Вы и мы
Два миллиарда для Обнинска, или как получить прибыль, при этом решив социальную проблему
Есть мнение
05.02.2010

На предпоследнем заседании Городского собрания обнинские депутаты приняли очень важное для всего города решение, которое позволяет предпринимателям, арендующим муниципальные площади от двух и более лет, выкупать их по рыночной стоимости, минуя конкурс. Это решение Городского собрания было обусловлено изменением федерального законодательства - в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства, инициированной Президентом РФ Дмитрием МЕДВЕДЕВЫМ.

Это значит, что в скором времени в городской бюджет потекут деньги, вырученные от продажи муниципальных площадей. Если учесть, что город может продать до 58 тысяч квадратных метров при средней цене от 32 до 42 тысяч рублей за «квадрат», то сумма получается немаленькая - порядка двух миллиардов рублей!

О том, как можно было бы использовать эти деньги, чтобы они принесли пользу городу и горожанам, мы поговорили с депутатом Городского собрания, директором МУП «Дворец спорта» Александром СИЛУЯНОВЫМ.

 

- Александр Юрьевич, скажите, пожалуйста, как на ваш взгляд, выгодно ли городу вообще лишать себя этих площадей? Например, со временем может выясниться, что там могли быть размещены важные для муниципалитета объекты...

- В свое время эти помещения сослужили хорошую службу зарождающемуся бизнесу. Сегодня этот бизнес крепко стоит на ногах. Предприниматели вполне могут позволить себе выкупить помещения, которые они долгое время арендовали у города, и ухаживать за ними как хорошие хозяева.

В самих площадях как таковых город уже давно не нуждается. Другое дело, что за счет сдачи площадей в аренду пополнялась доходная часть бюджета. Судя по последнему отчету, доход от их аренды составил 118 миллионов рублей в год.  

Коэффициент прибыли выходит совсем небольшой, исходя из того, что с каждого квадратного метра мы имеем порядка 135-142 рублей в месяц, в то время как рыночная стоимость этого же квадратного метра составляет от 32 до 42 тысяч рублей. Это невысокий коэффициент дохода - меньше, чем проценты по кредиту или депозиту в банке. То есть, фактически Обнинску было бы намного выгодней продать все площади по рыночной цене и положить вырученные деньги в банк под проценты - получилась бы гораздо большая сумма.

Другое дело, что раньше в целях поддержки малого бизнеса город намеренно шел не поднимал арендную плату за пользование помещениями. На сегодняшний день разница между ценами на аренду частных помещений и аренду муниципальных достаточно высокая. Я считаю, что уже нет смысла поддерживать предпринимателей, находящихся на муниципальных площадях, а разрешить им стать собственниками. 

- Распродав муниципальные площади по рыночной цене, Обнинск получит более двух миллиардов рублей. Сумма внушительная. Как, на ваш взгляд, должны потратить эти деньги с максимальной пользой для города? Ведь, может получиться, что мы «проедим» эти деньги и в итоге никаких ощутимых изменений даже не почувствуем. Зато потеряем ренту в сто миллионов. 

- Выручка от продажи муниципального имущества, конечно, могли бы решить массу проблем. Например, можно было бы построить социальное жилье или спортивные объекты. Но построенное социальное жилье не удовлетворит все потребности нуждающихся в этом самом жилье и по большому счету не решит проблему. Можно построить крупный спортивный объект - дело тоже хорошее и нужное, но абсолютно неприбыльное, даже наоборот. Несмотря на то, что я являюсь горячим и давним сторонником того, что в Обнинске нужен и Ледовый дворец, и большой 50-метровый бассейн, надо все же понимать, что в этом случае мы понесем больше расходов, чем заработаем.

Те 100 с лишним миллионов, которые ежегодно попадали в бюджет, впоследствии шли на такие статьи расходов как доплаты учителям, социальным работникам, инвалидам. В связи с этим очень бы не хотелось чтобы бюджет лишился этих денег.

Между тем, по моему мнению, не потерять этот доход и в то же время решить социальные задачи возможно. Для этого вырученные от продажи муниципальных площадей деньги необходимо не потратить, а вложить в долгосрочный социальный проект, который будет приносить дивиденды.           

