журнал
О том, как методичка, выпущенная в 1977 году, помогла наладить работу современного предприятия по перевозке отходов; почему европейские технологии обращения с ТКО не подходят россиянам и что нужно сделать, чтобы в нашей области наконец-то заработала система раздельного сбора отходов.
- Если бы мне в юности кто-то сказал, что я буду заниматься вопросами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, ни за что не поверил бы, - говорит Сергей КЛИМЕНКО, один из учредителей ООО «Спецавтохозяйство Обнинск». - Но дело оказалось очень интересным. В каком плане? В том, что у нас такой системы никогда не было, и сейчас мы можем наблюдать за тем, как она выстраивается и совершенствуется. Это очень интересно!
У него внимательные серо-голубые глаза и хорошая, открытая улыбка. В юности Сергей Клименко мечтал стать военным. И стал им. Закончил Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи.
- Специальность у меня военно-политическая - заместитель командира роты по политической части.
Правда, в замполитах Клименко пробыл недолго - года полтора, после чего занялся сначала ремонтно-восстановительной деятельностью, потом капитальным ремонтом техники и даже стал начальником производства на ремонтном заводе. Позже, после окончания питерской Академии тыла и транспорта, его служба была связана с автодорожным строительством.
В запас Сергей Клименко вышел в звании подполковника. Вернувшись домой, в родной Обнинск, сначала работал в строительных организациях, потом его пригласили на работу в Министерство дорожного хозяйства Калужской области, где он был заместителем министра и начальником Управления строительства, реконструкции дорог и искусственных сооружений. Кстати, мост через Оку в Калуге реконструировали при непосредственном участии Клименко и специалистов его управления.
В 2009 году он снова возвращается в Обнинск, чтобы возглавить там муниципальное предприятие «Коммунальное хозяйство». С этого назначения и началась новая большая глава в профессиональной биографии Сергея Клименко.
ВОЗИМ ВОЗДУХ. ДОРОГО
- Наше предприятие занималось, в том числе, вывозом бытовых отходов. На тот момент ситуация в этом направлении была, мягко говоря, не очень хорошая. Контейнерные площадки были завалены мусором, а наше предприятие - жалобами жителей по этому поводу. У нас числилось 30 машин по вывозу отходов, но в исправном состоянии было всего 22. И, если вдруг на линию не выходило две-три машины, случался мусорный коллапс.
К тому же машины были старые, непроизводительные, практически все - с боковой загрузкой. Это не лучший вариант работы с отходами. Более эффективны машины с задней загрузкой, они забирают в себя больше контейнеров и, соответственно, могут транспортировать больший объём отходов.
Машины, будучи не сильно загруженными, везли отходы напрямую на полигон за 18 км. То есть фактически они возили воздух, а не мусор. Основная масса времени уходила на эти поездки. Пришлось в эту тему глубоко вникать.
- За четыре года вам удалось решить проблему?
- Полностью - нет. Например, нам так и не удалось организовать площадку по перегрузке отходов: не нашлось подходящего места. Но остроту проблемы снять удалось, да. Большую часть машин мы перевели с бензинового двигателя на дизельное, что позволило сократить расходы на топливо. Затем мы перевели водителей на сменный график работы. Отремонтировали автопарк: он стал меньше ломаться. Приобрели два большегруза, что позволило нам сократить транспортные расходы по доставке отходов на полигон. То есть отдельные вещи сделать удалось, но организовать полностью весь процесс обработки отходов так, как он организован у нас сейчас, тогда, к сожалению, не представлялось возможным.
УЖЕ ПРИДУМАННЫЙ ВЕЛОСИПЕД
В 2013 году Сергей Клименко покинул пост директора МПКХ и вместе с партнёром создал своё предприятие по перевозке отходов. Сначала это направление, по словам Клименко, было для него чем-то вроде хобби. Официально он занимался строительством.
- Потом уже, когда реформа по обращению с отходами начала набирать силу, я понял, что заниматься этой работой, как хобби, достаточно тяжело. Поэтому я прекратил свою строительную деятельность и сосредоточился вместе с моим партнёром на нашем предприятии. На сегодняшний день мы обрабатываем отходы всей северной зоны Калужской области. Год назад запустили сортировочную линию мощностью 150 тыс. тонн в год.
В первую очередь мы организовали двустадийный вывоз отходов. Смысл в том, что маленькие мусоровозы привозят ТКО на специальную площадку. Там отходы прессуются, перегружаются в большегрузы, и они везут мусор на полигон. За короткий промежуток времени мы стали вывозить достаточно большой объём ТКО из Обнинска.
