Вы и мы
Суета вокруг ЕГЭ. Изменение в тестах могут оставить выпускников без аттестатов.
Образование
05.02.2010

Споры вокруг введения единого госэкзамена ведутся давно, буквально с момента заполнения первых бланков. В Калужской области ЕГЭ проводился в виде эксперимента, и поначалу ученики могли сами выбирать, в какой форме им сдавать экзамен.

Но результаты эксперимента были одобрены, и в прошлом году ЕГЭ ввели по всей стране. Сегодня существуют два обязательных экзамена (по математике и русскому языку), остальные предметы учащийся выбирает по собственному желанию. Правила проведения школьных «госов» и сами тесты ЕГЭ подвергались неоднократной критике и претерпевали разные изменения.

 

«А» и «В» СИДЕЛИ НА ТРУБЕ,

«А» УПАЛО, А «Б» ПРЕВРАТИЛОСЬ В «А»

Вот и недавно стало известно ещё об одном пугающем нововведении, касающемся ЕГЭ по математике: из тестов уберут часть «А»! То есть, ту самую, относительно несложную часть, которая служила спасительной соломинкой для слабых учеников, гуманитариев и тех, кто совершенно точно знает, что алгебра - это не его конек.

Напомним, сдавать ЕГЭ по математике должны все выпускники школ, независимо от того, куда они собираются поступать: в гуманитарный вуз или  училище парикмахеров.

Еще в прошлом году задание ЕГЭ по математике состояло из трёх частей: «А», «В» и «С». Первая часть - «А» представляет собой тест, предлагающий несколько вариантов ответов, из которых экзаменующийся должен просто выбрать правильный. Часть «В» уже не предлагает никаких вариантов. Здесь нужно самому написать ответы. Правда, без решений. В третьей же части необходимо полностью представить самостоятельные решения с ответами.

Конечно, выбрать правильный ответ не то чтобы проще, но можно угадать. И для тех, кто не обладают техническим складом ума и необходимыми знаниями - это шанс получить аттестат. Задания-то довольно сложные. Конечно, если государство с помощью ЕГЭ хочет узнать, насколько хорошо детишки знают математику - это понятно. Но почему-то у большинства детей и родителей складывается впечатление, что усовершенствование экзамена проводится для того, чтобы «утопить» и выпустить из школы со справками добрую половину ребят.

 

ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАТА УМЕНЬШАЕТ СТРЕСС?

А между тем, чиновники от образования уверяют нас, что основная идея ЕГЭ - совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные испытания в государственные вузы или училища. И уменьшая количество экзаменов - они, якобы,  уменьшают количество стрессов абитуриентов.

В теории все это так, но если 25 % выпускников школ не сдадут математику (а все к этому и идет) и закончат школу со справкой, неужели это уменьшит количество стрессов? И кто решил, что без знания тонкостей алгебры и геометрии человек не готов к дальнейшей учебе? Обязательный экзамен по русскому рационально объясним  - именно язык объединяет нацию. Но вот математика...

И готово ли государство учить еще один год людей, которые все равно никогда математическую логику не поймут? В лучшем случае, вызубрят пару-тройку алгоритмов для решения задачки. Мы, действительно, считаем, что штукатур-плиточник не в состоянии работать, не выучив всю историю иксов и игреков? Может, лучше озадачиться знанием истории своей культуры и страны? Впрочем, настоящее знание исторических процессов тестами не проверишь.

 

А СДАЛ БЫ ПУШКИН?

Возникает реальная угроза того, что тестовый характер ЕГЭ, в конце концов, переориентирует систему образования с предоставления системных знаний и навыков самостоятельного обучения на тупое зазубривание "правильных экзаменационных ответов". Думаете невозможно столько вызубрить? Ошибаетесь! Некоторые люди благодаря тестовой системе успешно сдают экзамены на водительские права, а машину водить при этом не умеют, да и правил толком не знают. Многие считают, что тесты - это путь в никуда.

- Пустота и тупость! Если бы Пушкина готовили в Царскосельском лицее по такой системе, то "Евгений Онегин" напоминал бы выдержки из поисковой строки Интернета, а не великое произведение! - уверены противники госэкзамена.

 Но давайте не будем забывать, что тесты - это только один из инструментов проверки знаний учеников и качества преподавания. Как, например, в медицине градусник. Согласитесь, странно все диагнозы ставить только с помощью термометра, странно лечить градусником или  обвинять измерительный прибор в желании угробить пациента. И совсем нелепо, в случае встречи с неисправным градусником, требовать отмены измерения температуры по стране.

И если говорить про обучение Александра Сергеевича, то не надо забывать о том, что по математике у него была твердая двойка, но этот прискорбный факт никак не отразился на карьере поэта. Никому не пришло в голову оставить его в Лицее на второй или третий год и вдалбливать ненавистный предмет. Никому не пришло в голову обвинять преподавателей Лицея в непрофессионализме или заставлять их рисовать «липовую» тройку.

