Вы и мы
12 школу накрыл образовательный бунт
Проблема
21.03.2019

В Обнинске родители не пускали детей учиться, шантажируя руководство школы.

Эта неделя запомнится обнинцам надолго. В понедельник во всех городских  интернет-сообществах эффект разорвавшейся бомбы получило опубликованное письмо родителей учеников 6 «Б» класса 12 школы, где люди поведали печальную историю о мальчике с условным именем Ваня, который, по их словам,  с начала учебного года буквально терроризирует школу, а на днях даже принес нож.

Боясь за жизнь и здоровье своих детей, а также чтобы заставить руководство учебного заведения обратить внимание на проблему, нашлись и такие родители, которые пошли на крайние меры и  с начала недели не пускали своих детей в школу.

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ СЫГРАЛО ЗЛУЮ ШУТКУ?

Шесть лет назад Ваня пошел первый раз в первый класс, к слову, школьный порог он переступал именно в 12 школе. Учиться мальчик должен был по системе Петерсон, которую тогда восхваляли педагоги. Единственное, чего не учли родители, что,  по их мнению, программа эта рассчитана на вундеркиндов, а их сын был обычным среднестатистическим мальчишкой. Но этот пробел в знаниях в учебном заведении быстро устранили, объяснив маме и папе, что для повышения успеваемости будет лучше, если сын перейдет на индивидуальное обучение, тогда педагог будет заниматься с ним один на один.  Родители Вани не стали спорить и согласились.

Пять лет мальчик учился на «индивидуалке». Такая позиция устраивала всех: руководство школы, в которой, кстати, за это время сменилось три директора, и педагоги  не портили статистику успеваемости, родители были уверены, что их сыну помогают «грызть гранит науки».  Как выяснилось позже, воспользовался этим и ребенок, который, по словам родителей, в четвертой четверти прошлого года просто игнорировал школу, предпочитая скучному сидению за партой бегание по улице. Он разыгрывал перед взрослыми спектакль, отправляясь на занятия, а потом точно также рассказывал, что учительница или не пришла, или заболела.  Поскольку тревожных звонков, да и просто звонков, из учебного заведения не было, мать с отцом  были уверены, что все идет нормально.  Пока в один прекрасный день правда не всплыла наружу.

Директор школы Ирина ТИТОВА эту ситуацию называет легендой:

- Еще в начале года у родителей были претензии к учителю, занимающемуся индивидуально, хотя педагог нам представил тетрадь, где указано, что она звонила родителям и сообщала, что их сын до школы не дошел. Кроме того, индивидуальное обучение раньше контролировал человек, который теперь в школе не работает, и с 1 сентября 2018 года эта обязанность возложена на другого сотрудника. Мы и родителям сказали, что в данный момент они могут быть абсолютно уверены, что их предупредят, если учитель заболеет или урок отменят. И я думаю, что в этом году подобной ситуации быть не может.

- То есть ситуация, когда мальчик не ходил на индивидуальное обучение, а родителям об этом не сообщали, все-таки была? - поинтересовались журналисты.

- Она абсолютно надумана. Он приходил, а когда ребенка не было, тут же звонили родителям, за исключением тех случаев, когда их телефон был недоступен, - тут же  отрапортовала директор.

Причем руководитель школы не стала скрывать, что даже сейчас она не может дозвониться до родителей Вани, хотя мы тут же сделали это без проблем.

В школе, по словам Ирины Михайловны, на «индивидуалке» обучаются 30 детей, в городе - 197. Если со всеми ними занимаются так, понятно, почему люди  отказываются от индивидуального обучения. Во всяком случае, родители Вани именно так и сделали, и с 1 сентября 2018 года мальчик вернулся в класс.  И тут появилась проблема, о которой мама с папой мальчика даже подумать не могли,  по мнению школы, их сын оказался социально не адаптирован, хотя во дворе легко сходился со сверстниками. Но не педагоги ли, лоббирующие индивидуальное обучение, в этом виноваты, отправляя ученика с глаз долой?