Кстати, когда мы озадачились вопросом двустадийного вывоза отходов, то пользовались методичкой, выпущенной в 1977 году. Разработана она была Академией коммунального хозяйства имени Памфилова. Было такое в СССР серьёзное научное подразделение. То есть, мы не придумывали велосипед. Его до нас уже придумали. К сожалению, в эпоху безвременья, которое пришлось на конец 80-х - 90-е, мы многое растеряли и теперь вынуждены копировать опыт западных стран.
«ТЕМАТИЧЕСКИЙ» ТУР ПО ЕВРОПЕ
С европейскими технологиями по обращению с отходами Сергей Клименко подробно знакомился во время поездки по спецпредприятиям, расположенным в странах Европы. Он побывал в Австрии, Германии и Чехии. Необходимость такой поездки назрела, когда предприятие Клименко, помимо перевозки отходов, занялось ещё и их сортировкой и обработкой.
- Чтобы работать более эффективно, мы стали изучать опыт людей, которые занимались этим до нас.
Опыт, накопленный в этой области европейцами, Клименко впечатлил. Особенно ему запомнилась экскурсия на завод в Вене, который занимается выпуском пищевых бутылок из вторичной полиэтиленовой тары.
- Это сложный технологический процесс, очень затратный и очень дорогой. Сравнимо примерно с производством самолётов. Завод, если брать только технологию, абсолютно убыточный. Но дело в том, что его построили, объединившись, три крупных производителя напитков. Создав это предприятие, они получили серьёзные преференции по уплате налогов. В комплексе с этим получилась выгодная для них история. Такой подход я считаю правильным. Естественно, нам к этому стремиться и стремиться.
ЧТО НЕМЦУ ХОРОШО, ТО РУССКОМУ НЕ ОЧЕНЬ
Впрочем, очень скоро Сергей Клименко убедился в том, что калькировать западные технологии по обращению с отходами на российские реалии не получится.
- В Европе вся технология выстроена таким образом, что на мусоросортировочные предприятия поступают, в основном, раздельно собранные отходы. Исходя из этого, и строится вся система сортировки. У нас же сейчас основной объём - это смешанные отходы. Поэтому, пока у нас не введена система раздельного сбора, тупо брать и переносить западные технологии к нам нельзя. Сортировку нужно выстраивать таким образом, чтобы она была направлена на работу со смешанными отходами.
ПЕРЕДОВОЙ ПИТЕР
В России по такой технологии успешно работает одно из предприятий по обращению с отходами в Санкт-Петербурге. Вначале это была транспортная компания, которая, как и обнинская, занималась только перевозкой ТКО. Постепенно предприятие развивалось, стало обрабатывать отходы, сортировать их, организовало раздельный сбор ТКО.
- Люди там работают очень увлечённые, они серьёзно изучали опыт зарубежных стран. В конечном итоге питерцы выработали технологию, которую на сегодняшний день применяют все в России, в том числе и наше предприятие. Мы несколько раз выезжали в Санкт-Петербург. В одной из поездок с нами были Александр Александрович Авдеев и Владислав Валерьевич Шапша. Александр Александрович тогда был мэром Обнинска, а Владислав Валерьевич - его заместителем. Они смогли собственными глазами увидеть то, к чему нужно стремиться.
Питерская технология заключается в том, что сначала отбираются крупногабаритные отходы, запускать которые на сортировочную линию нет необходимости. Затем ТКО подаются на первичный рабочий стол. Там крупные, а также опасные отходы отбираются ещё раз. Потом они попадают в динамический сепаратор - огромный барабан, который, прокручиваясь, отсеивает тяжёлую гниющую фракцию: песок, камни, пищевые отходы.
После сепаратора очищенные от пищевого мусора отходы снова поступают на рабочий стол. Из них уже можно отбирать вторичное сырьё. В конце линии стоит магнитный сепаратор, который «отсеивает» металлические отходы. Остатки - так называемые «хвосты» - отвозят на полигон.
- В Санкт-Петербурге пошли дальше. Там «хвосты» ещё раз сортируются и отбираются при помощи оптических сепараторов. Остатки пластика, бумаги, дерева измельчаются и поступают в грануляторы. Из них затем можно получить топливо, которое используется в цементном производстве и на специализированных котельных. То есть, практически, это путь к нулевым отходам.
УНИКАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
Впрочем, теперь, говорит Клименко, чтобы познакомиться с передовыми технологиями по обращению с ТКО, ехать в Питер необязательно. В Калужской области появился свой собственный экотехнопарк. Он был построен недавно в Износковском районе.
- Я был там и могу сказать, что это очень современный высокотехнологичный объект. На сегодняшний день там применены все технологии по обращению со смешанными отходами, которые существуют не только в России, но и в мире. В экотехнопарке расположено два больших полностью автоматизированных комплекса мощностью 350 тыс. тонн каждый. Конечно, есть места, где без ручного труда не обойтись, но значительную часть отходов сортирует автоматика.
