Вы и мы
Паспортный стол Обнинска: голый энтузиазм сотрудников и никакого просвета впереди!
Проблема
13.04.2012

В последний месяц в Обнинске самый настоящий бум вокруг темы получения загранпаспортов. Только ленивый еще не «пнул» обнинский отдел миграционной службы за километровые очереди людей, желающих сдать документы на получение новенького «заграна».

Между тем, очереди появились аккурат после того, как в Обнинске стали оказывать услугу по выдаче биометрического паспорта нового образца. Его еще называют электронным - в документ вшит электронный микрочип с персональной информацией.

С нового года такие паспорта начали выдавать и в нашем городе, наряду, впрочем, с паспортами старого поколения.

 

В КОНДРОВО ЕСТЬ, А В ОБНИНСКЕ НЕТ! ПОЧЕМУ?

Главное преимущество биометрического паспорта состоит в том, что на пунктах пограничного контроля многих стран установлено оборудование, считывающее данные с микрочипа. Эта процедура сокращает время ввода данных в пограничную систему. Главный недостаток - дороговизна и трудности получения.

Особой сезонности при выдаче загранпаспортов не наблюдается. Их делают регулярно по мере истечения срока действия предыдущего. Ну, может быть, есть некоторое оживление весной накануне периода отпусков.

14_pasport_1_280 14_pasport_2_280

Казалось бы, изготовление паспортов старого и нового образца должны были бы разделить общую очередь, уменьшив ее? Но на практике она выросла, потому что принимают и обрабатывают документы одни и те же люди. Два человека. При этом система еще до конца не отлажена. В день принимаются документы от 80 граждан. В неделе два приемных дня. В месяц получается 640.

14_pasport_5_267

Немало. Однако, судя по очереди, потребность обнинцев в загранпаспортах несколько выше рабочих возможностей. Возникает резонный вопрос: а можно ли принимать больше?

- Можно, - говорят сотрудники отдела, - но принять документы - полбеды, их еще надо обработать.

И вот тут выясняются существующие трудности, имеющие отношение к выдаче паспортов нового образца. В Обнинске на сегодняшний день отсутствует стационарная биометрическая кабина.

В действующем помещении нашего ФМС элементарно не нашлось для нее места, да и в городе его долгое время искали, но тщетно! На сегодняшний день в распоряжении сотрудников обнинского отдела находится так называемое «переносное устройство для фотографирования» и специальный сканер.

Сделав фотографию и отсканировав анкету заявителя, информацию приходится физически (курьером) везти в Калугу. Это происходит каждую пятницу. Там эта информация вводится в специальную программу и заливается на единый сервер федеральной миграционной службы.

Установка в городе стационарной кабины решила бы проблему еженедельных поездок. Из нее эти операции проводить можно напрямую. Парадокс: такая кабина есть в Кондрово, а вот в Обнинске ее нет.

При том, что количество запросов кондровчан значительно ниже обнинских. Вот и приходится сотрудникам миграционной службы рекомендовать обратившимся жителям наукограда ехать в Кондрово или в Калугу, где очереди не такие, как у нас.

Неприятно, а что делать?

 

КОГО ВОЛНУЮТ ТРУДНОСТИ ФМС?

14_pasport_3_220Напомним, что до 2006 года отдел ФМС входил в состав МВД, а с 2006 года стал самостоятельной структурой, тогда же произошло и резкое сокращение штата сотрудников. По словам людей, знающих ситуацию изнутри, последние шесть лет отдел ФМС скорее выживает, нежели живет.

Достаточно приглядеться к помещению, где работают энтузиасты и узнать скромные размеры их зарплаты, чтобы понять это так.

Людям крайне трудно объяснить, они не верят, что у федеральной структуры нет денег! Правда, поговаривают о том, что ремонт не происходит в связи с планируемым переездом в новое здание. Но вот когда он произойдет и куда переедет служба пока неизвестно.

И вряд ли горожане-налогоплательщики хотят вникать в трудности работы отдела, призванного оказывать государственную услугу. У них свои заботы и беды. Но кого-то же эти трудности определенно должны волновать?!

 

УСЛУГИ ЭЛЕКТРОННЫЕ - ПРИСУТСТВИЕ ЛИЧНОЕ

Сегодняшний тренд - оказание услуг в электронном виде. Так через сайт gosuslugi.ru можно получить государственные услуги, а с июля к ним добавятся и муниципальные. По информации областного УФМС сегодня через сайт жителями области ежемесячно заполняется примерно 200-300 анкет на получение загранпаспорта и этот показатель растет.

Однако и здесь не все так просто. Регистрация на сайте и получение пароля займет определенное время, к тому же, выяснилось, что запрос на оказание услуги с сайта не убережет от личного прихода в ФМС для фотографирования (паспорт нового образца) и предъявления подлинников документов (паспорт старого образца).

С гражданином, заполнившим формы и приложившим документы, контактируют специалисты калужского отдела. Именно они оговаривают время физического прихода человека в паспортный стол. По отзывам речь ни идет о конкретном времени, просто о том, что надо прийти и сделать.

По идее сделать это человек может вне основного времени приема документов. Например, после 17:00. Однако об этом знают единицы, а зачастую люди попадают в ту же очередь и клянут систему за несостоятельность. Действительно, для чего нужны все эти сайты, если все равно нужно приходить, да еще и в очереди стоять?!

Надо отметить, что Обнинск в данном случае выступает не самостоятельным центром оказания услуги, а филиалом калужского УФМС. Получается, что услугу оказывают одни люди, а взаимодействуют в ходе оказания другие.

Это приводит к путанице. Удивительно, но стотысячному городу не дают возможности сформировать самостоятельную укомплектованную структуру, которая могла бы осуществлять весь комплекс операций!

 

БУДЕТ ЛИ ВОЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ?

14_pasport_4_300Так вот, совершенно непонятно куда смотрят высшие чиновники. Почему заштатному районному городишке выделяют дорогостоящее оборудование (не исключено, что благодаря расторопности местных чиновников, которые смогли найти подходящее для него помещение), а второму по числу населения городскому округу - нет?

Почему сотрудники отдела работают на голом энтузиазме и выматываются как собаки, вкалывая по десять часов в день? Если чиновники не в состоянии решить проблему с помещениями и дополнительными ставками для обнинского отдела самостоятельно - почему они не пробивают решение этого вопроса на федеральном уровне?

Неужели должно случиться что-то чрезвычайное, как выход их строя последнего печатающего аппарата или увольнение ключевых специалистов (а именно на хрупких женщинах в обнинском отделе все и держится - Прим. Ред.) для того чтобы на ситуацию в Обнинске обратили внимание?

Судя по всему, описанные выше проблемы могут быть решены только на самом «верху». Один звонок - и бюрократический механизм заработает как надо. И помещение найдется, и кабины злополучные материализуются.

К сожалению, в сегодняшней России вопросы решаются именно так. Только вот когда будет это волевое решение?..

Евгений НЕВСКИЙ

Поделиться