Вы и мы
Студентов ИАТЭ заставят учиться самостоятельно!
Образование
28.04.2016

Преподаватели ВУЗа в шоке от грядущих изменений!

Сегодня наукоград невозможно представить без обнинского Института атомной энергетики. Это одно из самых престижных высших учебных заведений в нашем регионе и туда стремятся попасть студенты не только со всей России, но даже из зарубежья.

Преподавательский состав и уровень подготовки здесь всегда находились на  самом высоком уровне, однако в новых экономических реалиях дальнейшее качество обучения теперь может быть поставлено под угрозу.

 

«УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕРЯЕТСЯ ПОЛНОСТЬЮ!»

В редакцию газеты «ВЫ и МЫ» обратился преподаватель ИАТЭ, попросивший не называть его имени. Он рассказал то, во что с первого раза сложно поверить - со следующего учебного года в вузе планируется уменьшить количество аудиторных занятий для бакалавров чуть ли не в два раза!

Основная же нагрузка ляжет на самостоятельную работу обучающихся. Возможно, самых нерадивых студентов, привыкших регулярно прогуливать пары, эта новость весьма обрадует, но что делать тем, кто пришел в ИАТЭ за реальными знаниями?

- Мы получили указание сократить количество аудиторных работ с 32-38 до 16-24 часов в неделю, - говорит наш источник. - Одна из кафедр попыталась проставить в учебных планах хотя бы 24, но после проверки учебно-методического отдела получила резюме: по первым двум годам количество контактной работы с преподавателем должно составлять от нуля (!) до 25% от общего количества учебных часов.

По его словам, многие преподаватели еще даже не в курсе данного новшества, которое пока находится в разработке у методистов и заведующих кафедр, однако вскоре всех будет ждать настоящий «сюрприз».

- Если мы переходим на эти 16-24 часа в неделю, то теряем учебный процесс полностью! И это базовый вуз по подготовке инженеров, обслуживающих атомные электростанции! Кого же мы будем выпускать, ведь от оператора смены на АС зависит очень многое! - сокрушается преподаватель.

 

СТАВКА ВЫРАСТЕТ, ЗАРПЛАТА УМЕНЬШИТСЯ?

Что касается причины этих изменений, то их несколько. Во-первых, учебные планы подгоняют под болонскую систему образования, предполагающую, что основное время студент будет грызть гранит науки самостоятельно. Однако в неофициальных беседах сотрудники института ссылаются на требование президента повысить зарплату бюджетникам в два раза от средней по региону.

Таким образом, если в Обнинске она составляет примерно 30 тысяч рублей, то преподаватели должны зарабатывать около 60 тысяч. Получается, что ставка сотрудника вуза формально вырастет, но в реальности для него, в лучшем случае, ничего не поменяется.

- Все понимают, что у нас не будет никаких преподавателей, которые будут получать такие зарплаты! Более того, у нас уже сейчас было объявлено, что средняя зарплата по МИФИ составляет 38 тысяч рублей. А я вам могу сказать, что зарплата старшего преподавателя у нас в ИАТЭ была раньше в размере 17 тысяч, а доцента - 19 тысяч. Правда, в этом семестре ее подняли на четыре с половиной тысячи, - отмечают преподаватели.

 

УНИВЕРСИТЕТ РАБОТАЕТ ПО ПРИНЦИПУ БАНКА?

Заместитель директора ИАТЭ по учебной деятельности Денис ЛАЗАРЕНКО не стал нам отрицать планов по увеличению объема самостоятельной работы студентов. Учебная неделя студента составляет 54 часа, в которые входит как общение с преподавателем, так и выполнение домашних заданий. Еще в 2002 году Минобрнауки рекомендовало отвести на самостоятельную работу до 60 процентов учебного времени, тем не менее, многие вузы до сих пор считают, что все 54 часа в неделю должны быть аудиторными.

- В первую очередь увеличение доли самостоятельной работы является приведением учебного процесса в соответствие рекомендациям министерства, - говорит Денис Георгиевич. - Но есть и другие причины. Во всём мире управление финансами в университетах осуществляется на основе тех же принципов, что и в корпорациях - банках, страховых компаниях, на производственных предприятиях. Главное отличие университетов в том, что они оказывают населению услуги, не ставя себе цель получить прибыль. Если в бизнесе важна в первую очередь прибыль компании, то в образовании - финансовая стабильность организации, ее устойчивое развитие.

 

ГДЕ ИНСТИТУТУ НАЙТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОХОДЫ?

Сейчас финансирование вузов из государственного бюджета осуществляется исходя из количества студентов. Приложение к закону об образовании устанавливает коэффициенты, сколько должно быть студентов на одного преподавателя, и в соответствии с этим, рассчитываться финансирование. В следующем году соотношение преподаватель/студент должно составлять один к двенадцати.

- Кроме того, «майские указы» Президента обязывают вузы постоянно повышать зарплату профессорско-преподавательского состава, - отмечает Денис Георгиевич. - Есть целевые показатели по зарплате бюджетников, которая к 2018 г. должна стать в два раза больше средней по региону. Если обычный вуз не выдерживает этот коэффициент, то к нему применяются административные меры. А мы, как национальный институт, должны искать источник дополнительного дохода. Поэтому все изменения в нашем вузе происходят в рамках задачи выйти на те показатели, которые установило Минобрнауки и Президент.

 

«СОКРАЩЕНИЕ АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ ПРОЙДЕТ БЕЗБОЛЕЗНЕННО»

По словам Дениса Лазаренко, работа по повышению зарплаты требует выстраивания эффективной системы планирования и управления, а также постоянного жесткого контроля за расходованием средств. Новые образовательные программы должны быть построены по принципу «чему нужно научить», а не по принципу «учим, чему хотим». Кроме того, с точки зрения экономики образования обучение студентов в малочисленных группах возможно только при снижении доли аудиторных часов, что приводит к оптимизации ставок преподавателей.

Что касается сокращения количества аудиторных часов в ИАТЭ, то, по словам Дениса Георгиевича, этот процесс должен пройти безболезненно и без ущерба учебному процессу.

- Например, у нас есть дисциплина БЖД. Она типовая, но читалась на 17 разных потоках - для химиков, биологов, экономистов и т.д. В итоге, теперь мы пришли к четырем потокам для энергетиков, инженеров, экономистов, и медиков, - говорит Лазаренко.

Причем, как отмечает заместитель директора, такая оптимизация даже позволила вернуть некоторые незаслуженно обделенные предметы. В частности, существенно  увеличен объем математических дисциплин для групп социально-экономического факультета, ведь сегодня, когда вся экономика построена на математических моделях, обойтись без нее практически невозможно.

Однако насколько эти нововведения в действительности осложнят жизнь студентам и преподавателям, покажет только сам учебный процесс. Пока же всем остается с тревогой ждать сентября.

Константин ЕРЕМЕНКО

Поделиться