журнал
Юрий СОЛОВЬЁВ - фигура хорошо известная в Боровске и Обнинске. Ему удалось, казалось бы, невозможное - из убыточной компании, создать успешное предприятие. В планах новый масштабный проект - строительство объездной дороги Балабаново-Обнинск.
ИНТЕРНАТНОЕ ДЕТСТВО
Юрий родился в Севастополе в семье рабочих. Папа, мама, старший брат, солнце и море, что ещё нужно для счастья? Но после первого класса учиться ему пришлось в интернате.
- Тогда медицина была на шаг впереди. Всех детей тестировали. Выяснилось, что у меня есть предрасположенность к серьезному заболеванию. Поэтому со второго по восьмой класс я учился в специализированном интернате. В субботу в обед меня забирали домой, а в понедельник с утра я уже опять был в интернате, - рассказывает Юрий.
- Человек, конечно, привыкает ко всему, но поначалу мне было очень сложно. Одно дело, когда ты живёшь в семье, видишь родителей каждый день, а другое - когда всё время ждёшь, что тебя заберут домой.
Я всегда был довольно общительным, проблем с ребятами у меня не возникало. Но прилежным поведением не отличался, врать не буду. Мальчишками, бывало, мы и окна били, когда в хоккей или футбол играли.
ПЕРВОЕ ВЗРОСЛОЕ РЕШЕНИЕ
- После интерната поступил в училище на судосборщика. Жили мы, как и большая часть населения в те времена, просто, денег не хватало. Поэтому на третьем курсе бросил учёбу, устроился работать учеником слесаря в троллейбусный парк.
Мне очень повезло с родителями. Они никогда мне свою точку зрения не навязывали, не мешали жить. Подсказывать - да, навязывать - никогда. Мама помогла трудоустроиться
в цех плановых ремонтов. Мы приводили в порядок подвижный состав троллейбуса. Так что матчасть знаю не понаслышке. Могу сам разобрать троллейбус и собрать его обратно.
Стал слесарем третьего разряда. И параллельно поступил в школу рабочей молодёжи.
Работал, учился. Находил время на всё. И влюблялся, и на танцы успевал бегать. Жизнь била ключом. Но тогда я, в отличие от своих друзей, был уже независимый, потому что имел карманные деньги, которые заработал сам. Повзрослел я, честно скажу, рано.
Но этого мне было недостаточно. Я мечтал стать водителем автобуса. Мне так хотелось сесть за руль, что добился от военкомата, чтобы меня отправили на курсы водителей ДОСААФ.
А будучи уже подготовленным кадром - водителем - пошёл служить в армию.
ЖИЗНЬ В МИНИАТЮРЕ
- Служил в войсках связи под Киевом, в городке Переяслав-Хмельницкий. С первого дня попал на грузовые машины Урал- 375. Дослужился до водителя командира части. В те времена это было весьма престижно.
Я считаю, что мужчина обязан служить в армии. Армия - это жизнь в миниатюре. Ты приходишь туда молодым «салагой», а уходишь «дедушкой». Армия характер закаляет, учит жить в коллективе. Честно скажу, мне там было совсем несложно. После интерната казалось, что я попал не в армию, а обратно в интернат. Режим - отбой, подъём, обеды, завтраки, ужин - всё как в моем школьном детстве. Там были уроки, здесь - военная подготовка.
Да и в интернате многие учителя - это бывшие военные, морские офицеры.
Так что я оказался, как говорится, в привычной стихии.
По стечению обстоятельств, как ни странно, часть называлась Севастопольская. Сюда приехали служить 200 человек из Крыма.
Я побывал на многих республиканских военных учениях, когда части перебрасывали эшелонами, и ты едешь по двое-трое суток в товарных вагонах.
Но самое большое впечатление произвели всесоюзные учения. Именно на них увидел, что война - это страшно. Если такое на учениях происходит, то что творится во время боевых действий, страшно представить...
ПО ЖИЗНИ В ДОРОГЕ
- Вернувшись из армии, свою мечту - быть водителем автобуса - не оставил. С другом устроились на почту, поработали годик. Но меня вновь потянуло в автобусный парк.
Сначала был водителем легковой машины, потом отучился на категории Е и Д. Параллельно был водителем замдиректора автобусного парка, а на Икарусах возил туристов за границу.
Мой непосредственный руководитель вложил мне в голову такие знания, которые многие даже в институте не могут получить. Одно дело - теория, другое - практика. Дотошно, в мелочах обучил всем нюансам, всем тонкостям организации пассажирских перевозок.
А дальше СССР распался. И тут началось самое весёлое. Утром проснулись и нам говорят, что теперь мы граждане Украины. Со всеми вытекающими последствиями. Нас предупредили, что будет изучения украинского языка. Севастополь - специфичный город. Мы никогда не говорили по-украински, даже украинскую литературу читали только на русском. Сказали, кто не поставит себе в паспорт штамп громадянин України - тот не получит визу. Не получишь визу, останешься без работы.
Что делать? Я пересел с автобуса на грузовик - фуру. И первый раз в жизни из ялтинского порта повёз груз в Москву.
Сделали мы два-три рейса с напарником, нас заметили и пригласили работать на московских большегрузах.