Защитный экран полигона, на котором захораниваются «хвосты», выполнен из надёжной геомембраны. Благодаря её особому составу вредные вещества не проникают в почву.
Понравилась мне система водоочистки - очень серьёзная. Она предусматривает очищение всех сточных вод, которые попадают на территорию технопарка. Также очищается фильтрат, который будет выжиматься из тела полигона.
Поэтому все разговоры об опасности этого предприятия для экологии безосновательные. Невозможно построить объект такого класса и такого назначения, не пройдя все экспертизы, включая государственную экологическую и государственную строительную. Естественно, в ходе этих процедур были оценены все риски и ущербы.
С моей точки зрения, это очень правильный объект. И хорошо, что он появился в Калужской области. Наличие его позволяет отказаться от строительства новых полигонов. Ну и кроме всего прочего, это предприятие даст порядка 200 новых рабочих мест с неплохой зарплатой. А ещё удалось протянуть в район коммуникации: газ, электричество - построить очень хорошую дорогу, качеством не хуже автотрассы «Москва - Минск». Думаю, если бы не этот комплекс, дорога в тех краях не появилась бы никогда.
ОСОБОЕ ПРАВИЛО ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
- Самое главное на сегодняшний день - мы знаем, в каком направлении двигаться. Важно, что у нас нет противоречий в этих вопросах ни с экспертами, ни с органами власти. Именно те правильные решения, которые были приняты в регионе по реализации системы обращения с отходами, позволили закрыть полигон в Тимашово. Инициатором этого был Владислав Валерьевич Шапша. Ещё в прошлом году, будучи главой администрации Обнинска, он добился того, что был издан приказ о закрытии этого полигона.
Наш приоритет на сегодня - добиться того, чтобы отходы не ехали на полигоны напрямую - только через сортировку. Второе - наращивать мощности по переработке и обработке ТКО. Для этого необходимо внедрить глобальную систему раздельного сбора отходов. Почему это важно? При нынешней нашей технологии из смешанных отходов можно отобрать не более 10% вторичного сырья. Если как следует её усовершенствовать, то можно увеличить этот показатель до 15%, но не более того. А из раздельно собранных отходов можно отобрать 60-80% вторичного сырья. Нам нужно стремиться к этому. Именно это позволит кардинально сократить объём захораниваемых отходов, которые наносят наибольший вред экологии.
На начальном этапе нам нужно внедрить разделение на две фракции - сухую и мокрую, гниющую и не гниющую. Чтобы люди не смешивали то, что можно отсортировать и переработать, с пищевыми отходами. Это самое главное.
- О необходимости внедрения в регионе системы раздельного сбора ТКО говорят не первый год, но пока дальше разговоров дело как-то не продвигается. Почему?
- Глобально этим вопросом можно заниматься только тогда, когда есть что показать и пощупать. Чтобы система раздельного сбора отходов была внедрена, надо создать для этого необходимую инфраструктуру. И она подразумевает, в первую очередь, не установку специальных контейнеров, а строительство мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий, на которые будут поступать раздельно собранные отходы. Это самое главное. К сожалению, сейчас таких предприятий не хватает. У людей ведь какая основная претензия? «Да зачем я буду разделять отходы, если их всё равно сгрузят в одну машину и увезут на полигон». Как только мы решим вопрос с инфраструктурой, привычка разделять отходы придёт сама собой.
- Вы сами разделяете отходы?
- Да, конечно. И я, и мои дети. Привыкли довольно быстро. Это - как правило личной гигиены. На самом деле, это очень правильно. Это реальный путь к тому, чтобы сократить количество захораниваемых отходов и, в конечном итоге, закрыть оставшиеся в области полигоны, большинство из которых, по сути, обыкновенные свалки.
20 ЛЕТ ЗА ДВА ГОДА
- Есть мнение, что для того, чтобы заработала эта система, нужно ввести штрафы. Но это не так. Если самоцель - придумать новый штраф, то, конечно, можно это сделать, но результата не будет никакого. Штрафы не заработают до тех пор, пока система не организована и не работает.
Я, кстати, задавал вопрос о штрафах, когда ездил в Чехию. Оказалось, что санкции за неразделение отходов там ввели только два года назад, а систему выстраивали 20 лет! А мы только в начале этого пути.
- То есть раньше, чем через 20 лет, глобальных перемен на этом фронте ждать не стоит?
- Нет, для нас 20 лет - это много. У нас нет столько времени. Нам надо пройти этот путь за два-три года.
В том, что выполнить четыре пятилетки за такой короткий срок реально, Клименко, кажется, не сомневается. К тому же ему есть, с чем сравнивать.
- Мы занимаемся этой темой более 10 лет. По сравнению с тем, что было в России тогда, мы продвинулись очень далеко. Так что справимся.