- Звучит многообещающе. Но какую социальную задачу можно реализовать, да еще и с выгодой для муниципального кошелька?

- Достаточно просто выглянуть в окно, чтобы увидеть одну из наших глобальных проблем - стихийные парковки автомобилей. Вот это реальная проблема, требующая быстрого решения. На сегодняшний день частный бизнес не может обеспечить достаточное количество парковочных мест, которые удовлетворили бы запросы горожан. Существующие цивилизованные парковочные места, гаражи и стоянки, зачастую не устраивают автовладельцев либо по цене, либо по причине удаленности от дома. Чего проще - поставить машину возле подъезда, а в случае возможных повреждений получить страховку. 

- Но ведь сейчас Администрацией, в том числе при поддержке правоохранительных органов проводится большая работа по выявлению нерадивых автовладельцев, которые оставляют машины в неположенных местах, портя газоны и детские площадки и препятствуя работе коммунальных служб.

- Этих мер, к сожалению, недостаточно, стихийные парковки слишком масштабны. Практически в каждой семье есть автомобиль, а гараж для него, расположенный недалеко от дома, имеют далеко не все. Конечно, можно поставить во дворах шлагбаумы, запретительные знаки, но по большому счету такие запретительные меры кроме возмущения ничего не вызовут. Слишком массовой стала эта проблема. Мы никогда не выдавим машины из дворов, пока не создадим нормальные условия для их хранения за пределами микрорайона. Вот здесь-то и стоило бы, на мой взгляд, использовать потенциал от продажи муниципального имущества.

Власти могли бы самостоятельно заняться строительством парковок - таких, которые бы удовлетворили всех. Например, можно было бы построить парковку около каждого микрорайона, естественно, за его пределами. Выбрать места для посадки парковок - такие, чтобы, оставляя машину на стоянке, до дома оставалось дойти не более пяти минут. В этом случае автовладелец уже несколько раз подумает, прежде чем оставлять машину под окнами, в то время как ее можно поставить на охраняемой стоянке. Так как построенные парковки будут принадлежать муниципалитету, то соответственно и цены на одно машиноместо будут приемлемые. Грубо говоря, по первоначальным расчетам всего 1 тысяча рублей. Такая цена будет с одной стороны выгодна горожанам, а с другой - приносить доход в городскую казну. 

 

- Теоретически идея выглядит замечательно. Что потребуется сделать, чтобы реализовать ее на практике?

- Чтобы воплотить ее в жизнь, потребуется большая комплексная работа. Необходимо создать городскую социальную программу, которая бы увязывала продажу муниципального имущества с работой по строительству парковок.

Нужно рассмотреть и проанализировать потребность каждого микрорайона, выбрать возможные места для строительства паркингов, разработать проекты, получить согласие жителей. С этой инициативой я уже обращался в Администрацию несколько месяцев назад, вопрос находится в стадии проработки.

- Мы все еще не отошли от кризиса, во время которого многие строительные объекты были заморожены. Не грозит ли в случае чего подобный проект превратиться в долгострой?

- В том-то и дело, что в случае, когда строительством будет заниматься муниципалитет, долгострой Обнинску не грозит. Если частные инвесторы начинают строительство, обычно имея лишь 10-15% денег на проект (остальное привлекают со стороны), то муниципалитет  не начнет строить, не  имея достаточных на то гарантий и заложенной в бюджете конкретной суммы. К тому же, власти в этом случае будут нести персональную ответственность перед горожанами.

В первую очередь, прежде чем разрабатывать подобный проект, нужно спросить у местных жителей - а надо ли это им? Я пока предлагаю это в качестве идеи. Думаю, что есть смысл вынести этот вопрос на общее обсуждение, выслушать мнение горожан, взвесить все «за» и «против».

СПРАВКА

Согласно официальной статистике, озвученной Главой Администрации, на каждую тысячу обнинцев приходится 250 автомобилей. Получается, что при самых скромных подсчетах количество автомобилей в городе не меньше 25 тысяч.

Количество машин в настоящее время растет в геометрической прогрессии, в то время как количество паркингов, гаражей или мест для стоянок увеличивается очень медленно. 

Поделиться