Вы и мы
Областные выборы могут превратиться в фарс
Игры разума
02.10.2008

Нынешняя осень для политической жизни Калужской области вообще и Обнинска в частности может стать крайне показательной и знаковой. Чуть больше года остается до момента, когда должно быть избрано новое областное Законодательное собрание, и два года – до новых выборов в обнинское Горсобрание.  

В реальности это означает, во-первых, то, что депутаты этих уровней  уже  в  ближайшее время должны определиться, хотят ли они остаться на своем нынешнем месте или, простите за каламбур, представлять интересы народа больше не в их интересах; а во-вторых, – каким же образом проводить свою избирательную кампанию.

 

НЕДОПЕРЕСИДЯТ?

            Впрочем, называемые сроки выборов, скорее всего, изменятся. Дело в том, что Федеральный закон четко определяет, что выборы всевозможных уровней могут проводиться всего два раза в год – в первые выходные декабря и марта. Дескать, для экономии бюджетных средств. По идее, выборы в Заксобрание должны состояться в декабре 2009 года, а в обнинское горсобрание – в декабре-2010. Но в реальности может получиться так, что областные депутаты будут работать на своих местах несколько дольше, а обнинские наоборот – меньше, чем должны. Во всяком случае, в облизбиркоме уже говорят, что, скорее всего эти два события пройдут одновременно – в марте 2010 года.

            С одной стороны, это логично: уже упомянутая экономия бюджетных средств – дело немаловажное. Ведь каждому члену избирательной комиссии приходится платить вознаграждение за труды, обеспечивать избирательные участки канцеляркой, нести затраты на бензин… Может быть, в масштабах областного бюджета это и не такие уж большие деньги, но и их можно пустить на более важные нужды.

            Другая сторона медали не такая радостная. Дело в том, что при разнесении даты выборов человек мог попробовать баллотироваться сначала в один орган власти, что при неудаче – в другой. Невелика, казалось бы, беда, но она создает определенные препятствия для тех, кто и хотел бы помочь рядовым людям, да возможностями порой обделен. Ведь вправду: если кандидат не прошел в областную думу, это еще не значит, что он плох для работы в городе.

 

КАНДИДАТЫ, НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ

ПО ПАРТИЯМ РАСЧИТАЙСЬ!

            Правда, вполне возможно, что ни о какой возможности баллотироваться в Заксобрание без партбилета, речи к выборам уже идти не будет.

Как рассказала нашему корреспонденту областной депутат Татьяна КОТЛЯР, в облизбиркоме уже согласован проект закона о выборах, который устанавливает, что выборы идут только (!) по партийным спискам.

18 сентября этот проект был вынесен по инициативе губернатора области Анатолия АРТАМОНОВА на сессию Заксобрания. Для того чтобы проект был принят, необходимо, чтобы за него проголосовали 27 человек (2/3 от всего депутатского корпуса). Пока этого не произошло. Впрочем, как известно, неформальным лидером областных единороссов является именно губернатор. Членов этой партии в Заксобрании насчитывается 21 человек. Добрать еще 6 голосов – дело в сущности не самое сложное.

Голосование по партийным спискам – своеобразная лотерея. Если на федеральном уровне – она еще, что называется, «прокатывает», то как поступит местный избиратель, видя в бюллетене обезличенные аббревиатуры – неизвестно. Мало того, что жители не будут знать, за кого именно они голосуют, так еще и влиять на конкретных «народных слуг» будет гораздо сложнее, чем сейчас. Если в наши дни избиратель может прийти к депутату и попросить помочь с решением той или иной проблемы, то уже в ближайшем будущем он может услышать: вы меня не выбирали. Меня выбрала партия». Не говоря уже о том, что «за бортом» власти останутся все беспартийные кандидаты. Та же, например, любимица народа Татьяна Котляр, устранив которую, некоторые областные чиновники вздохнут спокойно.

            Кроме того, «котом в мешке» выборы по партийным спискам делает фактор неизвестности – никто не может дать гарантии, что те депутаты, которые попадут в партийные списки в начале избирательной компании (и на чьих именах она будет строиться!)  в последний момент от этой чести не откажутся.

