Вы и мы
Ради хайпа. Должны ли журналисты подписывать обнинский Кодекс чести?
03.10.2019

Пока весь мир обсуждал Глобальную Хартию Журналистской этики, где российские представители СМИ также приняли участие, тщательно и досконально выверяли каждое слово 16 пунктов этого серьезного и нужного документа, обнинская ячейка Союза журналистов России тоже не дремала и не стояла в стороне.

Она по быстренькому на скорую руку  накатала  свой Кодекс чести и морали для калужских СМИ из 8 священных заповедей, несоблюдение которых грозит исключением из членов Союза журналистов России.

Чем же отличаются воззрения   наукоградцев на профессиональную этику от мировых тенденций? Что же такое не учли лучшие умы мировой журналистики, но заметила  прозорливая обнинская ячейка?

 

ЧТО НЕ ТАК С ОБНИНСКИМИ ЖУРНАЛИСТАМИ?

Но чем же отличаются местные журналисты от своих российских коллег, подписавших мировую хартию, но пока прозябающих без обнинского документа о чести и морали? Что же предлагают им наукоградские создатели Кодекса и что они имеют в виду?

За что могут поплатиться редакторы и корреспонденты? По пунктам:

Например, № 2 предложенного документа гласит: «Журналист не допускает в своей работе умышленное искажение фактов, распространение ложной или сокрытие истинной информации. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью».

То есть, весь мир не додумался до того, что нехорошо «умышленно искажать факты», и с начала времен журналисты, видимо, только этим и занимались, а тут раз - отдельная каста гиперпорядочных обнинских «корров» решила выдать мысль из лексикона «Капитана Очевидности». 

Непонятно, правда, как будет различаться умышленное вранье от неумышленного. А это важно. Потому как, если правлению обнинской ячейки привидится, что в намерениях неудобных им коллег был умысел, то наукоградские журналисты могут «ставить вопрос об их исключении из общественной организации».

Если кто-то не понял, то «общественной организацией» здесь кличут Союз журналистов России... Наверное...

Хотя все написано так невнятно, что, может, поставят вопрос об исключении из какой другой организации. В общем, учитывая, что составляли сей серьезный документы представители прессы, в том числе и печатной, можно было сделать это как-то более профессионально - всё-таки о чести говорим.

Кроме того, весьма проблематично доказать, что кто-то не «все силы» приложил к тому, чтобы избежать «нанесения ущерба». И о какой «неполной» информации идет речь?

Блюстители нравственности действительно хотят, чтобы журналисты выкладывали всю известную им информацию? Но не противоречит ли это требованию никому не нанести какой-либо ущерб? Как теперь рассказать о том, что где-то нет пандуса? Ведь предпринимателю придется его устанавливать, а это стоит денег. Соответственно, подобная заметка нанесет ущерб и материальный, и моральный несчастному бизнесмену, сильно переживающему, что про него сообщили такую информацию.

Для того, чтобы документ работал, он не может состоять из расплывчатых формулировок. Может быть, стоило более серьезно отнестись к документу, по которому малочисленный коллектив обнинских сотрудников СМИ узурпировал право решать, кто остается, а кто не остается в рядах Союза журналистов России?

 

ТАЙНА ЖУРНАЛИСТА ИЛИ ХАОТИЧНЫЙ НАБОР СЛОВ?

Диана Коршикова, гл.редактор «Недели Обнинска»: Журналистикой сложно манипулировать: туда идут люди, которые умеют думать и говорить.

Которые - о, ужас! - умеют читать и обязательно прочтут документ перед подписанием. Или вместо подписания.

Потому что подписанты таких вот "филькиных грамот" выглядят как люди, которых зажали в коридоре и попросили расписаться, не глядя. 

- А что там?

- Да так, ерунда...

А ведь и правда - ерунда!

Потому что любой человек, использующий голову, чтобы думать, а не только чтобы есть, увидит в этом документе нелепую попытку манипулирования общественным мнением.

Но, допустим, кто-то побоялся репрессий и хочет соблюдать, то что подписал. Но как понять хаотичный набор слов пункта 4: «Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем.

Что такое профессиональная тайна журналиста? О чем речь? Где-нибудь можно ознакомиться, что в обнинской ячейке скрывается за этими словами? А что такое «источник информации, полученной конфиденциальным путем»? Конфиденциальным путем? Это что за путь такой? Может, речь идет не о пути, а о конфиденциальной информации?

Допустим. И попробуем разобраться. Конфиденциальная информация - доверительная, не подлежащая огласке. Но кто и зачем сообщает обнинским журналистам секретную информацию? Тогда уж поведайте, что должен корреспондент или редактор наукограда скрывать от народа, чтобы угодить составителям Кодекса чести? Хотелось бы подробностей.

Но что такое «конфиденциальный путь»? Нельзя ли получить ссылку на толковый словарь, в котором объясняется суть этого термина? Или получить расшифровку этого понятийного неологизма? Какие такие секретные пути получения информации известны составителям обнинских журналистских заповедей? Или секретные пути - это та самая загадочная «профессиональная тайна»?

