Вы и мы
Шины не только для машины
Инновации
19.07.2018

Уникальной разработкой ученых ФЭИ заинтересовались сотни потенциальных покупателей.

Первый наукоград может похвастаться определенными достижениями в самых разных сферах. Обнинск воспитал много выдающихся спортсменов, чьи имена стали известны даже за пределами нашей необъятной Родины. Отсюда же на широкую публику вышли многие актеры, в Обнинске трудятся выдающиеся медики, здесь в ближайшем будущем свои двери распахнет «Атомное Сколково»... Иными словами, поводов для гордости у жителей города мирного атома сегодня предостаточно.

Но сегодня мы бы хотели рассказать о местных ученых, которые не перестают удивлять и создавать все новые и новые открытия. К примеру, научные сотрудники Физико-энергетического института разработали опытную установку по переработке автомобильных покрышек. Данная технология позволяет вырабатывать определенные вещества, причем абсолютно без вреда для окружающей среды.

 

С ЗАБОТОЙ О ПРИРОДЕ

Наверняка немногие задумываются о том, что же случается с тем или иным предметом (веществом, продуктом, материалом...) после того, как люди перестают в нем нуждаться. Также происходит и с использованными автомобильными шинами: мало кого интересует судьба отработанной резины. А зря.

Как рассказывают эксперты, отслужившая свое шина относится к классу бытовых отходов повышенной опасности. На свалке вчерашние колеса будут разлагаться как минимум сотню лет, а то и больше. А при обычном сжигании такая резина «одарит» окружающую среду целым букетом вредоносных веществ.

А теперь давайте представим, что же происходит с природой с учетом того, что ежегодно на свалку отправляется более миллиона тонн автомобильных покрышек?! И это только в России!

Ученые из обнинского ФЭИ однажды всерьез задумались над этим вопросом, который грозит обернуться для человечества самой настоящей экологической катастрофой. Задумались и разработали свою собственную технологию по утилизации той самой резины, причем без какого-либо вреда для окружающей среды.

Об этом журналистам нашего еженедельника рассказал ведущий научный сотрудник ФЭИ Владимир УЛЬЯНОВ. Данный процесс утилизации автомобильных покрышек именуется пиролизом. Отчасти эта технология уже имеет мировую практику, но обнинские ученые решили ее усовершенствовать. Вместо газа, который использовали повсеместно до сих пор, местные разработчики взяли жидкий металл, что позволяет затрачивать гораздо меньше энергии и времени.

- Загружаем покрышки в емкость и заливаем жидким свинцом, - объясняет Ульянов. - Поскольку жидкий металл является великолепным теплоносителем, то весь процесс переработки партии покрышек у нас занимает не более одного часа.

Проектная мощность установки - тонна покрышек в сутки. При этом нельзя не отметить, что процесс утилизации дает на выходе ряд важных веществ: углерод, металлокорд, пиролизную жидкость и лимонен -
отличный органический растворитель, который обычно производят из лимонов. Вещество безопасно для здоровья человека, поэтому широко применяется при производстве моющих средств. Больше всего высокочистый лимонен востребован в парфюмерии. При переработке 1000 кг покрышек можно получить от 60 до 90 килограмм лимонена. При этом стоит отметить, что стоимость его выше, чем покрышки. Именно поэтому установки по утилизации резины окупаются чрезвычайно быстро.

 

ЗАДАЧА МИРОВОГО МАСШТАБА

Кстати, как рассказал ведущий научный сотрудник института Владимир Ульянов, с помощью жидкометаллического пиролиза без ущерба для окружающей среды можно перерабатывать не только резиновые покрышки. Технологию, разработанную обнинскими учеными, можно также использовать при утилизации отходов целлюлозно-бумажных производств, для выделения нефти из битуминозных песков и для переработки любых органических бытовых отходов, поскольку жидкометаллические установки в целом являются «всеядными» и могут быть применены для термической переработки практически любых органических веществ.

К слову, свою уникальную разработку обнинские ученые уже успели представить общественности. В частности, технология уже не раз становилась участником всевозможных научных форумов и выставок. К примеру, большое внимание она привлекла к себе на столь масштабном мероприятии как «Армия-2017»: ее участников заинтересовала не только безопасность переработки с экологической точки зрения, но низкая себестоимость самого процесса в целом.

В настоящее время установкой, созданной на базе обнинского Физико-энергетического института, заинтересовались предприниматели и предприятия не только российского уровня, но и зарубежного. Количество потенциальных покупателей уже перевалило за сотню.

Ну, а пока разработчики из первого наукограда доводят свое изобретение до совершенства с точки зрения формальности.

- Сегодня у нас есть демонстрационный образец. Мы должны получить различные лицензии на право работы с органическими опасными веществами. Сейчас за счет средств Министерства образования и науки мы уже выходим на финальную стадию решения всех формальностей и параллельно ведем переговоры с потенциальными покупателями, которым уже в скором времени мы сможем предоставить готовую установку, - комментирует Ульянов.

Необходимо сказать, что жидкометаллический пиролиз - это далеко не единственная разработка обнинских ученых. В их «копилке» научных идей, которые удалось воплотить в жизнь, более чем достаточно.

Но одна из главных задач, которую сегодня решают в ФЭИ, имеет чуть ли не мировой уровень. Сейчас в России ведется разработка сразу трех реакторов на быстрых нейтронах: БРЕСТ со свинцовым теплоносителем, БН с натриевым теплоносителем и СВБР с теплоносителем свинец-висмут. Их создание может на несколько тысячелетий решить проблему топлива, поскольку реакторы на быстрых нейтронах способны использовать весь природный уран. Например, разработку реактора БРЕСТ, аналогов которому еще нет в мире, Физико-энергетический институт ведет совместно с АО «НИКИЭТ».

Дарья ГУМЕРОВА

Поделиться