Вы и мы
Времена меняются, меняются ли нравы? Новое прочтение пьесы «Гроза» в обнинском театре
Культура
13.04.2023

Жителей Обнинска ожидает интересная театральная премьера. 21 и 22 апреля, в пятницу и субботу, актёры Обнинского народного театра имени Веры БЕСКОВОЙ покажут спектакль по пьесе Александра Островского «Гроза».

О том, что нового откроется зрителям в классической пьесе, которую мы помним еще со школьной скамьи, нам рассказала режиссер спектакля Елена ЧЕРПАКОВА.

ЧТО РАССКАЖЕТ ПЬЕСА О ДОМОСТРОЕ ЗРИТЕЛЮ 21 ВЕКА?

Традиционно пьеса «Гроза» дается как история про несчастную молодую девицу Катерину, которую замучили своими правилами и придирками злые родственники. И все-то вокруг не то и не так: и в городе, и в семье. И все-то хочется чего-то другого: то ли поднять руки и полететь, как птица, то ли интрижку завести с любовником. В общем, вечная проблема, не знает барышня чего хочет, то ли свободы, то ли буженины с хреном.

А тут еще и критики пустили слезу над судьбой несчастной, объявили её символом протеста против домостроя. Символ, впрочем, весьма печальный: когда пришло время отвечать за прогулки при луне, тут же предпочёл самоуничтожиться.

В общем, школьники и в двадцатом веке не сильно понимали, почему Катерину дружно называют лучом света в «тёмном царстве». Здоровая психика советского человека вообще не принимала самоубийство как выход из бытовой проблемы. Что уж говорить о зрителях 21 века! Будет ли воспринят сегодня Островский с его образным и глубинным пониманием на первый взгляд бытовых проблем? Увидит ли зритель себя в пьесе? Времена меняются, меняются ли нравы?

Однако ценность классического произведения в том и заключается, что разные люди в разные времена находят в нем что-то совершенно новое, своё, ещё не сказанное и не открытое. В качестве альтернативы один из российских театров лет десять назад решил всячески поддержать Кабаниху. Мол, свекровь просто хочет сохранить традиции, от которых и сама не в восторге, потому как тоже настрадалась в своё время, но каким-то другим способом сохранять семью и делать счастливым своего сына просто не умеет.

Конфликт свекрови и невестки, конечно, налицо. И подобные отношения не ушли в небытие и будут интересны зрителю ещё очень долго. Да и «темное» царство электрической лампочкой не осветишь.

Нужно отдать должное обнинскому режиссеру Елена ЧЕРПАКОВОЙ, ей удалось найти в драме Островского то, на что долгие годы не обращали внимание самые маститые режиссеры, что, если и читалось зрителями, то не выводилось на уровень сознания.

 

НА КОГО БЫ ПЕРЕЛОЖИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: НА ВАРВАРУ ИЛИ НА ГРОЗУ?

- О чем эта пьеса для меня? - Она об ответственности за все свои поступки, - говорит Елена Валерьевна. - И когда мы начали ещё на уровне читок разбирать пьесу, я все больше и больше утверждалась в своём видении. Там сплошь и рядом все герои кого-то обвиняют: Тихон - матушку, Катерина - Тихона, Кабаниху и город. И в целом, появляется такая круговая порука, как бы на кого-нибудь переложить ответственность. Вроде как, это не мы виноваты. А тут ещё и гроза!

- За полтора столетия пьеса обросла хрестоматийными представлениями о героях и о смыслах. Вам критики скажут, что нельзя отрывать героев от исторического контекста. Мол, не было у Катерины другого выхода - только утопиться.

- Но Островский уникален тем, что он актуален и многогранен, то есть там не уткнешься в одну глубину, этих глубин много. Домострой как явлений все-таки был, мы не можем это отменить. Это исторический факт. Но сегодня для нас проблемы домостроя, наверное, не очень актуальны. Правильно? Вот мы и ищем какие-то другие смыслы.

- В школе приходилось писать сочинение на тему «Катерина- луч света в тёмном царстве»?

- И в школе я была не согласна с этим утверждением.

В. Красногоров «Офисный планктон», Юрий Смоляков, Алексей Кусый, Полина Колесникова

 
 СПЛОШЬ ОБЩЕСТВО НЫТИКОВ

- Для меня Островский актуален абсолютно. Во-первых, там есть действительно абьюзи?вные, то есть уничижительные отношения. Это есть, и это сейчас очень актуально звучит. Во-вторых, чувство ответственности за то, что ты единственный за себя отвечаешь. У нас же сейчас сплошь общество нытиков, которые винят во всем своих родителей, государство, общество, стихию. Вот этот порочный круг он остался. Ну да, он сейчас выглядит по-другому. Мы употребляем другие какие-то способы высказывания.

