Вы и мы
ОСАГО с «нагрузкой»
Беспредел
28.03.2014

Вместе с машиной обнинцев незаконно обязывают страховать жизнь!
Десять лет назад в России было введено обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), которое стало точкой отсчета для развития массового страхования в нашей стране.
И, самое главное, закон об ОСАГО положил конец массовым войнам на дорогах.
Однако сегодня жители Обнинска столкнулись с серьезной проблемой, когда невозможно купить полисы ОСАГО без дополнительной нагрузки!

«БИЗНЕС С ОСАГО СТАЛ НЕВЫГОДЕН!»

Наша читательница Валентина КОРШУНОВА обратилась в компанию «Альфа-страхование», где всегда оформляла полис ОСАГО. Там радостно приняли звонок, но в связи с якобы "неработающей программой" предложили купить полис ОСАГО, рассчитанный особым способом. Как оказалось, он был вдвое дороже прежнего! В прошлом году страховка обошлась Валентине в 1925,35 рублей, а тут ей предложили выложить все четыре тысячи рублей! 
Автовладелица решила обратиться в другие страховые компании города, и с  удивлением обнаружила, что заказать полис на сайтах страховщиков совершенно невозможно. Этот сервис отключён во всех компаниях! Тогда Валентина провела собственное расследование.

Обзвонив все страховые компании Обнинска: «Росгосстрах», «МСК», «Цюрих», «Согласие», «РЕСО», «РОСНО», «Альфа-страхование», «ВСК» – она выяснила, что купить полис ОСАГО везде можно только вместе с дополнительным пакетом страхования: хоть дважды можно застраховать себя любимую, дом, мужа, кота и т.д.
А вот еще одна история. Виталий КРАПИВИН в течение 10 лет страховал свою машину в компании "Росгосстрах". Ему  всегда звонили и сообщали, что срок страхования заканчивается, и предлагали переоформить страховку. Что еще привлекало Виталия в данной компании, это красивая система скидок за безаварийную езду.
Однако в декабре 2013 года уже привычного оповещения клиента не произошло. Когда Виталий обратился в «Росгосстрах» для переоформления полиса ОСАГО, ему назвали внушительную сумму.
–  Оказалось, что они одновременно страхуют и мою жизнь с взносом в 1000 рублей. Вдобавок к этому, страховщики обнулили всю базу по скидкам! – рассказывает мужчина.
На просьбу показать, какими нормативными актами и распоряжениями  руководствуются автостраховщики, Виталий получил ответ – устное распоряжение начальства в Москве.
Купить полис ОСАГО ему удалось только в «РЕСО». Но и там предупредили, что навязывание дополнительных услуг происходит, поскольку страховым компаниям запретили поднимать тарифы и бизнес с ОСАГО стал им невыгоден!

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС

Оказывается, все это симптомы системного кризиса, который назревал уже давно. Еще в прошлом году в законодательство об ОСАГО был внесен правительственный блок поправок, который содержал предложения об увеличении суммы покрытия по имущественному вреду со 120 тыс. до 400 тыс. рублей, а по вреду жизни и здоровью пострадавших - с 160 тыс. до 500 тыс. рублей.
Кроме того, поправки увеличили сумму выплат по так называемому «европротоколу» – оформлению ДТП без участия инспекторов ГИБДД.
Предварительные расчеты Минфина РФ в обоснование увеличения сумм выплат показывали необходимость повышения базового тарифа в ОСАГО на 25%, в то время как по расчетам самих автостраховщиков он должен был вырасти в 2-3 раза. А потом Минфин и вовсе объявило излишним пересмотр действующих тарифов в ОСАГО и наложило вето на их изменение в течение 15 месяцев после принятия закона.  
В связи с этим Российским союзом автостраховщиков (РСА) прогнозировался дисбаланс между обязательствами страховщиков по выплатам и полученными страховыми взносами от клиентов. Мол, это приведет к обрушению устойчивости рынка ОСАГО и повлечет банкротство значительного числа страховых компаний.
Что мы и наблюдаем сейчас. Только в одном Обнинске перед новым годом друг за другом закрылись филиалы нескольких страховых компаний: «Ингосстрах», «Оранта», «Согласие» и т.д. По информации страховщиков, убытки российских компаний от реализации ОСАГО составляют около двух миллиардов рублей. Усугубляет ситуацию большое количество случаев мошенничества, когда, в частности, скупают разбитые машины и страхуют их по КАСКО с целью получения незаконного страхового возмещения.
    Также еще в феврале прошлого года правление РСА приняло решение о прекращении отгрузки бланков (ОСАГО) страховщикам наивысшей группы риска. Это было связано с тем, чтобы не допустить быстрого исчерпания компенсационного фонда РСА. Он формируется для обеспечения выплат по обязательствам ушедших с рынка страховщиков ОСАГО. А это далеко не маленькие суммы!

СТРАХОВЩИКИ СЫГРАЛИ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ

Конечно же, руководству страховых компаний при таком раскладе дел надо думать о выживании,  и они были вынуждены искать другие пути к получению прибыли. Так и появилась «нагрузка» к полисам ОСАГО. Поскольку данный вид страхования является обязательным, компании понимают, что автовладельцам деваться некуда. Можно сказать, что автостраховщики «окольными путями» повысили тарифы на ОСАГО.
– Это можно рассматривать как нарушение антимонопольного законодательства. В этом случае необходимо сразу обращаться в Управление федеральной антимонопольной службы, которое в рамках законодательства о конкуренции регулирует вопросы, в том числе, на рынке страхования, –  прокомментировал ситуацию заместитель директора ООО «Юридическая компания «Союз» Дмитрий ЧИБИСОВ.
По его словам, согласно неофициальной версии, своими действиями с ОСАГО страховые компании, предварительно сговорившись, пытаются оказать давление на Минфин. Также известно, что министерство хочет объединить ОСАГО и КАСКО в единое страхование, что не совсем устраивает страховщиков. Поэтому в компаниях заявляют, что бланков нет, хотя на самом деле они есть, но в центральных офисах их придерживают.  В закон об ОСАГО еще не внесены поправки в отношении тарифной политики, но  страховщики могли сыграть на опережение.
Кстати, в Башкирии уже был прецедент, когда Управление федеральной антимонопольной службы доказало в суде, что, во-первых, страховщики были в сговоре друг с другом, а во-вторых, они продавали полисы ОСАГО с нагрузкой, которую незаконно навязывали клиентам.

ВЫЖИВУТ СИЛЬНЕЙШИЕ

В открытых источниках ведущие автостраховщики утверждают, что без повышения тарифов в ОСАГО не обойтись. В противном случае пострадают автовладельцы, которые останутся без выплат из-за неизбежного массового банкротства страховщиков, а весь страховой рынок в целом окажется в глубоком кризисе. Надо отметить, что базовый тариф не менялся с самого начала введения ОСАГО и составляет 1980 рублей.
Между тем, автостраховщикам предстоит пережить еще одно испытание, в котором, вероятнее всего, выживут сильнейшие. Или те, у кого есть сильный уставной капитал. После 15 месяцев неприкосновенности тарифов будет введен так называемый «тарифный коридор», внутри которого страховые компании будут бороться за клиента, формируя свою цену на полис ОСАГО.
Пока же, мы наблюдаем обратный процесс: компании стремительно теряют  постоянных клиентов, которые больше  не доверяют своим страховым агентам.

Анна Едемская

Поделиться