Если же имеются в виду «незаконные методы получения информации частного и коммерческого характера», так все они прописаны в уголовном кодексе. Да и обнинские журналисты не замечены в том, что они кому-то иголки под ногти вгоняют для получения информации или прячутся под кроватью у директора предприятия, чтобы вызнать подробности производства. Или мы чего-то не знаем про составителей Кодекса.

Может, стоило объяснить коллегам, о чем идет речь? Никто не обязан бродить в лабиринтах мозга и несуществующих понятийных терминов от авторов заповедей местного розлива.

 

ЕСЛИ ЭТО КОДЕКС ЧЕСТИ, ТО ЧТО ТОГДА КОДЕКС ПРОПАГАНДИСТА?

Создается странное ощущение, что обнинским журналистам предложили подписать кодекс пропагандиста.

А в свете недавно принятой Хартии совсем непонятно, к чему эти местные Кодексы? Для чего это нужно? - Возможно, чтобы акулы пера не нервировали своими статьями нужных пропагандистам людей? Вероятно, для этого существует такой пункт «Журналист уважает честь и достоинство людей. Он не допускает оскорбительных выражений».

И здесь уж никто не догадается, что оскорбит заказчиков пропаганды. Особенно пикантен тот факт, что все граждане в соцсетях имеют право высказывать нелицеприятные мнения о ком угодно, а вот журналистам, вероятно, положено только дифирамбы петь. И хорошо, если они достаточно качественные, потому что нейтральные высказывания могут оскорбить кого-нибудь.

Согласитесь, интересно почитать газету, которая никого не оскорбила бы самим фактом своего существования.

 

БЕЗ ВСЕВИДЯЩЕГО ОКА ОБНИНСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ НАЧНУТ ГЛУМИТЬСЯ НАД ОБЩЕСТВЕННЫМИ НОРМАМИ?

Рената Белич, журналист СМИ «Obninsk.name»:

Коллеги, да вы серьезно? 

Почему в этом контексте мне так сложно далось это слово - "коллеги"...

Чувствую себя отличницей, который не поддается на заговор двоечников прогулять урок и позвонить в школу из автомата, чтобы сообщить, что туда заложена бомба.

Нет, ребят, я в такие игры не играю. 

И наш любимый пункт №7: «Журналист не позволяет себе появляться на общественных мероприятиях в состоянии, оскорбляющем общепринятые нормы».

Интересно, это что за состояние такое нам неведомое, в котором обнинские журналисты имеют обыкновение посещать мероприятия, что для этого пришлось даже отдельный пункт сочинять?

Хорошо же думают о своих коллегах составители заповедей, если считают, что без всевидящего ока неразумные обнинские представители СМИ начнут чудить! И как они будут это делать, если им не погрозят пальцем? Пожалуют на планерку администрации топлес? Или в слишком ярком пиджаке? Или что там еще оскорбляет «общественные нормы»? И кого назначат этой оскорбленной нормой?

Кстати! Как вообще можно оскорбить нормы? Согласно грамматическим нормам русского языка: нормы нарушают, а сознание оскорбляют. Причем нарушение норм согласования слов, конечно, должно оскорблять сознание журналиста. Но не начать ли авторам с себя? И желательно прямо в документе. Впрочем, себя они точно оценивать по своим же правилам не собираются. Опасаться должны неугодные коллеги.

Даша Гумерова, журналист «Вы и Мы»: Коллеги! Вы сейчас знаете, как выглядите? 

Как футболист  забивший в свои ворота.

Как террорист, который сделал бомбу и кинул ее в толпу в расчете на шумиху, а только смотрит в ладошку, а бомба-то в ней... А в толпу ты, горе-хайполюб, выходит, кинул чеку...

Документ у вас и правда - бомба)

Замедленного действия. 

«В случае ведения аудио и видео записи он предупреждает об этом собеседников» - рекомендуют обнинские пропагандисты.

Именно так блюстители нравственности отреагировали на то, что неподконтрольные им журналисты записали мерзкие угрозы в свой адрес.

Исходя из предложенного документа, по мнению обнинских «профи», когда корреспонденту начинают угрожать, он должен сказать: «Подождите! Я включу запись, чтобы записать, как вы со мной расправитесь и что оторвете».

А если так не успел сказать, то предавать огласке подобные высказывания не этично со стороны обнинского репортера и таким людям не место в рядах Союза Журналистов?

Именно в таких случаях и понимаешь, что такое профессиональная солидарность и поддержка коллег. Впрочем, подобные понятия в Кодексе не прописаны, иначе как можно будет расправиться с конкурентами? Вот так и узнаешь, кто здесь реальный журналист, а кто коммерсант, мечтающий избавиться от неугодных.

 

ЧЛЕН ИЛИ НЕ ЧЛЕН - ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС!

Да, непросто писать подобные документы, особенно, когда конкурентная борьба пытается маскироваться борьбой за нравственность и профессионализм.

И тем не менее, читаем в издании, которое яростно призывает не выдавать дезинформацию: «Члены обнинского отделения Союза журналистов России единогласно проголосовали за документ на своем внеочередном собрании».

