Вы и мы
«Мы отвечаем за безопасность пациентов не только перед своей совестью, но и перед законом»
Здоровье
02.10.2009

С сайта нашей газеты www.pressaobninsk.ru через форму «Обратной связи» пришло письмо, в котором читатель делился своими соображениями по возникшей у него проблеме. Молодой человек обратился в Центр Реабилитации с просьбой поставить ему внутримышечный укол. Стоимость процедуры - 50 рублей. Однако в медицинском учреждении пациенту предложили прежде посетить врача. «Уж не лохотрон ли это? - возмущается читатель. - Разве медики имеют право навязывать свои услуги?»

С этим вопросом мы обратились к генеральному директору Центра реабилитации Зиновию ГУРОВУ.

НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ! УКОЛОЛСЯ - И ПОШЕЛ

Часто бывает, что сотрудники медицинских учреждений в ответ на вопросы журналистов становятся в позу глухой обороны или считают себя невинно обиженными. Однако Зиновий Рудопьянович даже обрадовался нашему вопросу, сообщив, что это письмо хороший повод поговорить о безопасности пациента в медицинском учреждении.38_gurov_258

- Для проведения процедур, назначенных врачами в других поликлиниках необходимо иметь документ установленной формы на бланке лечебного заведения, врач которого выписал назначение. Печать и подпись врача должны быть разборчивы. Это необходимо в первую очередь для безопасности самих больных. Мы живем во время технического прогресса, который вместе с благами несет человечеству массу проблем. В частности, в последнее время усилилась аллергизация населения, то есть непереносимость каких-то даже самых безобидных в прошлом препаратов. У нас был случай, когда у человека была аллергия на запах дерева.

- А если человек знает, что на этот препарат у него нет аллергии?

- Предсказать негативную реакцию организма на введение лекарства часто невозможно. В моей практике был случай, когда пациент дал аллергическую реакцию после третьей инъекции. Причем первый курс лечения этим препаратом прошел без каких-либо отрицательных последствий. В результате мы имели анафилактический шок. Это явление не такое уж и редкое, с ним сталкивались практически в любом более или менее крупном лечебном заведении. К счастью нашим врачам удалось справиться с этой ситуацией.

- Как проявляется анафилактический шок?

- Кожный зуд, боли в районе поясницы, затрудненное дыхание, угнетение сердечно-сосудистой системы. Бывает, что в подобных случаях счет идет на секунды. Медикам это известно, поэтому в каждом лечебном учреждении есть, так называемые, «противошоковые укладки» - это необходимый набор средств, позволяющих быстро вывести пациента из опасного состояния.

 

ЗА УКОЛ - ОТВЕТИШЬ

- Ни для кого не секрет, что сегодня многим больным приходится делать инъекции в домашних условиях. Кто-то пользуется услугами профессиональной медсестры, а кому-то по доброте душевной помогает соседка, которая сама научилась делать уколы. В случае неожиданной негативной реакции организма и печальных последствий для больного эти люди могут предстать перед судом?

- Конечно. Именно поэтому мы, в случаях отсутствия назначения, предлагаем пройти осмотр у наших врачей, чтобы врач взял на себя ответственность за данные действия. Мы отвечаем за безопасность пациентов не только перед своей совестью, но и перед законом. Система мер, предусмотренная законодательством по этому вопросу, - это результат многолетнего опыта и серьезных научных исследований.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ

Педагоги-медики обычно говорят, что каждый пункт этих правил написан кровью пациентов. Но есть в нашей медицине такие области, которые пока не так уж строго регламентированы. В частности, общение врача с пациентом. Например, во времена советской власти было запрещено сообщать больным смертельный диагноз. Студентам медикам приводили в качестве примера трагическую историю о пациенте, который узнал о том, что у него рак желудка и выбросился из окна. Продолжение истории в разных вузах рассказывали по-разному, была и такая версия, будто вскрытие показало, что диагноз был ошибочный.

Сегодняшнее законодательство запрещает скрывать от пациента информацию о состоянии его здоровья. Во многих странах эта практика работает уже долгие годы и массового выбрасывания больных из окна не наблюдается. И это не только результат психологической устойчивости заграничных пациентов, но и результат корректности и грамотности врача. Любую информацию можно преподнести по-разному.

В одном из медицинских учреждений нашего города, сразу оговоримся, что это не Центр Реабилитации, врач сообщил, что результаты предварительных анализов на одно из онкологических заболеваний весьма тревожны. Далее он увлеченно рассказывал о тех болезненных и неприятных процедурах, которые ожидают несчастного пациента для уточнения диагноза, в случае, если повторный анализ тоже окажется плохим. Состояние пациента при этом врача не интересовало в принципе. Тот факт, что мужчина уже пришел с температурой, а после слов врача и вовсе стал синеть и медленно терять сознание, медик вообще оставил без внимания. Из последних сил пациент вышел из кабинета и потерял сознание в коридоре, сломав при этом нос. Как оказалось впоследствии, вторичное исследование не подтвердило первичные опасения медиков.

Тем не менее, скрывать реальную информацию о состоянии пациента врач не имеет права. Как рассказывает директор Центра Реабилитации, в медицинском мире имел большой резонанс случай одного из пациентов, который обратился вовремя к медикам. В результате обследования оказалось, что у больного начальная стадия рака желудка и ему требуется операция. Согласие на операцию требовалось немедленно, но зять пациента убедил врача не сообщать о страшном диагнозе. В результате, когда через восемь месяцев пациент обратился снова, болезнь перешла в неоперабельную стадию. Оказывается, зять заботился не о состоянии здоровья своего тестя, а о том, чтобы получить наследство. Дело против врача рассматривалось в суде...

 

БОРЬБА С «ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ»

Вот и получается, что с одной стороны, медики не имеют право скрывать информацию, а с другой стороны, никто не учил их преподносить эту информацию в удобоваримой для человеческой психики форме. Как эту проблему решают в Центре Реабилитации?

- Уважительное, внимательное и гуманное отношение к пациенту - необходимая составляющая профессии врача, - считает Зиновий Рудопьянович. - Конечно, психологическая проблема, получившая в последнее время название «эмоциональное выгорание» имеет место в экстренных профессиях. Это защитная реакция организма и человеческой психики на постоянные раздражители и стрессы. Пока отечественная медицина только начинает подходить к этой проблеме. Но в нашей клинике есть медицинский психолог, который помогает пациенту вникнуть в суть ситуации. Тем более, что зачастую пусковой механизм болезни срабатывает именно из-за психологических проблем человека.

Так что науке в плане безопасности пациентов в медицинских учреждениях еще есть чем заниматься. Но уже сейчас многие больницы и клиники ввели должности специалистов, отвечающих за жесткое соблюдение системы мер безопасности. А Зиновий Гуров мечтает найти время, чтобы написать большую и серьезную статью по этому актуальному и жизненно важному для всех нас вопросу.

Рената БЕЛИЧ

Поделиться