Вы и мы
Страсти по «наружке»
Резонанс
02.04.2009

В последнее время стало просто правилом хорошего тона в каждой газете или телепередаче поругать наружную рекламу. Ну, как же, шикарный информационный повод - вот оно вроде зло, мы с ним активно боремся и в ответ не получим негативной реакции - структуры-то коммерческие, кто их защищать станет.

При этом из всех приводимых аргументов против наружки, внятный только один, который и звучит в разных вариациях - губернатор Анатолий Артамонов потребовал уничтожить наружную рекламу по всей области! Теперь ему только вторят другие чиновники, пытаясь найти хоть какие-то поводы и оправдания такому странному решению.

 

ПРИКАЗАНО УНИЧТОЖИТЬ

Обвинения в адрес наружной рекламы звучат хлестко: и, дескать, некрасивая она, и устаревшая, и стоит в неправильном порядке, и мешает каждому жителю города, и пользы от нее никакой, и стоит она незаконно. А, уж деятельности вокруг нее! Чиновники проводят совещания, создают комиссии, вырабатывают решения, поручают их исполнение другим чиновникам и различным причастным и непричастным службам. Но заметьте, вся эта бурная деятельность проходит не под лозунгом «наведем порядок», а под более радикальным - «уничтожить»! И все бравые доклады на совещаниях и в прессе звучат так же: «В Обнинске за год снесено 850 конструкций («НГ-Регион» №11 от 27.03.08). Отправлены уведомления на расторжение 24 договоров, готовы расторгнуть еще!» И, при этом еще более бравый вывод - доходы от рекламы сократились на 2,6 миллиона рублей!!!

Добились! Своими стараниями власти города доход в городской бюджет сократили и еще сократят!!! Как-то странно звучат такие победные реляции в пору экономического кризиса, когда каждая копейка на счету. Может все-таки лучше собирать эти деньги и пускать их на полезные для города дела: отремонтировать, наконец-то, внутридворовые проезды, модернизировать электроподстанции, чтоб город не оставался без электричества.

 

ОБНИНСКОМУ БЮДЖЕТУ ДЕНЬГИ НЕ НУЖНЫ

Наружная реклама ежегодно приносила стабильный доход в городской бюджет. Но, благодаря усилиям властей в битве за снижение доходов, в Калужская область ЕДИНСТВЕННОЙ в Российской Федерации (!) outdoor-индустрия продемонстрировала отрицательную динамику роста: $1,9 млн., против $2,2 млн., в 2007 г. (данные компании «ЭСПАР-Аналитик»). Видимо, мы единственная область, которой не нужны деньги...

Наружная реклама не требует никаких материальных вложений со стороны города, выделения каких-либо средств из городского бюджета. Для ее размещения используются участки земли, на которых ничего не может быть построено или уже существующие стены зданий и опоры городского освещения.

И платить за это рекламные компании должны ТРИЖДЫ! Во-первых - за получение Разрешения на размещение наружной рекламы уплачивается государственная пошлина. Во-вторых - за КАЖДЫЙ квадратные метр размещенной рекламы выплачивается единый налог на вмененный доход. И, в-третьих, за каждый, ТОТ ЖЕ самый (1), квадратный метр, город взимает плату за использование городского имущества (земли, здания, опоры). И оплату эту нужно вносить предоплатой за квартал вперед. В какой сфере бизнеса такое еще есть?

 

ЧИНОВНИКАМ НУЖНЫ БЕЗРАБОТНЫЕ?

Но и это только прямой доход от наружной рекламы. В борьбе с наружкой почему-то совсем не учитываются опосредованные доходы. ТЫСЯЧИ обнинских предпринимателей пользуются данным видом рекламы для продвижения своих товаров и услуг. И пользуются весьма эффективно, кто бы стал тратить деньги на то, что не приносит эффекта. Каждый из этих предпринимателей, повышая свой доход и развивая бизнес, повышает выплаты налогов, расширяет или хотя бы удерживает количество рабочих мест, содержит на эти доходы своих работников и их семьи. Кстати, это же касается и самих рекламных агентств - добрая сотня человек трудится только в обнинских агентствах и у всех у них тоже есть семьи и дети.