Так что лишиться великих произведений Пушкина мы могли бы вовсе не из-за спорной системы контроля, а из-за нежелания царских чиновников от образования понимать, что все люди разные и не всем нужно знать тригонометрию. 

 

СИСТЕМА ОТУПЛЕНИЯ РОССИЯН

- Тридцать лет назад детей в наших школах программировали на «светлое коммунистическое будущее», а теперь их и вовсе хотят сделать безмозглыми роботами! - возмущаются противники ЕГЭ. - Система ЕГЭ больше напоминает решение сканвордов, а не реальную проверку знаний.

Но ни сканворд, ни тестирование, ни любая другая проверка знаний не могут сама по себе разрушить систему образования и воспитания. Для отупления подрастающего поколения должны сложиться многие элементы системы: отвратительные учебники, пренебрежительное отношение к учителю, непрофессиональное и равнодушное управление высших чиновников от образования, низкие зарплаты, унизительные системы оплаты труда преподавателей. И главное, глобальное отсутствие понимания в обществе роли школы.

Спросите сегодня чиновника министерства или родителя старшеклассника: зачем детям ходить в школу? Вам ответят: для того, чтобы получить знания и поступить в институт. Вроде бы все правильно, но если школа - это место, где в ребенка насильно впихивают информацию, то в такой школе ЕГЭ - вполне приемлемый и единственный инструмент проверки качества работы учителя и знаний ученика.

Скопировать такое образование с западной и американской систем обучения - ума не надо. Гораздо сложнее научить системно мыслить, грамотно излагать, переводить проблему в задачу и находить пути решения.

 

ВОПРЕКИ СИСТЕМЕ: КОГДА НИЗЫ МОГУТ, А ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ

В российской школе всегда уделялось особое внимание развитию личности ребенка и его социальному становлению.

Сегодня эти цели вроде бы и декларируется, в отдельных школах детишкам даже разрешают самореализовываться, вот только делается это не благодаря системе образования, а зачастую вопреки ей. Директорам и учителям приходится стоять на передовой и отражать атаки бессмысленных приказов, распоряжений и нововведений. Вот только делать это становится все труднее. С «закручиванием гаек» учителя теперь уже боятся открыто высказать свои претензии, в том числе и потому, что от этого напрямую зависит их зарплата.

- Мне пришлось проверять экзаменационные работы в Калуге, - рассказывает обнинская учительница истории. - Я даже не обсуждаю целесообразность проведения ЕГЭ по истории, но к качеству тестов у нас была масса замечаний, мы даже пытались их высказывать. Но это никого не интересовало. А если замечания практикующего учителя никого не интересуют, значит, и результат тоже никому не нужен. Складывается ощущение, что низы-то могут привести в нормальный вид тесты, а вот верхи не хотят.

К сожалению, «низы» сегодня уже много чего не могут. Например, грамотно проверить сочинение по литературе: фактические, логические, стилистические ошибки в тексте для многих нынешних учителей литературы уже давно пустой звук. Поэтому неудивительно, что совершенно незаметно для общественности прошла отмена привычного экзамена - выпускного сочинения. Не было ни возражений, ни громких обсуждений. Мнение масс никого не интересовало. В том числе и потому, что массы не в курсе катастрофического положения дел с грамотностью школьников. Массы не знают, что проверка выпускных сочинений во многих школах уже давно велась не только красными, но и синими стержнями, которыми учителя подрисовывали правильные ответы.

Согласитесь, говорить про объективность результатов экзаменов в этом случае не приходится. Но с отменой письменного выпускного и вступительного экзамена по литературе общество не просто лишило учителя инструмента воздействия на ученика, но и сделало очередной шаг к утрате уникальной школы российских учителей-словесников. И проблема не только в том, что дети не научаться рассуждать о литературе, проблема в другом - не освоив жанр школьного сочинения, невозможно научиться писать научные работы. Вероятно, нашему обществу не нужны не только поэты и писатели. Но еще и ученые и просто люди знающие свою культуру и историю.            

 

ЕГЭ - ДЕЛО ТОНКОЕ

Еще одна декларируемая цель ЕГЭ - исключить коррупцию в вузах. Но тут, как ни странно, действует закон сохранения энергии. Другими словами, где проходит непосредственно тестирование, там и взятки имеют место быть. А иначе - чем объяснить тот факт, что с введением ЕГЭ российские ВУЗы буквально заполонили выходцы из некоторых республик Кавказа со стобалльными результатами тестирования?

Неужели в этих регионах уровень образования самый высокий по стране? Логичнее предположить, что кое-кто нашел лазейки в новой системе проверки знаний. Но если госэкзамен прошел с нарушениями, то почему никто не наказан?

Ведь речь идёт о наших с вами детях, о будущем страны. А оно пока видится каким-то туманным. Как и многие ответы на задания ЕГЭ...

                                                                                                          Анна СОКОЛОВА

Поделиться