- Лингвистика другая, а суть та же: как бы всех обвинить в том, что с тобой произошло?

- Да, но в пьесе есть персонажи, Варвара и Кудряш, которые единственные отвечают за всю свою ситуацию и сбегают. Это такой болевой это поступок, но это их действие, их выбор. По сути, и Катерина тоже делает свой выбор. Я так в своем ощущении определилась для себя: мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Сами. Здесь для меня разговор со зрителем именно об этом должен состояться.

- Кто для Вас бесспорно положительный персонаж в этом темном царстве?

- Это Кулигин, который ходит и хочет себя применить на благо общества. Наверное, это единственный нормальный персонаж, со здоровым пониманием сути. И все ключевые персонажи пьесы обращаются к нему, идут к нему, как на исповедь, и Борис, и даже Тихон. Они все как бы рассказывают ему свою боль, хотя бы на уровне слова, но признают свою несостоятельность.

О. Степнова «Любить не поздно», На фото Людмила и Владимир Жарские

 

ВОТ ОПЯТЬ ОКНО, И ОПЯТЬ ЗАКРЫТО


В. Губарев «Королевство кривых зеркал» на фото Екатерина Александрова и Алексей Кусый

- Оформление спектакля будет традиционное? 19-й век, мрачный город Калинов.

- Я не шла от исторической правды. Мне важно здесь было создать свой образ этого вымышленного города. Мы отталкивались от обстоятельств пьесы. Есть город, есть окна, и они все парадные, внешне - в резных наличниках. А что за этими окнами? Они закрыты точно так же, как закрыты наши фасады от взглядов других людей, то есть мы все носим некую, такую вот маску, личину. А что-то у нас на душе, что там творится? Вот такой важный идет Дикой, а что у него дома происходит? Он абсолютный, по моему прочтению, садист, абьюзер абсолютный. И это подтверждается, когда он Кабанихе рассказывает о том, что дома-то он «гоняет баб своих», воюет со всеми. По сути, он домашний тиран.

- Как готовятся декорации в народном театре?

- Мы сотрудничаем с известным в городе художником Натальей КИТАЕВОЙ. Она художник-график. Мы постепенно шли к нашему решению, экспериментировали, я скажу, даже у нас один из эскизов есть, и он сделан в стиле конструктивизма Малевича.

Были очень разные решения, нам надо было поймать визуальный образ, и мы шли к нему разными путями. В диалоге тоже рождались какие-то варианты, пробовали все.

- На чём остановились?

- Это трехъярусная декорация с большим помостом. Мне нужно было ощущение того, что есть куда скатываться. То есть, высшая какая-то нравственности точка в метафорическом смысле. И мы скатываемся в этот овраг, и делаем это добровольно. С огромным удовольствием мы совершаем плохие грешные поступки. А как подняться обратно на эту звенящую чистоту вибрации? Поэтому декорация представляет из себя три плана. Центральная конструкция, которая проигрывается как набережная, дом Кабановых и как овраг. Вот у нее 3 уровня высоты. А вокруг все в этих заколоченных окнах. Есть над чем подумать.

 

КОМФОРТНО НА СТО ПРОЦЕНТОВ


О. Степнова «Любить не поздно», Софья Ланина и Сергей Чурин

Руководителем обнинского народного театра Елена ЧЕРПАКОВА работает пятый год. За это время поставлены одиннадцать спектаклей: «Квадратура круга», «Офисный планктон», «Королевство Кривых Зеркал, новогодние спектакли.

Сегодня в списках актёров обнинского народного театра имени Бесковой 30 человек и плюс студия - 15 юных артистов. Они тоже выйдут на сцену в массовых сценах. Театральной студией руководит Полина КОЛЕСНИКОВА, она же играет Катерину. Полина Александровна закончила Санкт Петербургский институт культуры, отделение режиссуры и теперь занимается любимым делом в Обнинске.

  Работа над спектаклем «Гроза» длилась год.

- Насколько комфортно вам в ГДК?

- На все 100%! У нас огромное помещение почти 150 квадратных метров, оно разделено на 2 класса. В одном классе приемная такая, а в другом - репетиционная. Пространство зонировано, в этом же помещении есть своя костюмерная. Увлеченность театром всех участников процесса, отличная сцена и внимание руководства ГДК позволяют дарить зрителям волшебные спектакли. 

Рената БЕЛИЧ

Поделиться