 Цепочку эту порвать легко. Только вот вопрос - городу что, очень нужны безработные? Те люди, которые сейчас своим трудом содержат свои семьи и приносят доход городу, ничего не прося у государства, вынуждены будут пойти на биржу труда и за социальными пособиями?

 

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ У НОРМАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

И вот тут, в пору вспомнить о реальности сегодняшнего дня - кризисе. Все предприятия и просто жители города переживают очень нелегкое время, пытаются сделать все, чтобы выжить, а власти с легкостью неимоверной стараются закрыть целую отрасль.

Между тем, в других областях России принимаются прямо противоположные решения. Например, Московским правительством, по словам заместителя мэра Москвы Сергея Байдакова, рассмотрена возможность снижения базовой ставки аренды щитов наружной рекламы на 30%. Власти Казани уже приняли решение освободить владельцев рекламных конструкций от арендной платы за непроданные под рекламу площади и тоже на 30% снизить базовую ставку аренды. Это решение связано со сложившейся экономической ситуацией, при которой многие компании города недополучили в декабре необходимое количество заказов от рекламодателей. По словам заместителя руководителя исполкома Казани Оскара Прокопьева, данная мера принята прежде всего для сохранения рабочих мест в сфере наружной рекламы.

Заметьте, московские и казанские рекламные компании и в данном случае ничего не попросили из бюджета, никаких финансовых или материальных вливаний. Им власти города, в расчете на будущее, простили то, что они и так не в состоянии собрать и выплатить и дали возможность удержать отрасль. У них что, более дальновидные чиновники? Наверное, так.

 

narujka_1_252РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

А ведь кризис 98 года ясно показал, что российский бизнес встал с колен во многом благодаря рекламе: производственники и торговцы сумели перестроить предприятия и, активно рекламируя (предлагая) свои товары и услуги, поднять экономику.

У нас же все наоборот. Нам активно предлагают, а зачастую и просто угрожают расторгнуть договора и убрать конструкции, и тем самым лишить город дохода. И это вместо помощи. Мы ничего не просим нам ДАТЬ, мы предлагаем только ВРЕМЕННО с нас НЕ БРАТЬ. Это уже обращение к депутатам Обнинского Городского Собрания: снизьте или временно отмените плату за аренду рекламных мест. Налоги при этом останутся и даже увеличатся. Тогда мы сможем снизить оплату за распространение рекламы и качественно ее обслуживать. Таким образом, мы заполним все существующие рекламные поверхности и отпадет претензия о «пустых» щитах.

Предприниматели города смогут активнее рекламировать свой продукт и тоже повысят доходность и выплату налогов. Прямая выгода всем! Это и будет, как того требует Президент России, реальная поддержка малого и среднего предпринимательства. А плата по Договорам с Администрацией субстанция подвижная, через некоторое время опять ее введете своим решением или повысите, как вы уже неоднократно это делали.

 

              ЗАКОННАЯ И НЕЗАКОННАЯ РЕКЛАМА

 На совещаниях и в прессе из уст чиновников с легкостью необыкновенной слетают фразы о том, что реклама размещается незаконно. При этом, никогда не уточняется какая именно. Что, все рекламные агентства города и области нагло понаставили конструкции и пользуются ими? Так нет же. Вроде как существует Закон РФ «О рекламе», Правила размещения наружной рекламы в городе Обнинске и в соответствии с ними рекламным агентствам выданы Разрешения на распространение рекламы и заключены те самые Договора с Администрацией, которые так часто поминаются чиновниками. Так что в данном случае все законно и по правилам.

Но нельзя отрицать, что существует в городе и незаконная наружная реклама. Правда и здесь есть свои нюансы.

