ObninskLife
Андрей Козлов:«В Обнинске чувствуется рука хозяина, которому не стыдно пригласить гостей!»
В гостях у ...
16.03.2018

Градостроительство, пожалуй, - одна из самых острых тем, которая волнует горожан.  По накалу страстей она уступает лишь ЖКХ.  Каким будет наукоград в будущем, в какую сторону пойдет его развитие, что построят в том или ином районе - все эти вопросы курирует заместитель главы обнинской администрации Андрей КОЗЛОВ.

 

ШИРОКИЕ УЛИЦЫ НАУКОГРАДА - ПРЕДМЕТ ЗАВИСТИ ДЛЯ КОЛЛЕГ

- Андрей Петрович, давайте в первую очередь объясним читателю, какой смысл вкладывают наши чиновники в понятие «градостроительная политика» и как она связана с той же стратегией развития города?

- Конечно же, это взаимосвязанные вещи, планировать стратегическое развитие в экономической отрасли без понимания, какие строительные объекты будут появляться, невозможно. Развивать территорию нужно не абы как, застраивая кому что вздумается. Следует подходить с точки зрения оптимальных связей - транспортных, пешеходных, соблюдения всех необходимых нормативов. Если говорит коротко, наша самая главная задача на этом фронте - создание комфортной среды для жителей и условий для развития бизнеса. 

Стоит отметить, что Обнинск изначально очень удачно планировался Санкт-Петербургским  проектным институтом. До сих пор широкие улицы первого наукограда - предмет профессиональной зависти для многих коллег из других регионов.

- Если взглянуть на карту города советского периода - это типичная строчная застройка, как говорят профессионалы. Квадраты, квадраты, квадраты... А вот современный облик  города, каким он видится обнинским властям?

- Технологии не стоят на месте, все развивается, у нас есть пример той же «Солнечной долины», когда впервые в жилищном строительстве на территории города Обнинска была применена система навесных вентилируемых фасадов. Сейчас возводится  крупнейший в области жилой комплекс «Циолковский», который отвечает всем современным требованиям, и этот проект многим специалистам, которые бывают в Обнинске, очень нравится.

Мы очень надеемся, что проектировщики, которые сейчас работают над частными проектами (а на территории города после первой и второй волны приватизации практически не осталось муниципальных земельных участков), которые выполняют заказы собственников, будут подходить к своей работе творчески. Мы в силу своих полномочий тоже стараемся на это влиять, рекомендовать, рассматривать...

- Это очень важно, потому что часто город критикуют за то, что целые поля застраиваются абсолютной безвкусицей с устаревшими типовыми фасадами из разряда 80-х годов прошлого века.

Конечно, у застройщиков разное видение концепции, разные вкусы, хотя часто дело даже не во вкусах, а в порядочности. Кто-то болеет за дело и хочет, чтобы его объект оставался современным и актуальным на десятки лет, а кому-то надо извлечь текущую прибыль, и все, пойти дальше, в другой регион, например.

С одной стороны, власти города разводят руками и говорят, что на частной территории могут только лишь рекомендовать что-либо, с другой - опыт других субъектов показывает, что чиновники очень сильно влияют на проекты, и рычагов у них достаточно. Каково влияние города на застройщиков в нашем случае?

- Вы очень правильное слово употребили - «субъекты». Если мы посмотрим опыт Санкт-Петербурга и Москвы, то действительно, там и полномочия есть у наших коллег, и они ими замечательно пользуются.

С точки зрения законодательства, застройщику, который представил в соответствии с Градостроительным кодексом необходимую для строительства документацию в городскую Администрацию, отказать практически невозможно.

И Градостроительный совет не обладает такими полномочиями, это рекомендательный орган.

- Тем не менее, Александр Александрович АВДЕЕВ им очень хорошо пользовался, и в случае спорного вопроса всегда апеллировал к позиции Градсовета.

- Да, именно для этого и создали его, чтобы опираться на профессиональное архитектурное сообщество.

 

МНОГО БЫЛО СПОРОВ, НО ПОЯВИЛОСЬ КОМПРОМИССНОЕ
РЕШЕНИЕ, И ДОМА ЗАИГРАЛИ!

- Ну, предположим, завтра пришла компания с проектом, где все нормативы выверены, парковочных мест хватает, но предлагается построить откровенный сарай. И что, власть не может повлиять на внешний облик этого здания?

