Вы и мы
Зам главы ФАС России Алексей Крюков: «В нашу работу невозможно не влюбиться!»
Интервью
26.11.2015

С пятого января 2016 года в нашей стране вступает в силу так называемый «четвертый антимонопольный пакет» - ряд поправок и изменений в действующий закон ФЗ №135, направленный на снижение административной нагрузки на предпринимателей.

О том, какие перемены  в связи с этим ждут потребителей и представителей бизнеса, в интервью корреспонденту газеты «ВЫ и МЫ» рассказали заместитель руководителя УФАС Российской Федерации Алексей КРЮКОВ и руководитель УФАС по Калужской области Дмитрий КАРЕТИН.

 

ЦЕНЫ ПОД КОНТРОЛЕМ

- Сегодня население больше всего волнует проблема роста цен на предметы первой необходимости. В частности, на продукты. Каковы ваши прогнозы в части этого повышения в 2016 году? Чего нам всем ждать? И есть ли у антимонопольной службы рычаги для сдерживания данного процесса?

Каретин:

- Конечно, наша структура будет сдерживать экономически необоснованное повышение цен. Совместно с прокуратурой будут проводиться соответствующие проверки. В том числе, в деятельности торговых сетей и поставщиков. Но эта работа проводится и сейчас. Например, в этом году имело место резкое повышение цен на сахар в сети магазинов «Магнит» - более чем на 30%. В связи с этим мы незамедлительно приняли соответствующие меры и установили, что цены повысил поставщик.

Мы сочли необходимым довести до сведения руководство данной торговой сети в городе Краснодаре о том, что оно может заключить договор и с другим поставщиком, у нас и на рабочей группе обсуждался этот вопрос после чего, буквально на следующий день мы получили по электронной почте ответ, что цена на сахар снижена на 15 рублей: с 60 до 45 рублей, результат налицо, вообще для населения не столь важно, накажем мы кого-то или нет.

Потребителям важно, чтобы был результат. В этом случае он был обеспечен нами в течение суток. Понимание в таких вопросах мы находим и с руководителями других торговых сетей. Эта работа будет продолжаться. Каких-то особых предпосылок для роста цен на социально-значимые товары у нас нет. Бывают лишь сезонные подорожания или спекулятивные настроения. Но с последним явлением наша служба научилась успешно бороться. Более того, сейчас нам дополнительно даются полномочия по предупредительному контролю. Так что руку на пульсе мы держим.  

Крюков:

- Если обратить внимание на последнюю риторику со стороны руководства нашей страны, то несложно понять, что основная задача, которая ставится сейчас не только перед УФАС, но и перед всеми органами власти - это сдерживание необоснованного роста цен. Все, что связано с экономически эффективными инструментами действия хозяйствующих субъектов, является поводом для контроля.

Однако рост цен не всегда обусловлен какими-то частными пожеланиями участников рынка. Зачастую это бывает вызвано объективными тенденциями, связанными с развитием ценового диапазона в логистике, энергоресурсах и других сферах.

Руководство страны в первую очередь ставит перед ФАС России задачу контролировать эффективное расходование средств крупными хозяйствующими субъектами, которые оказывают влияние на все отрасли экономики.

Наверное, пришло время для того, чтобы перестать выделять значительные суммы денег на удовлетворение интересов крупных монополистов и начать заставлять их думать над тем, как они тратят эти деньги.

Пусть они ищут более эффективные пути расходования этих средств, нежели просто, не оглядываясь, все свои затраты закладывать в тарифы, которые потом ложатся на нас с вами как на потребителей.

 

- Мы живем в стране, которая занимается нефтедобычей. Почему же у нас такой дорогой бензин?

Каретин:

- У нас цена на бензин достаточно стабильная и резких ее скачков не ожидается. ФАС регулярно мониторит этот рынок. Учитывая уровень цен на нефть - около 45 долларов за баррель, - можно с уверенностью сказать, что предпосылок к значительному повышению цен на бензин нет.

Но если это произойдет, ФАС будет применять всю полноту своих полномочий для предотвращения данных незаконных действий. Конечно, и в этой сфере случаются спекулятивные явления, но для того и существует наша служба, чтобы в этой мутной воде никто рыбку поймать не успел и не смог.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ПАКЕТ УПРОСТИТ РАБОТУ УФАС

- Алексей Сергеевич, что нового планируется в антимонопольном законодательстве? На что сегодня делается упор в вашей работе?

