Вы и мы
Борьба за живучесть
Экспертное мнение
06.11.2008

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Как грамотно и эффективно противостоять проявлениям финансового кризиса? Что необходимо предпринять, чтобы выйти из него с минимальными потерями и сохранить потенциал бизнеса после преодоления периода экономической рецессии?

            На этот и другие вопросы ответила PR-директор компании «Системы эффективных технологий», наша землячка Ольга ДУМАЧЕВА.

 

ОСОБЫЙ РЕЖИМ УПРАВЛЕНИЯ

           - У моряков есть термин – «борьба за живучесть», когда весь экипаж начинает осуществлять определенный набор слаженных действий, направленных на поддержание и восстановление боеспособности корабля. Какие меры «борьбы за живучесть» в нынешних условиях, на Ваш взгляд, способны помочь руководителям российских предприятий  удержать свой бизнес на плаву, сохранив ресурс для дальнейшего развития?

            - Сегодня государством принимаются стабилизационные меры, направленные на спасение отдельных отраслей экономики. Но ни сохранение на более жестких условиях института кредитования, ни антикризисное введение госзаказа не станет панацеей для отдельно взятого предприятия или компании. Основным инструментом «борьбы за живучесть» в этой ситуации остается создание четко отлаженной системы внутреннего менеджмента – в противовес интуитивному предпринимательству. Именно она позволяет вырабатывать быстрые, точные и адекватные ответы рыночным вызовам и рискам.

           - Из чего должна состоять эта система в период кризиса?

           - В принципе, ее составные те же, что и в обычном управленческом процессе. Но в каждую из них вносится антикризисный «режимный» вектор. По сути, речь идет о введении особого режима управления компанией, но на тех же самых принципах и с помощью тех же самых инструментов, что и в условиях развития. Вообще в систему антикризисных мер всегда входят три направления изменений. Это  специальные финансовые процедуры (сокращение издержек), особый маркетинговый план и чрезвычайные меры по мобилизации персонала.

КРИЗИС – УДАЧНОЕ ВРЕМЯ

           - С каких действий нужно начинать, вводя в компании особый режим антикризисного управления?

           - С выбора стратегии. Буквально как былинный богатырь у камня на распутье: «налево пойдешь – коня потеряешь», «прямо пойдешь – голову потеряешь», «направо пойдешь – друга потеряешь». Все стратегии в условиях кризиса практически сводятся к трем вариантам. Первый – «стратегия выхода», позволяющая как можно быстрее уйти из бизнеса, вынеся из него как можно больше денег. Второй – «стратегия пружины». Это предельное сжатие бизнеса с целью сохранения тех ресурсов, которые в послекризисный период смогут «распрямиться»  и вытолкнуть компанию вперед, превратив накопленную энергию сжатия в конкурентное преимущество. Третий вариант – «стратегия экспансии». Кризис – очень удачное время для скупки резко подешевеших активов для их последующего развития или продажи при более благоприятной конъюнктуре.

           - Предположим, мозговой штурм в компании прошел, стратегия выбрана:  бизнес решено сохранить. Что дальше?

             - А дальше в рамках избранной стратегии начинается тот самый оперативный менеджмент,  с которого мы начали разговор. Главное, что должны видеть и понимать менеджеры – компания это единый открытый механизм, а не набор разрозненных функций. И работа этого механизма должна быть построена по определенной формуле. В этой формуле есть слагаемые: управленческие знания – «знать что», управленческие навыки – «знать как» и управленческое творчество. В сумме получается эффективный менеджмент. Кроме того, в систему оперативного антикризисного управления всегда входит ситуационно-динамическое руководство коллективом. Ясно, что в этот период оно будет иметь  свои акценты. Особое значение приобретает мотивация в условиях, когда оставшиеся после увольнений  люди переходят либо на сокращенный рабочий день, либо зарплаты им сокращаются на 30-50%. Здесь важно сохранить профессиональный потенциал компании и найти способ удержать людей в максимально рабочем состоянии. Поэтому требуется усилить коммуникационное направление менеджмента.

 

СТРАТЕГИЯ «СЖАТИЯ»

             - Что Вы включаете в понятие «коммуникационное направление»?