- При обсуждении проекта планировки градостроительная комиссия рассматривает параметры застройки, технико-экономические показатели, схемы коммуникаций, места расположения объектов социальной инфраструктуры, наличие парковок, спортивных и детских площадок и т.п. Фасадные решения здесь не обсуждаются, и это естественно, потому что проектировщикам к этому вопросу еще рано приступать.

Но в дальнейшем мы не забываем об экстерьере зданий и стараемся на это влиять.  Как пример -  новые дома ГК «ПИК» в 55-м микрорайоне. Нам удалось убедить застройщика согласовать с нами материалы навесного фасада и цветовое решение.

Этому предшествовало несколько бурных совещаний с участием городских архитекторов. Много было споров, в итоге найдено компромиссное решение, на наш взгляд, вполне удачное. И дома «заиграли»...

- Раз уж мы заговорили о «ПИКе», хотелось бы знать, как вы  относитесь к концепции «Дворы без машин», которую застройщик активно продвигает в застройке площадки на ул. Курчатова. Вам она кажется жизнеспособной?

- Много хороших идей нередко разбивается о человеческий менталитет и наше воспитание. Если раньше, в советское время, люди парковали свои автомобили где-нибудь в гаражах в Кабицыно, а потом пешочком или на общественном транспорте добирались до дома, то сейчас их бросают у подъезда, в том числе и на газонах.

Сама по себе идея дворов без машин - очень хорошая, но как это будет реализовано? В «ПИКовском» квартале на Курчатова мы поднимали этот вопрос, что если машины все-таки допустить во дворы, то будет очень тесно, и транспорт экстренных служб, в случае необходимости, не сможет подъехать.

Предполагается, что проезды для автомобилей будут ограничены либо полусферами, либо какими-то другими искусственными препятствиями, которые не помешают спецтранспорту. Время покажет, как застройщику  удастся реализовать эту идею на практике.

- И все-таки давайте вернемся к  возможностям города в работе с  застройщиками. Как так получается, что одни  регионы могут - та же Белгородская область, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, там на муниципальном уровне согласовываются все вопросы, а мы не можем вмешиваться? Ведь страна-то одна, и законы едины.

- Я думаю, что в регионах, которые вы упомянули, значительная часть строительства ведется на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и местным властям удается контролировать процесс в рамках договоров аренды как собственникам.

На территории нашего города, как я уже сказал ранее, большинство земель, на которых ведется строительство, - частные.

 

БАШНЯ В 43 ЭТАЖА СТАНЕТ «ФИШКОЙ» ОБНИНСКА

- А  на этажность зданий город может повлиять?

- Да, этот вопрос мы можем регулировать.

- Почему же тогда в замечательном 51-а микрорайоне, рядом со шкарпетинскими кирпичными домами, планируют возвести три высотки? Вписываются ли они в концепцию этого квартала? Причем это не столичный застройщик, а наш, местный, который даже фасады будущих зданий на суд общественности почему-то не выносит...

- Я думаю, что мы все-таки справимся с этим вопросом, и фасады обсудим, потому что настоятельно рекомендуем застройщику это сделать. Более того, разрешение на строительство еще не выдавалось. Там пока в рамках инвестиционного соглашения прокладывается дорога. Это, кстати, тоже было наше условие, что при освоении данной территории тротуар должен появиться в первую очередь.

По этой  территории (вдоль пр. Маркса, между «Плазой» и пр. Ленина), на мой взгляд, проделана колоссальная работа, результаты которой получились оптимальными. Ведь там, напомню, планировалось 76 тысяч квадратных метров жилья, и по большому счету, правообладатели участков могли бы это реализовать.

Но усилиями администрации было найдено решение, при котором жилищная застройка сократилась в три раза, и высвободившаяся территория будет радовать горожан красивым парком.

Вопрос - как эти двадцать тысяч квадратных метров жилья на ограниченной территории разместить? Можно построить очередную «Брестскую крепость», но мы предложили застройщику действовать иначе и отдать предпочтение точечным объектам. Вот вы связываете новые высотки с 51-а микрорайоном, а архитекторы предложили связать новостройки по линии с «Циолковским».  С перспективой, когда по проспекту Маркса едешь и видишь впереди башню в 43 этажа... (и я надеюсь, что она в городе появится и станет своеобразной «фишкой» Обнинска).

Поэтому, я думаю, что если на этом поле будут построены достойные объекты современной архитектуры, то территория «свяжется» с «Циолковским», «Плазой», и новые высотки станут частью целого. Без ущерба для существующего 51-а микрорайона.