Крюков:

- То, что касается четвертого антимонопольного пакета, то здесь следует отметить: одной из основных тенденций развития антимонопольного законодательства является его либерализация.

И в первую очередь в отношении нарушителей и потенциальных нарушителей. Как бы это странно не звучало, но ФАС - это не карательный орган, а структура, которая в первую очередь направляет свою деятельность на защиту действующего правопорядка. И нам кажется, что применение исключительно карательных методов - не всегда эффективная мера. Мы неоднократно показывали, что при желании и наличии необходимости можем применять очень жесткие меры. Взять те же самые нефтяные компании, торгующие бензином, в чьих руках находятся бензозаправочные комплексы.

Это одни из крупнейших налогоплательщиков и в то же время одни из крупнейших хозяйствующих субъектов. И были случаи, когда на них накладывались многомиллиардные штрафы - как раз за необоснованное повышение цен. И сегодня ФАС за этим очень бдительно следит. И мы активно реагируем не только на малейший рост цен, но даже на факты, когда цена резко падает на оптовом рынке для нефтепродуктов и одновременно не падает на розничном рынке продажи этих продуктов переработки. Другой вопрос, что к этим компаниям тоже нужно быть объективными. Ведь рост стоимости на нефть не столь значительно сказывается на стоимости самих нефтепродуктов. Там очень сложная составляющая цены. И если цена на нефть упадет в два раза, то мы не можем ожидать, что цена на бензин тоже упадет в два раза. В лучшем случае, если это снижение составит несколько процентов, то потребитель этого не заметит. Но мы должны понимать: если цена движется вместе с мировыми ценами, это уже хорошо. 

Ужесточается подход к должностным лицам. И не только к тем, кого мы контролируем, но и к нам. Например, теперь мы при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства перед тем, как выносит решение, мы будем готовить специальный документ, в котором будут описываться все доводы, которые были заявлены сторонами, наши обоснования и общие выводы о том, есть ли нарушение и в чем оно выразилось. Это краткое заключение, по сути, будет дублировать окончательное решение, оно будет направлено ответчикам по делу. И это позволит участникам дела еще до вынесения решения понять мотивацию ФАС, и в дальнейшем не допускать подобные ошибки.

- Касаются ли эти изменения сроков рассмотрения дел?

Крюков:

- Статистика наиболее частых нарушений, которые мы выявляем, говорит о том, что сроки рассмотрения дел сократились в два раза. Правоприменительная практика совершенствуется. Коллеги наши становятся не просто грамотнее, мы более детально прописываем то законодательство, которое применяем. Это позволяет сотрудникам ФАС гораздо быстрее реагировать на обращения, выдавая предупреждения не проводя долгосрочного рассмотрения дела.

Предупредительный механизм позволяет нам в более сжатые сроки, нежели это было раньше, восстановить право того лица, которое к нам обратилось. Если раньше нам нужно было рассматривать дела в течение нескольких месяцев, то сегодня мы можем сообщить субъекту о его нарушении, и если он сразу исправляется, а заявитель очень скоро получает то, ради чего он обратился. Одна из основных целей воздействия государства на институты общественных отношений - держать их в русле действующего законодательства. И это дорогого стоит. 

С 2016 года в антимонопольных органах приблизительно в четыре раза должна сократиться процедура, связанная с рассмотрением обращений, привлечением к ответственности и восстановлением прав по нарушениям, связанным к получению доступа к энергоресурсам. Большинство составов правонарушений, меняются, если раньше мы это квалифицировали как злоупотребление доминирующим положением субъектом естественной монополии, то сегодня это будет просто нарушением правил доступа, или правил технологического присоединения.

 

О БИЗНЕСЕ И СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ

- Одной из основных целей антимонопольного органа является создание благоприятной среды для бизнеса. Будут ли введены какие-то дополнительные послабления для предпринимателей?

Крюков:

- Если бизнес ошибается и готов исправляться, то ответственности за это, скорее всего, не будет. И не потому, что мы такие добрые и закрыли глаза на нарушения, а потому что мы его предупредили, он исправился и не подлежит этой ответственности. Вот эти механизмы мы будем стараться применять все шире и шире. 