             - Во-первых, систему внутренних коммуникаций между подразделениями. Информация должна проходить быстро и без потери смысла. Причем, не только в векторе «сверху-вниз», но и по горизонтальным линиям. Это позволит «держать руку на пульсе» коллективных настроений и ожиданий, а также эффективно управлять исполнением принятых антикризисных решений. Во-вторых, огромную роль начинают играть личные коммуникативные навыки руководителей. В это время им  потребуется регулярно проводить результативные совещания, выступать на собраниях трудовых коллективов подразделений, противостоять возражениям и всевозможным манипуляциям.

                 В-третьих, мы ведь говорим о том, что бизнес не останавливается, а развивается в максимально сжатом формате. А это значит, что идут постоянные переговоры с клиентами,  должниками и кредиторами, проводятся презентации для потенциальных инвесторов и партнеров. Все это вместе я и называю коммуникационными инструментами управления. Сейчас это важно как никогда.

           - Актуален ли проектный менеджмент, когда практически все предприятия режут свои инвестпрограммы и отказываются от продуктов, на которые еще совсем недавно делали ставки?

           - Именно в этих условиях он как раз и актуален. Стратегия «сжатия» - это отсечение лишнего, а не отказ от деятельности. Конечно, от масштабных ресурсоемких программ следует отказаться. Но это не отменяет необходимости развивать проекты, которые адекватны текущей финансовой ситуации в компании и рыночной конъюнктуре. Более того, если менеджер хочет оставаться эффективным и накапливать профессиональный потенциал, он должен уметь управлять проектами, уметь бюджетировать, понимать суть бизнес-процессов и владеть хотя бы минимальным набором маркетинговых инструментов руководителя в самых неблагоприятных условиях. Тогда после окончания «черной полосы» он будет на порядок успешнее и конкурентнее своего коллеги, не имевшего такого опыта.

 

«РАСПРАВА НАД «ВЕЧЕРНИМ ОБНИНСКОМ»

СТАЛА СТИМУЛОМ К МОЕМУ ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ»

          -  Каким образом можно быстро получить не только эти знания, но и навыки их применения?

          - Получить знания можно где угодно – в учебниках, в журналах, в интернете, даже в бане с друзьями-коллегами. Но в сжатый срок овладеть необходимыми и достаточными для решения антикризисных задач управленческими инструментами можно только с помощью сильного тренинга. Я в этом абсолютно убеждена. Причем, не отдельно взятого тренинга, а входящего в систему, звенья которой находятся в четкой логике и не содержат ничего лишнего. Конечно, для решения какой-то локальной задачи – подбодрить персонал, или вооружить сотрудников техникой работы с клиентами в условиях стресса, или натаскать на ведение переговоров с должниками – можно и с помощью одного тренинга. Коммуникативного или, например, тренинга командообразования. Но ведь мы начали этот разговор с «борьбы за живучесть» компании, а это экстренная системная мера, которая задействует весь бизнес-механизм. Сегодня многие, даже самые крупные компании, вынуждены приостановить большинство обучающих направлений. И это понятно. Но в данном случае речь идет не о затратах, а о необходимых для поддержания основного бизнеса инвестициях. И не столько в будущее, сколько в настоящее, способное сделать это будущее возможным. Экономить лучше на другом.

          - На чем?

           - Ну вот как раз это и является предметом профессионального консультирования в моем бизнесе.

           - Кстати, о бизнесе. Многие в Обнинске знают Вас как журналиста, главного редактора газеты «Вечерний Обнинск» и радиокомпании «Радио-Обнинск». Теперь Вы бизнес-консультант?

           - Да, после расправы над этими СМИ, совершенной  в 2002 году тогдашним мэром Мироновым, чью фамилию в Обнинске, верно, уж мало кто и помнит, в моей жизни многое изменилось. Но, сожалея о потере двух своих любимых «детищ», в которые было вложено столько сил и души, я никого не проклинаю. Этот «пинок» в итоге стал стимулом к моему дальнейшему развитию. Я получила бизнес-образование в дополнение к первому юридическому, прошла несколько стажировок в западных компаниях, поработала в качестве консультанта в проекте Евросоюза ТЕРФ, участвовала в нескольких интереснейших проектах – государственных и коммерческих. В общем, все сложилось, плакать не о чем. Сейчас моя профессия – консалтинг. Но при этом в душе я остаюсь журналистом и жителем Обнинска. И очень благодарна вам за проявленный интерес. Поэтому если мое экспертное либо человеческое мнение будет интересно читателям газеты «ВЫ и МЫ», я с радостью готова делиться с ними своим опытом и знаниями. 

Дмитрий СКВОРЦОВ

 

 

 

Поделиться