Вы и мы
Большие проблемы малого бизнеса
Предпринимателям
27.03.2009

Роль малого бизнеса в экономике любого развитого общества невозможно переоценить. Мировая практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен, прежде всего, через активное развитие малого бизнеса. Во всем мире процент малого бизнеса в экономике достигает одной третьей от всего дохода государства, в нашей стране этот показатель пока замер на уровне 15 процентов.

Заоблачные налоги и таможенные пошлины, бесконечные проверки и ревизии, бессмысленное, зачастую никому не нужное лицензирование, громоздкие бюрократические барьеры и, безусловно, бессовестные чиновничьи поборы  - все это никак нельзя назвать нормальными условиями для становления предпринимательства.  

Выживание малого бизнеса стало стратегически важным делом как для страны, так и для нашего города. С этого номера газета «Вы и Мы» совместно с НП «Гильдией Предпринимателей» открывает новую рубрику «В помощь предпринимателям». В ней будет публиковаться различная информация, необходимая для бизнесменов. Так, вы сможете узнать о новшествах в законах, выходе новых постановлений, проводимых мероприятиях, связанных с поддержкой малого предпринимательства и так далее.

 

СОВЕТЫ В ПОМОЩЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

На сегодняшний день в стране создано много различных советов и комитетов в помощь малому бизнесу, у каждого из них своя роль в деле построения цивилизованного предпринимательства. На федеральном уровне правительство выделило приоритетные направления помощи бизнесменам. Это, в первую очередь, субсидирование процентных ставок по кредитам и создание гарантийного фонда. Кроме того, государство берет на себя часть расходов по подключению малого предприятия к энергосетям. Деньги на эти программы скоро поступят из федерального бюджета в областной.

- Государство много делает и уже сделало для того, чтобы малые предприятия имели возможности для ведения бизнеса, - считает Председатель НП «Гильдии Предпринимателей» Анжела САВЕЛЬЕВА. - Сформирован Совет при губернаторе, Общественный Совет при прокуратуре Калужской области, при Антимонопольном Комитете.  У каждого из этих совещательных органов своя задача. Совет при губернаторе определяет те действия, которые должны помочь предпринимателям. Формируется план действий. Его задача - дать вектор направления деятельности муниципальным образованиям. Общественный Совет при прокуратуре отслеживает выполнение принятых законов и постановлений. Его функция - выявление несоответствия и противоречия в реализации федерального и областного законодательства.

 

«ПРО НОВЫЕ ЗАКОНЫ ПРОСТО НИКТО НЕ ЗНАЕТ!»

- Главные проблемы малых предприятий, - уверена Анжела Теодоровна, - результат или плохих законов, или некорректного их исполнения, или безграмотности самих предпринимателей. В идеале, бизнесмены должны знакомиться с законами еще на стадии их принятия, чтобы высказать свои пожелания и предложения. На сегодняшний день правительство разработало и готово принять массу нормативных актов, которые, действительно, помогают малому бизнесу не только выжить, но и цивилизованно развиваться. Сделано, действительно немало. Вопрос в том, что предпринимателю нужно все это знать.

Часто рядовой предприниматель не владеет информацией. Мы в Гильдии Предпринимателей разъясняем не только те законы, которые приняты, но и те, которые находятся еще в стадии проработки. И мнение рядовых бизнесменов здесь очень важно. Естественно, никто не будет слушать о проблемах отдельного предприятия, но когда все пожелания и замечания обобщены и представлены какой-то организацией, то от этого уже нельзя отмахнуться как от частной проблемы. В наше время предприниматели должны объединяться, чтобы самим построить цивилизованные условия для работы.

 

ПРОВЕРКИ РАЗ В ТРИ ГОДА

В частности, принят новый ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Долгие годы предприниматели буквально стонали от количества и качества различных проверок. Проверяющие при желании могли легко парализовать деятельность любой фирмы. Поэтому принятие закона, упорядочившего деятельность контролирующих органов, реально поможет бизнесменам.

С 1 июля 2009 года каждая контролирующая организация (Роспотребнадзор, пожарная инспекция, земельщики, налоговая, инспекция по лицензированию, СЭС и прочие, прочие) должны будут составлять ежегодный план проверок. Этот план будет печататься на сайте контролирующей организации. Предприниматели будут знать, когда к ним пожалует та или иная инспекция или проверка. Проверять предприятие можно будет раз в три года, кроме того, теперь разные органы контроля и надзора не имеют права проверять одно и то же юридическое лицо по одному и тому же вопросу. То есть, проверять, например, контрольно-кассовую дисциплину не будут все инспекции по очереди. Предпринимателей обяжут вести журнал проверок, форма которого сейчас разрабатывается.