- Алексей Сергеевич, как журналист не могу не спросить вас, почему до сих пор ФАС не ввело дифференцированные штрафы за нарушение законодательства о рекламе для разных категорий СМИ? Ведь сегодня на газету местного уровня накладывают такие же штрафы, как и на федеральную, хотя уровень ответственности и объем доходов у них весьма отличаются. 

Крюков:

- Сегодня на законодательном уровне пока подобного решения нет. Но при привлечении к административной ответственности мы учитываем, в том числе, и финансовое положение лица или компании. Соответственно для более крупной компании подход должен быть строже. Но с другой стороны федеральное СМИ ориентируется на более широкую аудиторию и оно широко обсуждаемо квалифицированными специалистами. А издание менее значительное редко подвержено такой критике. Его аудитория меньше и менее защищена. Поэтому говорить о том, что эти штрафы должны сильно различаться, тоже не совсем верно. Вы должны исходить из того, что вы - профессионалы. К нам, кстати, такие же жесткие требования предъявляются.

- А в суде часто оспариваются решения вашей службы?

Крюков:

- Многие наши решения обжалуются в судах, и большинство судов мы выигрываем. Причем, без привлечения специалистов со стороны. Здесь следует заметить, что на ФАС приходится одно из самых больших количеств судебных тяжб.

Бояться обжалования в суде для органа власти, наверное, неправильно. Это нас в первую очередь должно дисциплинировать. 

 

- Дмитрий Вячеславович, сегодня возникает много споров по поводу выбора компаний-подрядчиков при проведении каких-либо ремонтных работ посредством торгов.

А как вы относитесь к сегодняшнему формату организации аукционов? В народе бытует мнение, что это грамотно подготовленное техзадание - относительно законный способ отдать победу тому, кто должен победить...

Каретин:

- Антимонопольная служба последовательно выступала за то, чтобы всевозможные конкурсы, аукционы, другие конкурентные мероприятия проводились в электронной форме. Такая форма позволить исключить факт влияния на результат заказчика торгов. К сожалению, в ФЗ № 44 пока присутствует Положение о проведении конкурсов в старом формате. Это шаг назад.

Но когда это предложение подается в электронном виде, вероятность сговора между заказчиком и подрядчиком намного меньше. Мы активно выступаем за то, чтобы максимально перевести торги в электронный формат.

В случае, когда такие негативные факты становятся известны антимонопольным органам, в отношении нарушителей применяются соответствующие меры, с привлечением органов прокуратуры, внутренних дел и других правоохранителей. Для нарушителей закона наступает уже и уголовная ответственность.

 

- Алексей Сергеевич, болезненно ли переживаете ошибки ваших подчиненных, если за них приходится извиняться?

Крюков:

- Конечно, переживаю. Как любой руководитель. Но знаете, в чем специфика антимонопольного органа? Здесь ни один документ не проходит без внимания руководства. Поэтому у нас невозможно выпустить документ, в котором будут содержаться какие-то грубые ошибки. Другое дело, что к нам нередко поступают жалобы и обращения не по существу, в которых люди выражают свое личное отношение к тем, на кого жалуются. Но мы рассматриваем и эти обращения. 

На мой взгляд, начальник, который не оказывает дисциплинирующего воздействия на своих подчиненных, либо не переживает за дело либо держит все внутри себя. Другой вопрос, что проявлять свои эмоции перед подчиненными тоже не совсем правильно. А начальник и его сотрудник должны оцениваться по другим критериям. Руководитель должен правильно координировать действия подчиненных. А у подчиненных, если они стараются, все обязательно получится.

Просто у кого-то позже, у кого-то раньше. А работа в ФАС интересна тем, что в нее невозможно не влюбиться. Хотя нам редко говорят «спасибо» те, кому мы реально помогли. В основном, так получается, что хвалят те, кого мы наказываем. Для меня это тоже всегда было удивительно, но это факт.

Они нас благодарят за справедливость, за то, что мы работаем с ними уважительно, как с профессионалами. А профессионалу всегда приятно работать с профессионалом.

Беседовала

Инна ЕМЕЛИНА

Поделиться