           

ПОДТАСОВКИ СТАНУТ ПРОЩЕ

            Еще одним фактором,  который вызывает опасения, является то, что организовать подтасовку на выборах станет гораздо проще, чем сейчас. Напомним, что в предвыборный список партии могут включить ограниченное количество своих членов – в зависимости от того, сколько подписей от жителей они собрали в предвыборный период. При этом установлен 5% барьер «фальшивых» подписей – все «закорючки», вызывающие сомнения у избирательной комиссии, не засчитываются. А если таковых наберется более 5% от общего числа, то партия «дисквалифицируется».

            В этом плане можно вспомнить историю, произошедшую с партией «Яблоко» в Санкт-Петербурге. Партия была обвинена в подделке подписей. Не вернуло «Яблоко» на выборную дистанцию даже то, что люди, чьи подписи посчитали фальшивыми, приходили в суды и доказывали, что они действительно их ставили.

 

ГУБЕРНАТОРСКАЯ ВЛАСТЬ КРУЧЕ ЦАРСКОЙ –

ДО ЦАРЯ ДАЛЕКО, ДО БОГА ВЫСОКО

            Официально причиной предложения проводить выборы не «подушно», а по спискам, стало то, что Калужской области хочется «соответствовать» стандартам, введенным на государственном уровне – в Госдуму кандидаты выбираются именно по партийным спискам. Формируются эти списки на заседаниях партии. Наибольшим весом на них обладает (что не удивительно) Губернатор области.

            Являясь неофициальным лидером единороссов (официально руководителем регионального исполнительного комитета партии является некто Павел ПРОЛЫГИН), глава региона находится в «козырном» положении – понятно, что возражать против его решений мало кто из единороссов осмелится.

Результатом такого положения дел является то, что власть законодательная уже практически не диктует «исполнителям», что делать, а только банально обслуживает их интересы. Разумеется, пока существуют и исключения. Но в случае, если проект закона о выборах только по спискам будет все же принят, можно легко представить себе идиллическую для кого-то картинку: депутаты по любому движению брови голосуют именно так, как велено. То есть превращаются в обыкновенные «говорящие головы».

И Калужская область стройными рядами направляется в светлое будущее автомобильного и промышленного кластера…

 

ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ ДЕМОКРАТИИ?

            Впрочем, все еще не так плохо, как могло бы быть. Выборы в муниципальные органы самоуправления пока изменений не претерпят. Во всяком случае, никто о подобных планах не говорит. Выборы в Горсобрание должны сохранить ту форму, какая есть на сегодняшний день – голосование по одномандатным округам. Подобная система не только позволяет народу действительно изъявлять свою волю относительно конкретных кандидатов, но и близка к европейской системе.

            Как известно, в Европе и США на выборы идут кандидаты от партий. Однако каждый из них избирается по одномандатному округу. А уж кандидаты от какой партии наберут больше голосов – та партия и считается победившей. Но про списки речи не идет. У нас же нет разговора о победе какой-либо партии. Да и та партийная сила, которая могла бы играть существенную роль в принятии решений в Обнинске, похоже, сегодня отсутствует. Примером этого может являться тот факт, что единороссы, входящие в Горсобрание и имеющие там довольно большое количество голосов далеко не всегда выступают единым фронтом.

            Конечно, в перспективе (ничего нельзя исключать) и в городе может появиться система выборов, в том числе и по партийным спискам. Означать это будет, как минимум то, что перечень людей, претендующих на право управлять жизнью наукограда, будет утверждаться на областном (!) уровне.

            Сейчас вероятное желание чиновников изменить выборную систему на муниципальном уровне пока что ограничивает ряд федеральных законов, основной из которых – ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». Что будет дальше – покажет время.

Ксения ИГНАТЬЕВА

           

 

– Врезка –

 

КСТАТИ…

Как сказано на официальном сайте областного парламента, законодательное Собрание, с одной стороны, орган власти, выступающий от имени государства и наделенный им существенными правами и полномочиями, с другой – одна из форм народного управления, где власть депутатами получена напрямую от избирателей.

 

 

Поделиться