Самовольная реклама - это та, которую предприниматели, минуя рекламные агентства и не получив ни каких разрешений от Администрации самостоятельно, вывешивали на стенах зданий, опорах освещения или других пригодных конструкциях. Ну, кто ж виноват, что все это время Администрация Обнинска тратила время на борьбу с рекламными агентствами и упорно не замечала самовольных распространителей рекламы. Людям не запрещали, вот они и вывешивали рекламу. Теперь с ними вроде началась борьба, метод опять самый радикальный - снести и оштрафовать. И кому от этого какая польза? Может поступить более рачительно и по хозяйски - обязать каждого владельца подобной рекламы легализовать ее. Получить необходимые согласования, заплатить пошлину, получить Разрешение и начать платить налог и плату за использование места. Вот он - порядок: доход в бюджет и польза бизнесу. Так ведь нельзя! Выдача Разрешений на распространение наружной рекламы в нашей области и в городе, соответственно, почему-то запрещена.

В категорию незаконных рекламных конструкций попали и те, которые простояли по много лет. Как вдруг они оказались незаконными? Да просто все. Прежний Закон «О рекламе» требовал ежегодного получения Разрешения на распространение наружной рекламы, и это приходилось делать. Но в какой-то момент нашей Администрации запретили выдавать Разрешения как на установку новой, так и на продление уже установленной рекламы и все кто не успел пересогласовать какую-нибудь конструкцию, попали под этот запрет.

 

 МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ИЛИ ПОХОРОНИТЬ?

Ну и о пустующих щитах. Проблема встала в полный рост с конца прошлого года, когда кризис коснулся обнинских предпринимателей и многие из них не стали продлевать договора на размещение своей рекламы. Щиты оголились, мы бы с удовольствием заполнили их социальной рекламой, но доходы, которые мы получаем, уходят на оплату договоров с администрацией - на социальную рекламу средств уже не хватает. Ну а Администрация с социальными заказами тоже не спешит. Можно было бы, конечно, на время убрать часть конструкций, но ведь за этим последует расторжение договоров с Администрацией... А потом что? Устанавливать их обратно по мере надобности? Так ведь при существующих реалиях ни один договор с нами не будет вновь заключен. Запрет на выдачу Разрешений и заключение договоров действует.

Исходя из того же запрета, не происходило и развитие наружной рекламы в городе. Все, кто бывал в других городах России, согласятся, что в Обнинске наружная реклама размещена достаточно корректно. У нас нет «бардачной» натыканности конструкций во все мыслимые и немыслимые места. Реклама стоит стройными рядами, с определенным шагом и в тех местах, где не мешает жителям города. Все это благодаря слаженной работе рекламных агентств, Управления Архитектуры и градостроительства и ОГИБДД города. Мы были готовы заменить большие форматы на пилоны сити-формата, и рекламные тумбы. Такая работа уже велась, совместно с Управлением Архитектуры и градостроительства проработаны планы размещения, некоторыми агентствами даже закуплены роллеры и призматроны. Но Разрешений на все это опять же не выдают! Мы бы уже давно и с удовольствием модернизировали бы существующие рекламные конструкции, облагородили их, сделали световыми, но как вкладывать значительные средства в то, что с таким старанием стараются уничтожить!

 

Уничтожить целую отрасль, в которой трудятся люди - содержат свои семьи и приносят немалый доход городу, отрасль, которая в немалой степени способствует дальнейшему развитию деловой жизни города, его выживанию и развитию.

Или все проще и весь расчет в борьбе с наружной рекламой на то, что наши агентства за время кризиса, с помощью жестких запретов на выдачу Разрешений и мероприятий по сносу существующих конструкций закроются, а на расчищенное место придет другое, более нужное кому-то агентство?..

Алексей АЗАРОВ, директор ООО «Вектор»,

Иван ГАЛКИН, генеральный директор

ООО РГ «Крылья»,

Андрей ЧЕПЕЛЬ, генеральный директор

ООО РА «Чепель, Матвеев и К»,

Павел ПЕТРОВ,

Директор ООО «П. Петров»

Поделиться