ObninskLife
Работа, хорошая генетика и любовь: секреты долголетия Георгия Тошинского
История
20.06.2019

Георгий Ильич Тошинский пришел на интервью прямо с госэкзамена, который он принимал у студентов-заочников Обнинского Института атомной энергетики. Несмотря на почтенный возраст - недавно Георгию Ильичу исполнился 91 год - он в отличной форме: преподает, работает над проектом нового реактора, пишет научные книги, одна из задач которых - сделать физику и атомную энергетику более понятной для тех, кто ее не изучал глубоко. Как выяснилось, необходимость в этом есть и довольно серьезная.

В атомную энергетику я пришел, будучи студентом Московского энергетического института. После первого курса мне предложили учиться на факультете№ 9, который готовил специалистов для ядерной отрасли. При приеме туда нужно было пройти жесткий отбор: во-первых, иметь хорошие оценки; во-вторых, пройти  серьезную мандатную комиссию, которая проверяла будущих студентов факультета № 9 на благонадежность. Кроме того, мы проходили строгий медосмотр. В то время мы еще не знали, что будем заниматься атомной энергетикой. Нам лишь сказали, что будет много физики, математики и что будет трудно. Рассказывать о том, где я учусь, нельзя было даже родителям. Придумал для них какую-то легенду. Правду они узнали лет через 10.

В Обнинск я впервые приехал за полгода до распределения, на преддипломную практику. Города тогда еще не было - только колючая проволока и шлагбаум. На практике мне очень понравилось. Это была первая встреча с реальными людьми, которые занимались атомной проблематикой.

В Физико-энергетическом институте работаю с 1951 года. Я попал в лабораторию, которая занималась разработкой реакторов с жидкометаллическим теплоносителем, предназначенных для атомных подводных лодок. Сначала был просто старшим лаборантом, затем стал старшим научным сотрудником, потом - начальником лаборатории. Защитил кандидатскую диссертацию, стал начальником отдела, директором отделения... При участии Георгия Тошинского создавался реактор для первой подводной атомной лодки-истребителя, которая была оснащена не только обычными торпедами, но и ракетами-торпедами, которые могли нести ядерный заряд. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая высокоскоростная и маневренная среди лодок подобного класса.

- Она была небольшая, практически полностью автоматизированная, что позволило уменьшить численность состава экипажа. Это первая подлодка, на которой была установлена спасательная капсула. Уникальный проект. Всего таких лодок было выпущено 6. Каждая последующая была лучше предыдущей. 10 лет они не давали американцам спать спокойно. Когда СССР распался, США в первую очередь потребовали утилизировать именно эти лодки. Специально для того чтобы уничтожить их, американцы бесплатно привезли лазерные станки.

С тех пор прошло много лет, но Георгий Ильич, рассказывая об этом, переживает так, словно это случилось только вчера.

- Это такая сердечная боль, - говорит он. - Как будто детей уничтожают.

- После распада СССР я занялся вопросами гражданского применения реакторов. Сейчас мы с коллегами разрабатываем реакторную установку, которая обладает уникальными свойствами безопасности. Да, она может поломаться, но авария, аналогичная той, что произошла на Чернобыльской АЭС, на таком реакторе в принципе невозможна. У этого проекта тоже непростая судьба, потому что он разрабатывается в рамках государственно-частного партнерства. Часть средств вкладывает Росатом, часть - инвесторы. Когда начнется реализация проекта, зависит от того, как скоро появятся дополни-тельные средства на завершение работ. Сейчас идет поиск дополнительного финансирования. Надеюсь, проект все-таки удастся осуществить.

Работу над новым реактором Тошинский успешно совмещает с преподавательской деятельностью. Лекции он читает не только студентам, но еще и инженерам атомных станций, которые приезжают в Обнинск на курсы по переподготовке.

- В основном это турбинисты, электрики, ремонтники. Хорошо, если из них одиндвое знают, что такое реактор, и работали на нем. Курс лекций касается как раз физики ре-акторов, безопасности, поэтому из-начально передо мной стояла задача - простым, доступным языком объяснить очень сложные вещи. Именно эти лекции впоследствии стали основой для книги Георгия Тошинского «Беседы о ядерной энергетике. Для начинающих и не только».

- В это «не только» я вложил особый смысл. Так сложилось, что к руководству наукоемкими отраслями сейчас пришли финансисты, экономисты, менеджеры, то есть люди, которые не знают предмета. А руководить им как-то надо. Моя книга для них - это ликбез. Ядерная беллетристика, интересная, доступная для понимания неподготовленными людьми. Поймут даже гуманитарии. Надеюсь, если мою книгу будут читать те, кто управляет нашей ядерной энергетикой, она станет развиваться лучше.

Георгий Ильич, извиняясь, дает понять, что торопится: в скором времени ему предстоит поездка в Румынию на семинар по линии МАГАТЭ - нужно оформить недостающие документы. А потом нужно идти в ИАТЭ - читать лекцию.

- Жизнь не дает успокоиться - все время в цейтноте, - улыбается ученый.

- Как вам удается находиться в такой прекрасной форме? - интересуюсь я.

- Я вижу три причины. Первая: «Помирать нам рановато - у нас есть еще дома дела». Вот у меня есть проект - он пока не завершен. Это моя миссия - довести его до такого состояния, чтобы дальше он шел уже без меня. Вторая причина - жена, дети. Это тоже мой стимул. Третья - наверное, генетика. Я старался не укорачивать свою жизнь вредными привычками. В молодости активно занимался различными видами спорта: теннисом, гимнастикой. Стараюсь правильно питаться. А вдруг до 100 лет доживу? Чем черт не шутит?

- Самая главная неприятность состоит в том, что из институтов в нашу отрасль поступают некачественные кадры, - посетовал во время интервью Лев Кочетков. - Выпускники вузов имеют очень плохие знания по физике. Произошло это вскоре после распада Советского Союза. Почему? Когда я учился, мне стипендии хватало не только на жизнь, но и на то, чтобы в театр сходить. У нынешних студентов, как думаете, на это хватает денег? Нет! Поэтому они, чтобы выжить, вынуждены зарабатывать, а времени на нормальную учебу просто не остается.

- Когда развалился Советский Союз, в сложных наукоемких отраслях произошел разрыв поколений. На длительное время перестали строить атомные станции, распались коллективы, - добавляет Георгий Тошинский. - Большинство знаний приобретается на практической работе, они передаются из рук в руки и - при нормальном развитии истории - от отцов к детям. А здесь нет этого поколения, и знания надо передавать уже от дедушек внукам, а может, и правнукам.

Поделиться