 

ДОРОГИ В НОВЫЕ РАЙОНЫ ГОРОДА ПЛАНИРУЕТСЯ ОТКРЫТЬ  В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ

- Давайте поговорим о продолжении города. Сегодня новый Обнинск - безусловно, это, прежде всего, «Заовражье», интересный район, где очень много собственников участков, которые свои земли пытались перепродавать.

Насколько я знаю, там было много проблем с коммуникациями,  местами общего пользования, дорогами. Все это уже пройденный этап. Сегодня как вырисовывается, на ваш взгляд, этот квартал?

- В самом начале мы советовали всем собственникам этих земельных участков создать либо юридическое лицо, либо товарищество, чтобы выступать в роли единого заказчика-застройщика с распределением прибыли и затрат по определенным согласованным правилам. Какой-то путь мы прошли по такой схеме, потом внутри начались недопонимания, и часть собственников «откололись» от общей команды.

- И получилось так, что там соседствуют дома, построенные по передовым технологиям, и обычные панельки...

- Увы, да. Спасибо Правительству  РФ, что вопрос с дольщиками СУ-155 решается, но мы постараемся в будущем поработать с правопреемником этой компании. Ведь там у них достаточно большой участок под застройку, а значит, обязательно появятся новые дома...

- Можно ли ожидать, что к следующей осени основная дорога в «Заовражье» - продолжение пр. Ленина - откроется?

- Да, безусловно. И это значительно разгрузит северную часть города. Если посмотреть проект планировки микрорайона, то можно увидеть, что проспект Ленина и улица Борисоглебская сходятся трапецией, и планируются три «связки» между этими двумя магистралями - улицы Табулевича, Славского и Малых.

Так вот, улица Славского - это уже существующая внутри микрорайона строительная дорога. Улица Табулевича -  частично уже построена компанией «Калуга-Лидер», а  вопрос со строительством второй половины решится, когда придет правопреемник «СУ-155».

Улица Малых будет расположена за малоэтажной застройкой - коттеджами.

Кстати, продолжить пр. Ленина до Кривского, если в эту сторону произойдет расширение границ города, будет уже не так затратно, потому что все сети, а это самое дорогое и тяжелое, уже будут вынесены.

- Если уж заговорили о дорогах, не могу не спросить о микрорайоне «Зеленый остров», где люди живут вроде бы в центре города, а подъезда нормального к своим домам до сих пор не имеют...

- Для понимания:  улица Усачева была условно разделена между застройщиками на три части: первый участок - это обязательства администрации, и мы их выполнили, построив дорогу до «Эврики».

Средний участок - это была как раз зона ответственности компании «Комфортный город», которая возводила «Зеленый остров». И участок от поворота до проспекта Ленина строит «Циолковский».

В выполнении последней части никто не сомневается, а по поводу центра -
сейчас мы рассматриваем возможности и варианты, в том числе, чтобы сделать эту часть дороги за бюджетные средства.

Я надеюсь, что в следующем году участок до поворота на «Комфортный город» преобразится. И, кстати, по проекту на улице Усачева должны появиться два остановочных павильона.

 

САДЫ И ШКОЛЫ - ЗА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ?

- Андрей Петрович, в городе в части строительства сейчас задан весьма  высокий темп, и каждый год сдается огромное количество квадратных метров жилья. Не переизбыток ли это для маленького Обнинска?

- Нет, если посмотреть региональные нормативы, то на одного жителя должно приходиться тридцать квадратных метров жилья. По факту в Обнинске на сегодняшний день около двадцати пяти квадратных метров на человека. Чтобы закрыть дефицит, нужно, по грубым подсчетам, построить пятьсот тысяч квадратных метров, а если мы посмотрим на Генплан, то до 2030 года с естественным приростом населения следует ввести 750-800 тысяч квадратных метров жилья. Что мы и имеем с учетом проектов планировок в «Заовражье».

- Город растет, рождаются дети, которые должны идти в сады, школы. Хватит ли Обнинску действующих соцобъектов с учетом вводимых новостроек?

- Необходимость в строительстве садов и школ, безусловно, есть. В прошлом году был открыт детский сад на 250 мест в 38-м микрорайоне, это первый  в городе новый детский сад,  построенный в постсоветское время.

По всем проектам планировок у нас должно появиться еще 13 детских учреждений образования. Я думаю, что одно из главных направлений, по которым мы будем работать здесь, - это участие в федеральных программах.

- А почему застройщики в этом не участвуют? Те же школы ни одна компания, возводя десятки тысяч квадратных метров жилья, к сожалению, до сих пор так и не построила. Лишь только «ПИК» обозначил свое намерение, вывесив паспорт объекта в 55-м микрорайоне.

