готовить не просто менеджеров, а менеджеров, «заточенных» под задачи кластера. К примеру, фармацевтический или космический менеджменты.

- Ксения Владимировна, а насколько популярны такие специальности у абитуриентов?

- Популярность традиционно высока. Я постоянно работаю с крупными компаниями, с нашими министерствами. И все они испытывают большую потребность в экономических и бизнес-аналитиках. Ведь экономист - это не только программа 1С и бухгалтерия. Сегодня это специалист, который способен прогнозировать будущее компании, управлять различными ресурсами, логически думать. К примеру, выпускники моего факультета и прикладной математики были, наверное, единственными в России, кто в свое время предсказал с точностью до дня последний банковский кризис. То есть те банки, в которых они работали, смогли уйти от лишних финансовых игр. Это говорит об очень высоком уровне подготовки. Такое развитие нацелено на будущее. У нас есть много сфер, в которых мы нарастили свое присутствие. Потому что динамизм среды сейчас такой, что если ты не развиваешься быстрее нее, то она тебя обгоняет, и ты уже выброшен на обочину жизни. А это никому не нужно: ни нам, ни нашим студентам. Наш диплом не пылится на полочках, он действительно нужен, и работодатели об этом знают. Эту марку мы стараемся держать.

 

«НЕТ» ГОВОРЯЩИМ ГОЛОВАМ

- Сотрудничает ли ИАТЭ в рамках развития образовательного кластера с другими вузами?

- Последнее взаимодействие у нас произошло с химическим факультетом МГУ, мы договорились о ведении совместной магистратуры по радиохимии. У нас в партнерах не только российские, но и зарубежные учреждения. Еще одна важная идея нашего кластера - это непрерывное образование. Человек в условиях окружающего мира должен учиться постоянно. Поэтому мы говорим о дополнительном профессиональном образовании, которое помогло бы даже взрослым людям изменить свою карьеру. Это касается детсадовского и школьного воспитания.

- На этом хотелось бы отдельно остановиться. Один из проектов образовательного кластера - создание детского «Технопарка», где дети начинают профильное развитие с детсадовской скамьи. Как ни крути, это отдельная группа абитуриентов, которые придут к вам с очень мощной подготовкой. Не будет ли им тесно в общей массе?

- Сейчас самое главное - обеспечить эту непрерывность и преемственность. Профориентация - это не те вещи, которыми нужно заниматься в 11 классе. Тогда дети не поведутся на красивую картинку, а осознанно подойдут к выбору профессии. К тому же я сама работаю в школе и вижу, насколько тяжело удерживается их внимание. Нужно отходить от формата говорящей головы в аудитории - это непонятно и никому не нужно. Поэтому мы работаем с ролевыми, деловыми играми, симуляторами - словом, с тем, что заставляет включиться и не спать на занятиях. Это необходимо делать и со школьниками. Мы хотим выбрать самых талантливых, а также подтянуть уровень остальных, чтобы они рассматривали ИАТЭ как ключевую точку для своего будущего роста.

- Одной из площадок для этого станет и детский «Технопарк». В рамках такого проекта планируется, что школьники будут заниматься в лабораториях ИАТЭ. Чем же вы готовы заинтересовывать школьников?

- У нас различные лаборатории есть именно для детей разного возраста. Какие-то химические опыты: что-то положили, смешали, пошел разноцветный дым, который меняет спектр. У нас много тренажеров. Можно почувствовать себя специалистом, который управляет атомной станцией. «Чистое помещение» класса по фармацевтике. Это реальное производство, где есть возможность посмотреть, потрогать и изобрести что-то под руководством специалиста. Таким образом, здесь мы учим тому, что понадобится на практике, а не останется никому не нужным в зачетке. Много проектов по физике: лазеры, лабораторные установки, позволяющие взглянуть на эту науку под новым углом.

 

О ГЛОБАЛЬНОМ И ЛОКАЛЬНОМ

- Студенты - тоже, по сути своей, большие дети. Их самих нужно заинтересовать?

- Я могу говорить о своем факультете. У нас это чемпионаты, проводимые на различных уровнях, бизнес-игры на базе крупных компаний. Наши студенты очень серьезно работают над своими проектами. Они прогнозируют, что произойдет с рынком и как изменится потребитель. Если мы говорим о физике, то самое интересное здесь - это лабораторные работы, занятия на тренажерах, любые программные продукты, которые позволяют что-то моделировать. Сейчас ведь очень много средств визуализации в формате и 3, и 6D. Это совсем новый шаг в образовании. Отход от тетрадки и мела.

- А как осуществляется взаимодействие с предприятиями?

- Студенты существенную часть времени проводят в режиме производственных практик. Это фактически уже попытка поработать в компании. И если все сошлось, то после диплома из вуза выходит готовый специалист. К нам очень часто обращаются компании с просьбой подобрать студентов или провести свою презентацию. То есть в нас как в поставщике высококлассных специалистов заинтересованы абсолютно разные предприятия.

Мы в этом году нарастили базу компаний, которые являются для партнерами в плане практики и трудоустройства: это и логистические операторы, и региональное министерство. На базе моего факультета функционирует губернаторская группа, которая несколько раз в месяц ездит заниматься в администрацию главы региона, чтобы получить более глубокое представление об экономике области и познакомиться с потенциальными работодателями. Это тоже очень интересный образовательный проект для наиболее мотивированных студентов с лидерскими качествами, причем, с абсолютно разных факультетов: кибернетики, естественных наук. Такие студенты определят в дальнейшем будущее региона. Кроме того, им постоянно организуют экскурсии в крупные компании области. Недавно они ездили на завод «Лореаль». А после поездки на «Самсунг» там был готов работать практически весь наш выпуск.

- Наталья Германовна, в рамках развития образовательного кластера, когда будет сделан следующий шаг?

- Завтра у нас следующая сессия, на которой об этом поговорим. Ближайший проект - проведение конференции с Малой академией наук, на которую приедут преподаватели более чем из 50 регионов нашей страны, а также большое количество студентов. Есть хорошая поговорка: «Думай глобально - действуй локально». Так что, развитие образовательного кластера - это постоянно меняющийся проект, думать, что мы достигнем его окончания, - невозможно. Самое главное - каждый день делать какое-то реальное действие.

Беседовала Анастасия БОЛТАЧЕВА

Поделиться