 

НОЖ, ЧТОБЫ ДОСТАТЬ ДО СЕРДЦА

- Так вот, Ваня с самого начала начал третировать своих одноклассников, учителей и родителей учащихся 6 «Б», - говорится в открытом письме. - Постоянно устраивал драки...

В качестве доказательств было приведено сентябрьское сочинение мальчика, где он не только описал инцидент драки, но и объяснил, что оппонент назвал его маму женщиной легкого поведения. Как еще должен был защитить честь своей семьи 13-летний подросток? Естественно, кулаком, а уж какой силы был удар, можно только догадываться. В общем, отношения не складывались не только между детьми, но и между родителями, которые были, мягко говоря, не в восторге, что в их классе появился новый мальчик, и тут же поставили ему клеймо - хулиган.

- Мальчик не может найти контакт с одноклассниками, - утверждает Милана КОРШУНОВА, чья дочь тоже учится в 6 «Б». - Я писала заявление директору школы, что он моего ребенка обзывал, толкнул. Она упала на колено и локоть, рука болела несколько дней.

При этом женщина уверяет, что она адекватный родитель и понимала, что дети могут ссориться и мириться и долгое время надеялась, что конфликт сойдет на нет сам  собой. Однако в начале марта Ваня пришел в школу с ножом, который мальчику подарили друзья на день рождения.

- Нам  родителям в последнее время реально страшно. Ваня принес с собой нож (фото прилагаю). По его словам, раньше носил нож поменьше, а теперь будет ходить с таким, так как он уж точно достанет до сердца, - пишут в открытом письме.

Сегодня сложно сказать, было ли это мальчишеской бравадой, через которую прошли многие в подростковом возрасте или по школе действительно разгуливал потенциальный преступник. Каждый трактует эту ситуацию по-своему.

- Четвертого марта утром классный руководитель подошла ко мне и сказала, что дети видели у мальчика нож, он, видимо,  перед ними хвастался, - описывает инцидент директор школы Ирина Титова. - Я пригласила ребят к себе, поняла, что они не обманывают, тут же позвонила в полицию, через 20 минут приехали сотрудники ПДН, я пригласила этого ученика к себе в кабинет и попросила показать предмет, который запрещено проносить в школу. Он честно сознался, что принес нож.

 

АГРЕССИВНЫЙ ФЕЙКНЬЮС

Орудие у ребенка изъяли, а в отношении отца составили административный протокол за то, что не забрал вовремя нож у сына. Однако ни о каких угрозах со стороны подростка в полицейском документе речи не идет.

- После последнего сложного случая включилось в работу и управление общего образования, - комментирует случившееся начальник ведомства Татьяна ВОЛНИСТОВА, -  потому что нам стало известно о крайних мерах агрессии со стороны подростка.

- А в чем они проявлялись? - поинтересовались журналисты. - То, что ребенок принес нож в школу, конечно, плохо, но в чем проявлялась агрессия?

- Насколько я знаю, он пытался опробовать его на своих одноклассниках.

- А откуда вам это известно?

- Об этом мне рассказали родители. Если ко мне приходят на прием, я не рассчитываю, что мне будут врать, люди-то взрослые, - говорит Татьяна Валерьевна.

А вот сами «взрослые люди» утверждают совершенно иное.

- По поводу ножа, лично я и мой ребенок его не видели, - признается мама одноклассницы Милана Рудольфовна. - Нападал он на кого-то или нет, сказать не могу, потому что таких данных ни у меня, ни у других родителей, насколько я знаю, нет.

Получается, что агрессии со стороны Вани могло и не быть, просто взрослые удачно воспользовались этим обстоятельством, чтобы избавиться от  неугодного «хулигана».

 

С БЕСПРИСТРАСТНЫМ ПРИСТРАСТИЕМ

Тем не менее 18 марта большая часть  родителей этого класса объявила бойкот и запретила своим детям ходить в школу, пока там учится «тот мальчик». Директор и управление общего образования не пошли на поводу у группы людей, объяснив, что каждый ребенок имеет право на получение образования - будь он хулиган или нет. Поэтому тех, кто запрещает детям ходить в школу, если они будут продолжать в том же духе, тоже могут привлечь к административной ответственности.