- Непосредственно в законодательстве прямых обязательств застройщика возводить социальные объекты нет.

- А куда дети, проживающие в этих районах, должны ходить?

- Хороший вопрос. Именно поэтому, начиная с 2008 года, когда у нас произошел первый опыт заключения соглашения о развитии территории с «Экодольем», мы стараемся подходить к этому вопросу комплексно. Кстати, в «Экодолье» детский садик уже построен, завершается отделка, хотя, еще раз повторяю, что это в большей степени благодаря социальной ответственности застройщика.

Проблема строительства соцобъектов частично решается через инвестсоглашения. Сейчас на законодательном уровне внесены изменения в Градостроительный кодекс, когда при разработке Проектов планировок необходимо указывать очередность возведения объектов.

Это будет нам серьезным подспорьем, потому что если в Проекте планировки после строительства определенного количества жилья в каком-то микрорайоне указано будет
строительство школы, разрешение на строительство следующих домов город уже не выдаст, пока не появится образовательное учреждение. И тогда уже с инвестором проще разговаривать, каким образом это сделать.

По школам на сегодняшний день у города подписано инвестиционное соглашение с «ПИКом», кроме того, есть соглашения с собственниками земельных участков в «Заовражье» на проектирование еще двух школ.

И очень надеемся, что нам удастся по примеру продолжения проспекта Ленина проекты, получившие положительное заключение экспертизы, представить для участия в Федеральной программе.

 

КАЛУЖСКИЙ «ДИСНЕЙЛЕНД» ВЫЗОВЕТ СТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ

- Наверное, следующий год для жителей всего севера области в плане строительства будет особенно чувствительным. Прежде всего, я имею в виду начало реконструкции Киевского шоссе.

Как, на ваш взгляд, это скажется на повседневной жизни горожан? Все ли развязки и переходы, которые должны появиться на обнинском участке,  согласованы?

- Создана рабочая группа под руководством заместителя губернатора Калужской области Геннадия НОВОСЕЛЬЦЕВА по корректировке проекта на участке от Ворсино до Северного въезда в Обнинск. Когда шло проектирование реконструкции Киевского шоссе, на данном участке не все удалось учесть. Например, внутренние транспортные связи были не совсем понятны проектировщикам. Сейчас ведется уточнение исходных данных.

К нашей великой радости, в корректировку вошел и Северный въезд в Обнинск. Ранее этой реконструкции проектом не предусматривалось.

- Страшно представить, что, когда начнутся работы, город встанет
в огромной пробке на выезде...

- Нет, вы знаете, проектировщики при подготовке документации, в проекте организации строительства будут разрабатывать и согласовывать с ГИБДД схему организации дорожного движения на период строительства. Поэтому мы надеемся, что наша непростая транспортная ситуация на этом участке будет учтена.

- А что будет с Южным въездом? Его минует реконструкция?

- Это  вопрос очень насущный, мы в бюджете 2018 года предусматриваем средства на проектирование Южного въезда, и также будем надеяться, что, как и с продолжением проспекта Ленина, нам удастся попасть в Федеральную программу.

- А каково ваше мнение по поводу старта реализации мегапроекта «Волшебный мир России», который, по обещаниям инвесторов, будет построен к 2024 году?  Окажет ли он влияние на будущее стройотрасли Обнинска? Ведь это колоссальное привлечение инвестиций.

- Да, конечно. Любое развитие территории автоматически начинает тянуть за собой вверх все отрасли, и строительную в первую очередь. На Обнинске появление такого мощного объекта в непосредственной близости, безусловно, скажется только положительно.

- В этой связи планируются ли у нас в ближайшее время какие-то новые строительные проекты, которые еще не были озвучены широкой общественности? Зайдут ли в город новые застройщики?

- Вы знаете, на самом деле в градостроительной отрасли новым застройщикам трудно будет появляться, потому что сейчас вносятся изменения в федеральное законодательство, регулирующее долевое строительство, поэтому в будущем, скорее всего, останутся только самые сильные.

Что касается новых объектов, то на все незастроенные городские территории
разработаны и утверждены проекты планировок. Документация по ним размещена в открытом доступе на сайте администрации. 

- Как бы вы, как куратор градостроительной отрасли города, отнеслись к тому, если бы у нас больше не было долевого строительства?

