Вы и мы
Избрать, нельзя назначить!
Власть
31.05.2012

Выборы губернатора Калужской области уже не за горами!

Закон, предусматривающий возврат прямых всенародных выборов губернаторов, утвержденный Госдумой и уже подписанный Президентом, вызвал массу споров и обсуждений среди представителей различных политических сторон.

Но, тем не менее, и представители партии власти, и оппозиционеры в своем большинстве считают данное нововведение демократически верным и давно напрашивающимся.

 

СЫРОЙ ЗАКОНОПРОЕКТ

На федеральном уровне данный законопроект принят. В ближайшее время соответствующие местные законы будут рассматриваться в регионах, с учетом местных особенностей. В частности, Законодательное Собрание Калужской области планирует это сделать на заседании июньской сессии, которая состоится меньше, чем через месяц - 21 числа.

И, как нам сообщили в пресс-службе Заксобрания, уже были внесены изменения в Устав области и в ряд региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуры выборов губернатора, его отзыва, а также статус и полномочия главы региона и Законодательного Собрания области. Сам же законопроект пока только в стадии разработки.

Как пояснил депутат Законодательного Собрания области Сергей КРЕМЕНЕВ, на июньской сессии будет обсуждаться вопрос о процентном пороге сбора подписей муниципальных депутатов, которые необходимо будет набрать потенциальному кандидату в губернаторы, для того, чтобы попасть в бюллетень для голосования.

- У России за основу принята французская модель - от 5 до 10 % - уточнил Сергей Федорович. - Но окончательная цифра будет обсуждаться на региональном уровне и, возможно, возникнут споры. Сейчас можно лишь говорить о том, что данный федеральный закон на территории Калужской области работать будет, и порядок выборов главы региона приводится в соответствие. А также очевидно, что кандидат в губернаторы должен будет заручиться поддержкой депутатов.

 

ОППОЗИЦИЯ - ЗА МИНИМАЛЬНЫЙ ПОРОГ

Согласно проекту федерального закона о выборах глав регионов, баллотироваться на должность губернатора можно будет как от партии, так и в порядке самовыдвижения. И вопрос о самовыдвиженцах на предстоящем июньском заседании региональных депутатов будет обсуждаться как один из основных.

- У нас на июньской сессии, - рассказал депутат Законодательного Собрания и лидер калужских справедливороссов Александр ТРУШКОВ, - по данному модельному закону, который уже разослан в регионы, будут стоять два основных вопроса: будут ли самовыдвиженцы и каков будет муниципальный фильтр порогового значения подписей в диапазоне от 5 до 10 %? На мой взгляд, все оппозиционные партии будут стоять и за то, чтобы были самовыдвиженцы и за то, чтобы порог оставили минимальным, то есть 5 %.

Ведь как таковой муниципальный фильтр на сегодняшний момент - это реакционное явление. Потому что у многих партий, таких как «Яблоко» или вновь организуемых, не наберется даже пяти процентов от общего числа депутатов. Даже у «Справедливой России» и у ЛДПР меньше одного процента. Поэтому с этим фильтром далеко не все однозначно, и мы на своем уровне будем добиваться минимального порогового значения числа подписей, а также участия в выборах самовыдвиженцев.

А негативное отношение по поводу этого фильтра у нас как было, так и остается. Ничего не меняется.

 

МНЕНИЯ РАЗОШЛИСЬ

И Сергей Кременев, и Александр Трушков придерживаются мнения, что при прямых выборах губернаторов мнение избирателей о деятельности глав регионов станет определяющим при оценке их работы. Они, как и представители КПРФ, считают данный закон своевременным, правильным и наиболее приближенным к демократии.

А вот среди единоросов на данный счет имеются разногласия.

- Это решение Президента и я его поддерживаю, - высказался зампредседателя комитета по промышленности Законодательного Собрания член «Единой России» Владимир ВИКУЛИН, - но все-таки я считаю, что исполнительный орган надо не выбирать, а назначать. Может быть, даже на конкурсной основе. При избрании исполнительного органа власти обычно побеждает тот, кому удается «переагитировать» и за кем стоят определенные слои населения, а также те, чьи интересы и активность может преобладать.

На мой взгляд, президент мог бы рассматривать несколько кандидатов в губернаторы, оценивая их деловые качества. Можно было бы привлечь к обсуждению кандидатур и население. И уже назначать того, кто имеет более широкую поддержку. В случае, если назначенный глава региона не справляется со своими обязанностями, его можно было бы заменить.

 

ГУБЕРНАТОРА МОЖНО БУДЕТ УВОЛИТЬ

Однако новый федеральный закон предусматривает возможность увольнения избранного губернатора в связи с утратой доверия Президента. Глава государства сможет отрешать от должности губернаторов в случае выявления фактов коррупции или при «неурегулировании конфликтов интересов». Закон также предусматривает возможность отзыва губернатора «в случае нарушения им законодательства РФ или законодательства субъекта РФ либо неоднократного без уважительных причин неисполнения своих обязанностей». Кроме того, процедура отзыва главы региона может проводиться и по инициативе населения.

Уже через месяц станут известны итоги июньской сессии калужского Заксобрания. А через два с половиной года наш регион ждут двойные выборы: губернатора и депутатов Заксобрания. И можно долго рассуждать на тему, что эффективнее - назначение губернатора по принципу вертикали власти или выбор от партии либо в порядке самовыдвижения.

Но сегодня для жителей нашего региона совершенно очевидно, что авторитет ныне действующего губернатора Анатолия АРТАМОНОВА неоспорим. Калужский регион сегодня один из самых продвинутых, инновационных, инвестиционно привлекательных. На нас равняются и нам есть чем гордиться. Поэтому и есть, что терять. 

Сложно сказать, к чему через два с лишним года приведут прямые выборы губернатора нашу область, но хочется надеяться, что разум возьмет верх над эмоциями.

Инна ЕМЕЛИНА

Поделиться