Неделя Обнинска
Как живут в наукограде студенты-иностранцы?
Анализ
16.06.2016

Жители первого наукограда уже давно перестали удивляться иностранцам, разгуливающим дружными группами по местным улицам и общественным заведениям. И речь совершенно не идет о выходцах из ближнего зарубежья, приехавших в Россию на заработки. Сегодня мы говорим о тех, кто пожаловал в первый наукоград, чтобы получить высшее образование в одном из ведущих вузов - ИАТЭ.

 

ПЕРВОПРОХОДЦЫ ИЗ ВЬЕТНАМА

Уже в следующем году Обнинский институт атомной энергетики выпустит группу первых иностранных дипломированных специалистов. Это 28 вьетнамских студентов, которые приехали в Обнинск «из-за бугра» получить высшее образование. Нет, до этого в ИАТЭ, конечно, обучались граждане других государств, но назвать гостей из СНГ иностранцами можно только если формально.

Но вот, начиная с 2011 года, в ведущий вуз Калужской области начали съезжаться молодые люди  из Вьетнама, Турции, Монголии, Бангладеш, Боливии и других государств. На сегодняшний день в ИАТЭ числятся порядка 300 иностранных студентов. Это около 10% от общего количества обучающихся в вузе.   Тенденция такова, что с каждым годом сюда будут прибывать всё больше и больше молодых людей из-за рубежа, и через несколько лет на обнинской площадке планируется обучать около 500 человек, учитывая все курсы. Благо, что институт располагает всей необходимой инфраструктурой. Это и учебные помещения, и студенческие общежития, которых в первом наукограде несколько.

Первый год для иностранцев, в основном, сводится к освоению русского языка. Часть слушателей, как рассказала директор ИАТЭ Наталья АЙРАПЕТОВА, получив базовые знания по языку, отправляются за дипломами в другие институты, а часть - остается «грызть гранит» здесь. К иностранцам применяется необычная для русских студентов система проверки знаний. На подготовительном факультете они сдают 3 сессии за учебный год: экзамен на знание элементарного уровня русского языка в конце ноября, базового - в марте и уже в июне - на первый сертификационный. Именно этот сертификат о предвузовской подготовке даёт им возможность стать студентами высших учебных заведений России.

 

ПРЕОДОЛЕВАЯ БАРЬЕР

Безусловно, языковой барьер между преподавателем и студентом сохраняется довольно длительное время. Но обе стороны стараются прикладывать массу усилий, чтобы сократить то самое пространство недопонимания. Для этого здесь и работают профессионалы. Если с вновь прибывшими ребятами из Бангладеш и Турции, как объясняет Наталья Германовна, можно объясниться на английском, то с остальными общение начинается сразу на русском языке. Здесь, конечно, помогают мимика, жестикуляция, интонация.

В первом семестре иностранцы изучают русский по 36 часов в неделю (6 дней по 6 часов). То есть до 2-х часов студенты сидят на парах, а затем отправляются по домам, где отдыхать им тоже особо не приходится - нужно делать домашнее задание.

Уже во втором семестре в обучающий процесс включаются некоторые базовые предметы. Готовят в ИАТЭ специалистов самых разных отраслей. Это физики, медики, разнопрофильные специалисты атомной отрасли и многие другие.

Студент пятого курса физико-энергетического факультета Чи НГУЕН уже вполне свободно общается на русском. Он все понимает и вполне логично рассуждает. Безусловно, присутствует акцент, предложения выстраиваются не всегда просто, но собеседник он вполне подходящий. «Неделе» Чи рассказал, что в России ему очень нравится.

- Я многое слышал о России еще от своего отца. Он когда-то учился в СССР.  Папа знаком и с Америкой, там образование получала мама. Но вот культура ему всегда нравилась именно российская, - рассказывает Чи. - Русский он хорошо понимает, но говорить уже может с трудом. А мне очень нравится этот язык, хотя, он намного сложнее того же английского.

По окончанию вуза Нгуен, как и все остальные студенты, согласно договорам, должен будет вернуться на Родину, где уже по распределению продолжит осваивать полученные профессиональные знания на практике. Однако Чи, несмотря на то, что в марте следующего года получит диплом, думать о возвращении домой пока не спешит. Молодой человек намерен здесь поступать в аспирантуру.