Реально? А кто же эти «все члены»? А тех, кто не подписал уже исключили? Так большинству и не сообщали об аутодафе. Опять же, не обязан ли автор сообщения о единогласном подписании предоставить ПОЛНУЮ информацию, вместе с фамилиями тех, кому понадобился обнинский Кодекс? Или все остальные журналисты, работающие на территории Обнинска, уже не члены Союза журналистов России? Подобные утверждения про единогласное подписание - это достоверная и полная информация?

 

«МАРАЗМ КРЕПЧАЛ, СКЛЕРОЗ СОПРОТИВЛЯЛСЯ»

И вишенка на торте обсуждений: «А уклонение от подписания, считают члены Союза, станет для общества сигналом, своеобразным маркером: данное СМИ может злоупотреблять свободой слова».

И в свете этого всего, у тех обнинских журналистов, которые не подписали Кодекс пропагандиста возник вопрос: «А не посягает ли этот документ на нарушение конституционных прав граждан на свободу высказываний? И это уже не нравственные проступки, а что-то посерьезней? Авторы Кодекса предлагают дискриминировать журналистов по профессиональному признаку, угрожая расправой за несогласие с их сомнительной точкой зрения, хотя сами спокойно ругают существующий Кодекс чести журналистов? Почему одним можно критиковать, а другим нельзя? Насколько вменяем подобный подход к свободе слова?»

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЖР ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ «ЗА» ИЛИ «ПРОТИВ»?!

Елена Зуева, гл.редактор журнала «ОбнинскLIFE»

Абсолютное право каждого журналиста не подписывать этот бюрократический выкидыш приравнивается к предательству и чуть ли не к измене родине, хотя по сути там в знаменателе лишь здравый смысл. 

Не нужно доедать тухлое яйцо, чтобы понять, что оно тухлое.

Не нужно дочитывать этот документ, чтобы понять, что он глупый.

Журналистика, которая закатилась и докатилась»

Декаденты 100 лет назад призывали отменить знаки препинания. А обнинские пропагандисты решили отменить что?

«Прежний моральный кодекс безнадежно устарел, - заявляют авторы 8 заповедей журналиста. - Он был принят в досетевую эпоху и мало отвечает нынешним реалиям. Профессионалам нужен современный регламент, который бы, помимо прочего, определял правила поведения в интернете».

То есть, весь мир думает над Хартией, а обнинское отделение в это время переписывает документ, написанный «в досетевую эпоху»? И они, оказывается, не одиноки.

Далее дословная цитата от авторов наукоградского Кодекса:

«Решение обнинцев уже поддержали в Калужской организации Союза журналистов России. «Обнинские журналисты очень правильно подняли тему, - считает председатель Юрий РАСТОРГУЕВ. - Полагаю, что аналогичный документ надо принять и на областном, и на российском уровнях». Юрий Расторгуев уже обсудил этот вопрос с председателем СЖР Владимиром СОЛОВЬЕВЫМ и тоже получил от него поддержку».

Реально?

А вот нам в интервью председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев сказал несколько другое:

- Такие документы не являются обязательными, их нельзя ЗАСТАВЛЯТЬ подписывать под угрозами. Это морально-этические нормы. Даже хорошее дело иногда делают так, что остается неприятный осадок. Коллективное подписание этого дела - вещь неправильная.

Российские журналисты вместе с мировым сообществом своих коллег работали над созданием Глобальной Хартии Журналистской этики. Их замечания и предложения учли, несмотря на сложную международную обстановку, российские журналисты приняли этот документ. И председатель СЖР заверил, что никто не будет заставлять его подписывать насильно.

Но в Калужском отделении Союза журналистов думают предложить редакциям всех средств массовой информации, работающих на территории региона, в том числе и сетевых изданий, подписать такой своеобразный профессиональный кодекс чести от обнинской ячейки.

«И нет сомнения, что добросовестные редакции поддержат документ», - уверены приверженцы обнинского Кодекса.

 

«ДИРИЖЕРЫ» ЖУРНАЛИСТИКИ

Инна Емелина, журналист «Вы и Мы»: Так и хочется добавить: Обнинск - мекка бюрократической журналистики. Нормотворчество. Норма? Или творчество?

Значит ли это, что и все российские сотрудники СМИ обязаны подписать сей документ или все это касается исключительно тех, кому не повезло работать рядом с составителями обнинского Кодекса? И исключать из рядов Союза журналистов России получат право только правление ячейки наукограда? Или лиха беда начало и по всей России расползется это пропагандистское оружие против свободы слова? И наказывать, исключать будет не сам Союз журналистов, а местные блюстители нравственности?

Возражение, что кто-то не подписывал сей опус, не работает, потому как тогда их огульно обвинят в злоупотреблении свободой слова. Возможно, конечно, что чистка будет проходить исключительно среди тех, кому довелось работать на одной территории с авторами кодекса.           

КОЛЛЕКТИВ ИД «МАК-МЕДИА»

Поделиться