С момента обнаружения ножа у Вани прошло уже две недели. Почему родители так долго ждали и не устроили «бунт» раньше, если действительно боялись, что подросток покалечит их детей? Ответ оказался довольно простым - фото ножа было обнародовано в группе класса лишь в прошлый четверг.

И хотя ответственные лица, которые пытались свести на нет конфликт, всячески подчеркивали, что остаются беспристрастными в этой ситуации, факты говорят об обратном. Откуда у родителей могло появиться фото ножа, которое сейчас «гуляет» по соцсетям? А кто им позволил ознакомиться с сочинением чужого ребенка, уж не говоря о его копировании и публичной демонстрации? Ответ тут очевиден.

 

«ЗА ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДЕТЬМИ, ОТВЕЧАЮТ ВЗРОСЛЫЕ»

На вопрос, зачем устроили «шумиху», родители честно отвечают, что таким образом пытались призвать руководство школы к активным действиям.

- Знаете, что самое страшное, что эти посты читают их дети, и они потом этот негатив переносят в коллектив. Мы все время забываем, что мы не только за себя отвечаем, но и за тех, кого растим,  - говорит Волнистова. - За все, что происходит с детьми, отвечают взрослые. И если случится что-нибудь плохое - это промах взрослых. И с той, и с другой стороны.

К  Татьяне Валерьевне эти слова  тоже  относятся, ведь еще осенью папа Вани приходил к  ней и рассказывал, что ребенка затравили в школе. И его сын не монстр, каким его хотели бы видеть многие, а пострадавшая сторона. Мальчику посоветовали обратиться к психологу, да и подтверждений этой «травли» в школе не нашли.  Интересно, какие доказательства были нужны чиновникам? А потом о проблеме и вовсе забыли, надеясь, что она сама рассосется. Но этот нарыв лишь рос  и вылился на этой неделе в оглушительный скандал.

 

НАСТОЯЩЕЕ ЛИЦО ПЕРВОГО НАУКОГРАДА

Каждый, кто читал пост в соцсетях, тут же сочувствовал всему 6 «Б». Какими только именами не называли Ваню - и малолетним недоумком, и мелким упырем, и сумасшедшим чадом. Все это писали  уже не дети, а взрослые люди - уважаемые обнинцы - жители первого наукограда. Пользователей абсолютно не смущало, что они никогда не видели ребенка и ситуацию знают лишь с одной стороны. Каждый тут же предлагал с полпинка решить проблему - окунуть папашу и недоумка в унитаз, собраться другим отцам и, надев черные маски, избить оппонентов, и главное - снять это на видео, чтобы потом еще больше разнообразить контент.

Как себя сейчас чувствует во всей этой грязи ребенок, у которого и так проблемы  с социализацией, никого не волнует. В одночасье мальчик стал «главным злодеем». Но мечтал ли он об этом, и как он будет жить с таким клеймом? Взрослым, видимо, было все равно.

- Быть может, ребенку  для адаптации просто не хватило элементарного человеческого тепла со стороны педагогов? - задали мы вопрос Волнистовой.

- Абсолютно согласна. Есть честь мундира, и я обязана защищать учителей. Хотя я уже предлагала директору пересмотреть вопрос классного руководства, но решение остается за ней.

Родителям Вани в очередной раз предложили перейти на «индивидуалку», они ответили решительное «нет». Дважды в одну реку вступать незачем. Да и как показала практика, рано или поздно ребенку все равно придется социализироваться. К слову, на второй день  среди пользователей соцсетей, обсуждавших эту проблему, нашлись те, кто посоветовал родителям Вани не сдаваться и не сворачивать с этого сложного пути адаптации, благо половину его мальчик уже прошел.

Стоять на своем намерены  были и «бунтари», ведь их условий школа не выполнила - не перевела Ваню на индивидуальное обучение, поэтому детей обратно  в школу они не вернут. И хотя де-юре у руководства образовательного учреждения прав переводить куда-либо ребенка  без согласия его родителей нет, вторая сторона уверена, что рано или поздно она сумеет добиться своего. Ведь такие «громкие» скандалы никому не нужны, и у чиновников от образования просто нет выбора, как удовлетворить запросы бастующих.  В противном случае своего кресла рискует лишиться директор, допустившая этот скандал. И ее увольнение уже активно обсуждается среди родительского сообщества 6 «Б».

