Неделя Обнинска
Службам такси проще отказать ребенку в поездке, чем «разориться» на автокресло?
Проблема
08.12.2016

Детское автокресло - это не предмет роскоши, а способ обеспечить безопасность ребенка при поездке на автомобиле. Штраф за пренебрежение удерживающим устройством стал достаточно «кусачим», чтобы заставить водителей задуматься. Однако на сфере городского транспорта это не отразилось. Так, в то время пока обнинские службы такси попросту отказывают в перевозке детей в период массовых проверок, в маршрутках наукограда не предусмотрено даже ремня!

 

12+

В мае этого года по Правилам дорожного движения в части перевозки детей прокатились существенные изменения. «Модерн» приравнял нарушителей данного пункта - индивидуальных предпринимателей - к юрлицам. Таким образом, теперь за отсутствие детского кресла в такси при перевозке ребенка ответит не только водитель штрафом в 3 тысячи рублей, но и его руководитель. Причем, наказание для последнего весьма ощутимое: для должностного лица - 25 тысяч рублей, для юридического - 100 тысяч.

О том, как работает эта система в Обнинске, не понаслышке знает Анна ГРИБОВА. Каждый будний день она пользуется услугами такси дважды, чтобы успевать отвозить своего трехлетнего сына в детский сад и на развивающие занятия. Однако сделать это не всегда просто.

- Машину я вызываю к садику, и как только диспетчер узнает, что я еду с ребенком, то попросту отказывает в вызове, ссылаясь на отсутствие кресел, - рассказывает Анна про проблему, с которой она столкнулась минувшей осенью, а недавно аналогичная ситуация повторилась снова.

По ее словам, перебирать службы такси она начинала еще при выходе с работы и далеко не всегда к приезду в садик находила машину. В таком случае она не успевала привозить сына на развивающие занятия. Ну а таксисты, которые все же брали маму с ребенком на «борт», рассказывали, что их начальники не заботятся о приобретении автокресел, водителям же лишний раз не хочется платить штраф. А потому если они приезжают на вызов и видят, что пассажир с ребенком, то могут развернуть машину в обратный путь.

 

КРЕСЛО КАК БЫ ЕСТЬ, НО ЕГО КАК БЫ НЕТ!

Журналисты «Недели» решили сами попробовать заказать такси для взрослого с ребенком. Корреспондент позвонил в пять разных служб. Каждой из них он сообщал о намерении совершить междугороднее путешествие с двухлетним ребенком.

Так, диспетчеры такси «Гранд», «Ляляфа» и «Мегаполис» сообщили, что все их автомобили оборудованы бустерами, а потому в любое время готовы принять пассажира с ребенком при наличии машины. Причем последняя служба не принимает предварительные заявки, так что заказать такси заранее здесь не получится.

За полчаса необходимо позвонить в «Прайм», так как в этой фирме на весь автопарк приходится всего два автокресла. Ну а чтобы уехать с ребенком на «Алисе» в час пик, сделать заказ нужно и вовсе за час.

В принципе, расклад довольно позитивный, если бы не одна нестыковка. Как рассказала Анна, с сентября при ежедневном пользовании услугами разных служб такси им ни разу не предложили бустер или автокресло!

Если столь солидные штрафы за перевозку детей в такси без удерживающих устройств не пугают местных перевозчиков, то возникает вопрос к тем, кто контролирует исполнение правил дорожного движения: службам ГИБДД.

 

НИЧЬЯ ПРОБЛЕМА

Как сообщила начальник отдела административной практики обнинского ОГИБДД Наталья КУЛЬКОВА, правоохранители следят не только за тем, чтобы юные пассажиры находились в транспорте  в удерживающем устройстве, но и чтобы оно соответствовало их весовой и возрастной категориям.

Подобные проверки проходят, по словам Кульковой, регулярно во время уличных рейдов. В пример она привела акции «Юный пассажир», утренние «мониторинги» возле образовательных учреждений, операцию «Автобус», которая как раз стартовала 6 декабря, а закончилась сегодня и также включала в себя проверку правил перевозки детей.

Ну, а прямо сегодня в Обнинске сотрудники обнинской ГИБДД проводят рейд по службам такси.

Вот только проверки все эти уличные, а потому рассчитаны на ловлю нарушителей, так сказать, за руку. Обязать же службу такси укомплектовать свой автопарк детскими удерживающими устройствами инспекторы не имеют права.

- У них автокресла и бустеры должны быть по определению, и насколько я знаю, так оно и есть в большинстве служб. Но штрафовать за отсутствие таковых без фиксации факта перевозки ребенка с нарушением ПДД мы не имеем права, - пояснила Кулькова.

Ну а что же, в таком случае, делать маме с малышом, которым отказывают в услуге? Наталья Кулькова считает, что это вопрос предоставления услуг, а потому задавать его надо не ГИБДД, а профильным структурам.

В Обнинске таковой является Управление потребительского рынка. Ее специалист Анатолий ПЛЕХАНОВ пояснил, что их отдел не наделен контрольно-надзорными функциями. Ими обладают калужское Управление АТК (тел.: (4842) 71-99-96), обнинский ОГИБДД и региональный Роспотребнадзор (тел.: (4842) 55-40-76, 55-15-42). Тем не менее, обнинские специалисты принимают жалобы на качество оказания услуг легковыми такси и перенаправляют их «по адресу». Иногда, к примеру, в случае недовольства пассажира некорректным поведением водителя, сотрудники Управления потребительского рынка доводят информацию до руководства фирмы, которое, в свою очередь, принимает решение о наказании.

 

В МАРШРУТКЕ БЕЗОПАСНЕЕ?

Плеханов подтвердил, что законодательством не предусмотрено требование по обязательному наличию автокресел во всех такси. А потому он рекомендовал родителям быть настойчивее и искать службу, которая смогла бы перевести их ребенка согласно нормам закона и безопасности.

Начальник же отдела административной практики Наталья Кулькова дала другой совет: отказаться от поездки, а о факте предоставления услуги ненадлежащего качества сообщить руководству службы такси и в дежурную часть полиции.

Советы логичные, но насколько они применимы на практике? В первом случае, подобные ежедневные поиски способны превратить жизнь опаздывающей на занятия с ребенком мамы в ад, и, на наш взгляд, следовать такому совету можно лишь в отдельных ситуациях, а не регулярных.

Допустим, следуя рекомендации Кульковой, Анна отказывается от поездки по городу в такси без автокресла и ценой опоздания на занятия садится с ребенком в маршрутку. Будет ли она там пристегивать своего ребенка, вопрос риторический: большинство автолайнов ремнями не оборудованы, а о бустерах в них речь вовсе не идет. Скорее всего, малыш будет ютиться у мамы на коленях. Что произойдет в аварийной ситуации, можно лишь предполагать.

К примеру, одно из недавних экстренных торможений городского микроавтобуса закончилось для взрослой пассажирки переломом ноги! Зато тут все законно: отсутствие ремней безопасности в городском транспорте допускается. Обязанность «пристегнуть» пассажиров возникает лишь на междугородних рейсах, маршрут которых переваливает за 50 километров. Вот такие двойные стандарты!

Так что, похоже, авторам наших законов пора задуматься, куда своими нормативными актами они толкают детей, и где им грозит большая опасность: в легковом авто или в разваленной «ГАЗели». Тем более что изменения в сфере перевозки несовершеннолетних назрели после трагедии в Ханты-Мансийском округе, унесшей жизни юных спортсменов. По классике жанра, что-то менять начали лишь после того, как термически обработанный петух клюнул во всем известное место.

Анастасия БОЛТАЧЕВА

Поделиться