Вы и мы
Школьный предмет, который объединяет!
Образование
19.02.2015

Третий год российские школьники изучают новый предмет «Основы православной культуры», представляющий собой один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Пожалуй, всех успешнее в Обнинске он преподается в лицее «Держава», где для своих детей его выбирают 100% родителей (последние два года), а это 140-150 четвероклассников каждый год, несмотря на их национальную и религиозную принадлежность.

 

ДУХОВНОСТЬ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ

Обнинский лицей «Держава» всегда уделял большое внимание духовно-нравственной составляющей в воспитании подрастающих поколений, о чем свидетельствует триединство их образовательно-воспитательного процесса - «Духовность. Образование. Здоровье». Стопроцентный выбор основ православной культуры - результат системной работы педагогического коллектива лицея в рамках программы «Духовность», руководителем которой является Наталья КУЛИКОВА.

- Духовное здоровье детей, - это надежда на здоровое общество нашей страны, а также на общество нравственное, милосердное, умеющее сострадать и созидать, - говорит директор лицея «Держава» Оксана КОПЫЛОВА.- Поэтому со стороны родителей этот выбор происходит вполне осознано и добровольно.

Как рассказала Оксана Николаевна, работа с лицеистами в данном направлении ведется уже с первого года обучения через внеурочную деятельность по ФГОС и неудивительно, что значительное большинство родителей к третьему классу уже точно знают, что их дети будут изучать именно «Основы православной культуры».

Однако выбирая данный модуль, совершенно не значит, что ребята так и не узнают, что такое светская этика.

- Этике и потребности быть воспитанными мы обучаем детей с первого класса, - рассказывает Оксана Николаевна. - Ребенок это вбирает благодаря педагогической среде, которая сформирована вокруг него, системе дополнительного образования и системе воспитательной работы. А вот что касается «Основ православной культуры», то это требует более вдумчивого и системного подхода и принципа преемственности.

 

ИСКРЕННОСТЬ И ОТКРЫТОСТЬ

Отдельно стоит упомянуть о людях, принадлежащих к другим религиозным конфессиям, но выбирающих именно «Основы православной культуры». В таких случаях ими движет в первую очередь стремление к ассимиляции, они стараются изучить местную культуру и традиции.

- Когда я только приехал, то с опасением относился к местным жителям, - говорит выпускник лицея Мардон НАСЫРОВ, приехавший из Таджикистана. - Но после того, как я перебрался в Обнинск и стал учиться в лицее «Держава», то поменял свои взгляды.

По словам Мардона, этот предмет позволил ему лучше понимать окружавших его людей и их поступки. Несмотря на то, что он уже закончил обучение в лицее, Мардон до сих пор поддерживает дружеские отношения с преподавателем «Основ православной культуры» Натальей Куликoвой.

- У нас много учащихся, в чьих семьях исповедуют ислам. Но на наших занятиях мы приходим к выводу, что и в православной культуре, и в культуре ислама, есть много общих духовных и нравственных принципов: уважение к старшим, осуждение агрессии и злобы, бережное отношение к своим и чужим святыням, - отмечает Наталья Куликова.

В лицее подчеркивают, что здесь ни в коем случае не пытаются навязать какие-либо религиозные чувства и просто рассказывают о том, что представляет собой православная культура и ее история. Кроме того, дети очень тонко чувствуют любые проявления фальши, поэтому им очень нравится та искренность и открытость, с которой проходит этот еще новый, но уже так полюбившийся урок.

В лицее «Держава» модуль основ православной культуры не заканчивается в четвертом классе и имеет продолжение по принципу преемственности в системе классных часов, проводимых один раз в месяц с первого по одиннадцатый классы и в системе интегрированных уроков предметов гуманитарного цикла и основ православной культуры с пятого по одиннадцатый классы. Данное направление было озвучено, как инновационное на ХХIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси», которые проходили в Кремле в январе этого года.

Именно по данному направлению учителя лицея разработали базу качественных и разнообразных интегрированных уроков истории, литературы, русского языка, иностранного языка с основами православной культуры. Эти уроки вызвали живой интерес митрополита Калужского и Боровского Климента во время его просветительского визита в лицей «Держава» в апреле 2014 года.

Как призналась Оксана Копылова, какого-то особого секрета установившейся воспитывающей среды у нее нет.

- У нас просто так принято. Я это называю нашим школьным укладом, когда все образовательные и воспитательные процессы проходят органично и системно, а все участники образовательного процесса (дети, родители, учителя) понимают и видят цель своей совместной деятельности - модель выпускника лицея «Держава», желающего созидать, творить добро, успешного молодого человека, патриота своей большой державы имя которой - Россия!

Константин ЕРЕМЕНКО

Поделиться