ЕВГЕНИЯ НИКИТИНА

 

Когда верстался номер

«А НАДО БЫЛО ПРОСТО ПОГОВОРИТЬ»

Педагоги, полицейские и родители с обеих сторон  20 марта впервые сели вместе за стол переговоров. И это дало свой результат. 21 числа ученики 6 «Б» класса полным составом пришли в школу. Это замечательно, что ситуация так разрешилась, однако вопросы, на которые предстоит ответить, остались.

 

Вопросы остались

СЕМЬЮ УНИЖАЛИ ВО ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Ваня воспитывается в обычной семье. Его мама работала нянечкой в детском саду, сейчас находится в отпуске по уходу за новорожденной дочкой. Его папа  не гнушается любой строительной, слесарной и хозяйственной работы, чтобы обеспечить родных. При этом мужчина взял на себя урегулирование школьных вопросов, чтобы его жена во время беременности как можно меньше волновалась. У Вани есть еще одна сестра, которая учится в начальных классах 12 школы, девочка занимается музыкой, играет на фортепьяно. Сам Ваня посещает спортивную секцию и демонстрирует там хорошие результаты.

 

АМБИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ ПРЕВЫШЕ ДЕТЕЙ

Описанная ситуация наглядно показала, что во всей этой истории взрослые свои интересы и амбиции ставят на первый план, забывая о детях. Если бы они постоянно не накручивали подростков и не акцентировали внимание на «этом мальчике», думается, ученики 6 «Б» класса уже давно превратились бы в единое целое, а не в два лагеря.

Ведь сегодня они спокойно сидят за одной партой в одном классе.

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛА СБОЙ

В Обнинске принято гордиться нашей системой образования, однако случившееся показало все ее несовершенства. А ведь в этой ситуации виновато и управление общего образования, которое не обращало внимания на проблему и просьбу родителей о помощи, и руководство школы, которому удобно было «прятать голову в песок», и классный руководитель, которая могла при помощи авторитета, мудрости и доброго слова объединить детей в одну команду.  Думается, после случившегося директор школы и классный руководитель  должны признать свою некомпетентность и неумение решать неординарные вопросы.

 

БЕСПОЛЕЗНЫЕ РАМКИ

Сами школьники из других классов говорят, что сегодня ношение с собой ножей считается нормальной практикой как для мальчишек, так и для девчонок. А если дети спокойно проносят в школы режущие предметы, зачем тогда нужны установленные на входе металлодетекторы?

- Металлическая рамка реагирует на металлические предметы - пряжку ремня, ключи, - объясняет директор школы. - Если бы эта рамка могла бы считывать только оружие, можно было бы о чем-то говорить.

То есть бюджетные деньги опять были потрачены впустую? Ведь не ради ключей и ремней устанавливалось это оборудование.

 

12 ШКОЛА - КУЗНИЦА «ИНДИВИДУАЛЬЩИКОВ»?

В городе Обнинске работает 21 школа (муниципальные и частные). При этом на 1 сентября 2019 года на индивидуальном обучении находилось 197 детей. При несложном подсчете в каждом образовательном учреждении должно быть порядка 10 «индивидуальщиков», а в 12 школе их, по словам директора - 30.

С чем связано такое превышение средних показателей? Эта учебная организация не является базовой для спортсменов, которым из-за соревнований нередко требуется «индивидуалка». Тогда откуда такие цифры? Или в 12 школу идут учиться исключительно дети с расстройствами? А может быть, руководству учебного заведения просто лень разбираться в непростых ситуациях, ведь намного проще рекомендовать родителям перейти на «индивидуалку».

 

КТО ОТВЕТИТ?

И в конце хотелось бы спросить о главном: кто возьмет на себя ответственность, если подросток не выдержит этого публичного давления и прессинга и пойдет на крайние меры? А предпосылки к этому уже есть...

Поделиться