Рейс Севастополь-Москва с погрузками-разгрузками занимал неделю. Мы делали четыре рейса в месяц. На ходу ели, на ходу пили, на ходу спали.
Затем нас перебросили на маршрут Москва-Стамбул. И дома мы стали бывать ещё реже.
Потом пошли рейсы из Москвы в Европу: Польша, Германия, Франция, Бельгия, Голландия...
Приходилось на полгода уезжать из дома. Считай, что жил в кабине.
Иногда удавалось посмотреть какие-то европейские города, но только если они находились возле дорог. Был в пригороде Кёльна, Берлине, Варшаве, Париже, Амстердаме.
В 1999 году мне предложили переехать в Москву. Предприятие помогло приобрести квартиру, естественно, не бесплатно, а с последующей отработкой. В столицу перевёз жену с сыном.
А потом, сидя в кабине, сам себе сказал: «Неужели это будет продолжаться всю оставшуюся жизнь: кабина-дорога, кабина-дорога. Надо уже потихонечку двигаться вперёд».
Пообщался со знакомыми из Севастополя, которых немало было в Москве, и мне предложили стать механиком. Потом стал главным инженером. Дослужился до заместителя директора. Управлял и ремонтом, и грузоперевозками, и приёмом водителей на работу.
Директор влез в долги. В итоге компания перешла в руки к иностранцам. Почему-то отработать эти долги они предложили именно мне. Я согласился и встал у руля предприятия. За два года вернул все долги и стал собственником предприятия.
Парк потихонечку рос. В столице всё неимоверно дорого, и нас всё дальше и дальше стали выталкивать за пределы МКАД.
Друг мне предложил перебраться в Боровск. Приехал, посмотрел - замечательный город. А предприятие здесь оказалось банкротным. Решили попробовать организовать пассажирские перевозки.
С 2005 года было зарегистрировано предприятие « Боровск-Авто». Для него купили первые пять автобусов - ПАЗиков.
Параллельно Юрий продолжал заниматься грузоперевозками, у него даже была своя международная компания с главным офисом в Берлине. Но постепенно те активы он продал и с головой ушёл в пассажирские перевозки.
Практика показала, что организовать их сложно, но можно. Однако водители-нелегалы не хотели уходить с рынка. Сколько сил ушло, чтобы навести порядок... Достаточно вспомнить, что однажды во дворе дома «вдруг» загорелась его машина.
- Шаг за шагом стали выстраивать работу. С маленьких автобусов мы перешли на автобусы среднего класса. На днях ездил в Москву подписал договор на поставку автобусов большого класса, - рассказывает он.
Каждый автобус Юрий сам перед покупкой осматривает, в мастерской консультирует своих слесарей, а может и сам выйти в рейс. Так во время пандемии коронавируса он лично проверил соблюдение масочного режима, отработав вместо водителя полную смену.
Для Юрия очень важно лично общаться с пассажирами, знать, что их радует, а что - наоборот - не устраивает. Главное - чтобы все они, от мала до велика, чувствовали себя в общественном транспорте комфортно. Поэтому в последнее время предприятие стало закупать низкозольные автобусы, которые удобны и для пенсионеров, и для инвалидов, и для мам с колясками, и даже для велосипедистов.
НОВАЯ ДОРОГА
Ещё один смелый и амбициозный проект, который прорабатывает Юрий - строительство объездной дороги Балабаново-Обнинск.
- Это не только разгрузит транспортные сети, но и даст дополнительный толчок к развитию Обнинска, Балабаново и Ермолино. Обнинск получит ещё один въезд и выезд. Ермолино тоже: сегодня этот город имеет только один въезд, да и тот через мост. Если с ним возникнут какие-то проблемы, весь город будет отрезан от внешнего мира. Соответственно, дорога просто необходима. Кроме того, она пройдёт через земли, на которых рано или поздно появятся новые предприятия. В результате эта дорога сделает наши города ещё более привлекательными для инвесторов, что позволит не только создавать новые рабочие места, но и обеспечить поступление налогов в бюджеты.
Мы сейчас работаем над проектом. И ногами, и на машине прошли мы ее прошли. Обсуждаем проект с главами муниципальных образований. И от всех получаем только положительные отклики.
КУСОЧЕК СЕВАСТОПОЛЯ В ОБНИНСКЕ
Конечно, мы не могли не поинтересоваться у Юрия, как он после Севастополя и Москвы решился переехать в камерный и уютный Боровск.
- Я устал от московской суеты, от темпа, ритма, вся жизнь бегом, бегом, бегом. Пробки - тяжело. В Боровске мне очень хорошо, здесь семья, женился, родил еще двух сыновей,.
А когда попал в Обнинск, в район старого города, удивился, как он похож на Севастопольскую улицу Советскую. Буквально как под копирку. Все строения, расположения, вся архитектура - один в один. У меня вторая жена тоже из Севастополя. Я ей как-то говорю: «Поехали, я тебе покажу Севастополь, но только в Обнинске». Она приехал и обомлела, что это действительно так.
А ещё оказалось, что много моих земляков обосновалось в Обнинске, кто-то здесь учился в учебном центре подводников, кто-то служил. И моя супруга здесь встретила свою одноклассницу!
В общем, калужская земля - действительно мой дом. Ведь именно здесь я смог реализоваться и в личном, и в профессиональном плане.
Елена ФРАНЦУЗОВА