Внеплановые проверки станут возможны только в случае угрозы жизни или здоровью граждан. И то, для подобных ревизий нужно будет разрешение прокуратуры. Если же ситуация потребует экстренного вмешательства какого-то из контролирующих органов, то прокурор должен быть об этом извещен не позднее, чем через 24 часа.

- Сегодня в законодательстве четко прописано, как и кто должен действовать при проведении проверки, начиная с момента предъявления удостоверения, - отмечает Анжела Савельева. - В результате, проверки приобретут не карательный характер, а цивилизованный рабочий порядок.

 

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ БЕЗ ЭЙФОРИИ

Надо сказать, что в Администрации города тоже озадачены вопросом, как бы помочь местным бизнесменам, а вместе с ними и всем жителям Обнинска.

Сергей МЕДОВ, вице-мэр по экономике:

- В городе 2 тысячи 100 действующих малых предприятий, 30% от общегородских денег дает малый бизнес. Естественно, правительство страны и администрация Обнинска понимает, насколько важно сейчас поддержать предпринимателей. Поддержка будет осуществляться достаточно разнообразно: и со стороны местной администрации, и со стороны федерального правительства.

В частности, сейчас федеральным правительством проводится конкурс по поддержке предпринимателей, и мы собираем заявки на участие в этом мероприятии. Рассматриваются варианты софинансирования. Планируется задействовать не только деньги городского бюджета, но и присоединиться к государственным программам.

Формы планируемой нами предпринимателям помощи будут самые разнообразные. Конечно, мы заинтересованы помогать предпринимателям, но не просто раздать деньги, а для начала понять, кого следует поддерживать. В целом, в нашем городе бизнес свою активность сохраняет. Не следует впадать в эйфорию, но к любой ситуации следует относиться со сдержанным оптимизмом.

Материалы полосы подготовила

 Анна СОКОЛОВА

 

 

НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ АРЕНДАТОРЫ

ТОЖЕ СМОГУТ ВЫКУПИТЬ ПОМЕЩЕНИЯ

Одна из основных проблем наших предпринимателей - это помещения. Высокая стоимость аренды, невозможность купить или выкупить помещение - одна из причин, способных подорвать любой бизнес. Поэтому государство озадачилось принятием законов, помогающих предпринимателям выжить. Один из таких законопроектов Минэкономразвития вскоре будет рассмотрен Государственной Думой. Предлагается убрать из закона понятие «добросовестности» арендатора.

Дело в том, что после трех лет аренды муниципальных помещений предприниматель имеет право выкупить их на льготных условиях. Но сделать это пока может только «добросовестный» арендатор. Предлагается исключить пункт, в котором говорится о своевременном перечислении арендной платы. Таким образом, реализация права на выкуп перестанет зависеть от наличия задолженности по арендной плате независимо от времени ее возникновения.

 

 «ВМЕНЕНКУ» ЗАМЕНЯТ «УПРОЩЕНКОЙ»?

Экономический блок правительства в ближайшее время обсудит возможность отмены единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и его замены на упрощенную систему налогообложения (УСН) и патент. ЕНВД, который выгодно платить при высоких доходах, себя изжил, полагают предприниматели: определение налоговой базы отдается на откуп местным властям, которые в кризис пытаются залатать дыры в бюджете любыми путями. А оценить потенциальный доход бизнеса сейчас очень сложно.

Режимом ЕНВД пользуются 50% малых предприятий. Однако в условиях кризиса их доходы упали, а местные власти не спешат адекватно снизить налоговую базу. «Коэффициент дается на откуп муниципальным властям. Базовая ставка по одному виду деятельности в разных регионах может сильно отличаться», - отмечает президент «ОПОРЫ России» Сергей Борисов. Вопрос сейчас обсуждается.

 

КАССОВЫЕ АППАРАТЫ ПРИ «ВМЕНЕНКЕ» СТАНУТ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ

В декабре Министерство экономического развития РФ подготовило разъяснения по поводу инициативы по отмене обязательного применения контрольно-кассовой техники при уплате предпринимателями единого налога на вмененный доход.   

Для снижения затрат индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД, Минэкономразвития согласилось с необходимостью отмены использования контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт. Предполагается, что малые предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, смогут осуществлять наличные денежные расчеты и с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) от населения.

Но пока законопроект еще не принят, по мнению министерства, «необходимо руководствоваться нормами действующего Закона», обязывающего к обязательному применению ККТ предпринимателями.

 

Получить дополнительную информацию вы можете на сайте НП «Гильдия предпринимателей» www.gildia-obninsk.ru, e-mail: gildia@gildia-obninsk.ru, тел./факс 4-41-91.

 

Информационный спонсор НП "Гильдия предпринимателей", сайт www.gildia-obninsk.ru

 

Поделиться