 

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Кстати, как рассказала Наталья Айрапетова, преподавать дисциплины для иностранцев в скором времени начнут и на английском, что значительно облегчит и ускорит процесс обучения. Потому как многие поступают в институт уже с неплохим багажом знаний этого языка. Правда, владеют им в основном учащиеся из Турции. Вьетнамские и монгольские студенты, как правило, приезжают неподготовленными. Выходцы из африканских стран в основном испано- и франкоговорящие. А приезжие из Бангладеш хорошо объясняются на английском языке, однако их родной, бенгальский, накладывает определенный отпечаток на произношение некоторых слов.

Но, несмотря на языковые способности, нужно понимать, что все учащиеся абсолютно разные. Помимо индивидуальности характеров, дают о себе знать  национальные черты и особенности. Студенты из Турции считаются более коммуникабельными, раскрепощёнными. Вьетнамцев отличает сплоченность. Они очень долгое время держатся своими обособленными группами. Об этом же рассказал и Чи Нгуен.

- У меня очень много вьетнамских друзей здесь. А вот русских меньше, правда, не знаю почему. Чаще всего я общаюсь с преподавателями, - комментирует Чи.

Кстати, Нгуен считается одним из самых успешных иностранных студентов. Молодой человек регулярно принимает участие в различных олимпиадах. Особенно легко ему, как и большинству вьетнамцев, дается математика.

- Студенты из Вьетнама берут практически все призовые места на олимпиадах по математике, так как у них на Родине очень сильная подготовка по этому предмету, - рассказывает Айрапетова. - Не скрою, что им даже завидуют русские ребята.

Что же касается адаптации иностранцев здесь, то в этом направлении преподавательским составом института тоже ведется большая работа. Организуются всевозможные вечера, встречи.

- На самом деле осваиваются здесь студенты довольно хорошо, заводят новых друзей и даже отношения. Некоторые уже успели найти свои вторые половинки и жениться, - смеется директор. - Не скажу, что это носит массовый характер, но, думаю, что тенденция к росту интернациональных союзов в Обнинске существует.

СКУЧАТЬ НЕ ПРИХОДИТСЯ

Досуг иностранцев тоже весьма разнообразен.

- Институт предоставляет нам возможность заниматься спортом, - объясняет Чи. - Кто-то увлекается футболом, волейболом. Я, например, бадминтоном.

Помимо этого, ИАТЭ имеет договорные отношения с музыкальной школой. Иностранные студенты могут учиться здесь на протяжении трех лет и получить аттестат о соответствующем образовании. Это, конечно, не та же самая корочка, которую по окончанию школы выдают обнинским ученикам, но для общего развития база весьма неплохая. Многие, занимаясь самодеятельностью, играют на различных музыкальных инструментах, даже собираются в группы. Кроме того, существует соглашение с дворцом спорта «Олимп», по которому с некоторыми студентами, не умеющими плавать, занимается специальный тренер. Уроки проводятся по льготному тарифу 3 раза в неделю. Также некоторые посещают Обнинский молодежный центр, где играют в шахматы.

Кстати, те страны, из которых студенты приехали получать образование в Россию, о своих соотечественниках не забывают и стараются всячески их поддерживать, в том числе и материально. Ведь средняя академическая стипендия, которую получают учащиеся ИАТЭ, составляет 1410 рублей. Понятное дело, что прожить на эти деньги, тем более иностранцу, у которого в чужой стране нет каких-либо дополнительных источников дохода, просто нереально. Поэтому некоторые государства оказывают ежемесячную помощь своим молодым согражданам. Однако говорить о конкретной сумме не приходится. Каждая страна, как справедливо считает Айрапетова, вправе сама определять размер своей помощи.

 

Иными словами, получать высшее образование иностранцам в России не так уж тяжело. Безусловно, им приходится преодолевать множество преград, начиная с языкового барьера и заканчивая особенностями менталитета. Но в ведущем вузе Калужской области работают педагоги, для которых не существует градации на «своих» и «чужих». Для них есть студенты, многие из которых, по большому счету, еще дети. И к каждому нужно суметь найти подход. 

Дарья ГУМЕРОВА

Поделиться