- На самом деле для органов местного самоуправления было бы намного надежнее, когда застройщик строит дома, вводит их в эксплуатацию, регистрирует право собственности на квартиры и предоставляет их людям в ипотеку или за расчет. Считаю, что это обезопасило бы наших граждан, которые решили приобрести жилье.

 

ОБНИНСК -  ЧИСТЫЙ И УХОЖЕННЫЙ ГОРОД!

- Еще одна значимая  тема - расширение границ города. Какие строительные объекты появятся на месте присоединенных территорий?

- Мы будем стараться реализовывать то, что было предусмотрено Генеральными планами этих поселений. Например, на территории, которая является продолжением улицы Курчатова, уже есть утвержденный проект планировки. Промышленная зона выстраивается ближе к железной дороге, а с другой стороны -  жилищное строительство.

- В завершении нашего разговора хотелось бы услышать вашу оценку как эксперта в строительной отрасли. Какие из проектов, реализованные в Обнинске в последние годы, вы считаете самым удачным и самым провальным с архитектурной точки зрения?

- Мне кажется очень удачным строительство «Циолковского», это такая «свежая струя». А провальный - что называется, вне конкуренции это  «СУ-155» на Борисоглебской. Смотришь на эти дома старого типового проекта, и вспоминаешь сразу фильм «Ирония судьбы...», когда начинаются титры, показывают «марширующие» высотки. Но в советское время это было вынужденной мерой, а сейчас такой необходимости нет, это, увы, такой подход...

- В Международный день архитектора в Обнинск приезжала достаточно представительная делегация, которой вы показывали город, его старые и новые объекты, и все были приятно удивлены.

Что же так впечатляет наших гостей? Может быть, у нас глаз замылился, казалось бы, типичная советская архитектура, абсолютно ничего выдающегося и особенного...

- А знаете, правильно вы сказали - глаз замылился, точно! Потому что я, когда выезжаю в другие регионы, и потом после командировки возвращаюсь поздно вечером домой, а улицы Обнинска чистые, аккуратные, украшены светом - вот тогда особенно остро ощущается, что у нас реально очень красивый город!

И гости, все как один, отмечают без лести в адрес администрации, что Обнинск - город очень чистый и очень ухоженный. То есть чувствуется рука хозяина, которому не стыдно пригласить к себе гостей. Мы и дальше будем держать эту планку.

 

КРАТКО:

Как будет все-таки организован центр города и его центральная площадь в районе «Циолковского», благоустройство которой пытались включить в программу «Городская среда»?

- В настоящее время идет общественное обсуждение. Мнения разделились, одни говорят, что нужно сделать так, чтобы там можно было городские мероприятия проводить - то есть, побольше плитки, другие - что надо разбить там ландшафтный парк. Мне лично ближе вторая точка зрения. Это приятно, когда человек, шагая по городу, может остановиться и отдохнуть.

Планируется ли вырубка леса по проспекту Ленина, вдоль дороги от Дворца спорта «Олимп» до «Циолковского», и строительство там жилья?

 - Вдоль проспекта Ленина на этом участке по Генплану никакого жилья не предполагается, единственное, что на территории вблизи «Олимпа» еще
предусмотрено строительство стадиона.

Долгое время территория вокруг Белкинских прудов с обеих сторон окружена котлованами, замороженными объектами. В ходе расширения границ эти земли  окажутся в черте Обнинска. Что там предполагается построить?

- На мой взгляд,  эта территория должна соответствовать парку. Хотелось бы, чтобы там появились объекты благоустройства.

Когда на Привокзальной площади появится Многофункциональный комплекс?

- Застройщик буквально на днях сообщил, что в зимнее время будет заниматься фундаментом. Начинает он с той части, где в будущем расположатся диспетчерская и общественный туалет.

В какой стадии сейчас находится процесс переселения жителей двух домов с улиц Киевская и Менделеева, 8/4?

- Определен застройщик, проектирование дома находится на стадии завершения. В планах - выход на площадку по весне, может быть, даже зимой начнут уже рыть котлован.

Какой объект планируется возвести на месте фундамента 17-й школы?

- Могу успокоить людей, никакого жилья там точно строиться не будет. На мой взгляд, там может появиться еще один детский сад, либо один из вариантов - благоустроить эту территорию и разбить там какой-нибудь уютный скверик.

Беседовал

Антон СУХАНОВ

 

Фото: Марина СТЕПАНОВА, Евгений ИСАКОВ, газета «ВЫ и МЫ», ВК «Типичный Обнинск»,  Группа ВК «Вид сверху»

Поделиться