Неделя Обнинска
«Мошенничество для чайников». Как распознать, что на том конце трубки - не сотрудник «Сбербанка»
Криминал
18.06.2020

Сколько бы ни предупреждали наших граждан быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников, деятельность последних порой бывает настолько искусной, что разоблачать негодяев становится все труднее.

Что уж говорить о пожилых людях, если даже продвинутая молодежь не всегда может распознать подвох - настолько убедительны сейчас стали «сотрудники Сбербанка», заботящиеся о безопасности наших с вами карт.

 

ВОПРОСЫ ИЗДАЛЕКА

Один такой звонок на этой неделе поступил жительнице Обнинска Татьяне - девушке крайне недоверчивой и на дух не переносящей рекламные звонки.

- Мой мобильник настроен так, что определяет незнакомые номера - услуги банка, реклама, доставка еды, названия магазинов и кафе, а также определяет полезные и нежелательные звонки. Если я вижу, что это спам - сразу же скидываю и блокирую номер, чтобы не названивал. Звонок с номера 8(495)640-57-02 у меня никак не определился, и я взяла трубку. Ко мне по имени обратилась девушка, представившаяся сотрудницей отдела финансового мониторинга службы безопасности «Сбербанка». Говорила она очень вежливо, и голос был приятный. Она сообщила, что некий человек - назвала даже его имя и фамилию - только что пытался снять с моей карты деньги. Мол, знаком он мне или нет? Я сразу поняла, что это классический «развод», в конце которого меня попросят назвать данные своей карты. Но решила подыграть - все-таки интересно, что у них за методы и как они будут отвечать на неудобные вопросы.

Татьяна прикинулась наивной дурочкой и призналась, что не знает упомянутого гражданина и вообще очень беспокоится, что кто-то может снять деньги с ее карты.

- Ваша карта не утеряна, не украдена? - заботливо интересовалась девушка на том конце трубки.

- Нет-нет, она у меня.

- Вы личным кабинетом пользуетесь? Когда совершали вход? Какие действия по нему проводили?

- Оплачивала покупки, переводила деньги бабушке, - на ходу придумывала Татьяна.

«Сотрудница Сбера», в свою очередь, внимательно слушала, «угукала» и «вводила данные в компьютер», о чем нарочито свидетельствовали доносящиеся из трубки постукивания по клавиатуре. Банковская атмосфера создавалась очень натурально.

- Так-так, я вас услышала. Скажите, пожалуйста, ранее ваша карта была привязана к «Алиэкспресс», «Джум» или «Авито»? - интересовалась девушка и, скорее всего, рассчитывала получить положительный ответ, ведь это так удобно - спихнуть взлом на какого-нибудь хитроумного пользователя онлайн-магазина.

-  Нет, не привязана, - разочаровала ее Татьяна.

- Паспортные данные где могли предоставлять, можете вспомнить?

- Увы, не помню.

- Подскажите пожалуйста, пользовались ли вы картой «Сбербанка» в таких магазинах как «Лента», «Пятерочка», «Магнит», «Ашан», «Перекресток»?

«Да ясен-красен, пользовалась! Давай уже ближе к делу!» - подумала про себя Татьяна, но вслух произнесла короткое «да».

- Карту использовали сами или передавали в руки сотруднику кассы? - продолжала озвучивать стандартный блок вопросов мошенница. - С какими банками вы еще сотрудничаете?

Татьяна назвала первый пришедший на ум банк.

- Фиксирую информацию. Также оправляю ее на компрометацию этому банку, - пошли в ход умные словечки. - Припоминаете последний баланс на сегодняшний день?

- Ой, а что у вас разве не отображается мой баланс? - переспросила Марина.

- Он запрашивается с ваших слов, чтобы понимать, корректно ли информация отображается у вас и совпадает ли она с информацией банка, чтобы мы понимали, произошло списание средств или нет, - дала вполне логичный ответ сотрудница.

- Ну даже не знаю, сейчас столько мошенников... А могу я как-то убедиться, что вы сотрудник банка? - полюбопытствовала обнинчанка.

- Да, конечно, оставайтесь на линии, я прямо сейчас отправляю вам сообщение с номера «9-00» и вы сможете в режиме онлайн проверить эту информацию, - удивила девушка.

 

ПРИЧЕМ ТУТ СТРАХОВКА?

Действительно, в ту же секунду с номера «9-00», с какого обычно Марине приходят оповещения о начислении зарплаты и других операциях по карте, пришло сообщение. На мгновение она даже поверила в реальность звонка от «Сбербанка», но потом внимательно прочитали смс: «Оформление страхового полиса на ДомКлик. Для подтверждения принятия условий страхования и согласия на обработку персональных данных введите код: 3680. Никому его не сообщайте».

- Пришло уведомление?

- Да, но оно об условиях страхования. Зачем мне это?

- Страхование предлагается потому, что вы подверглись мошенническим действиям, банк в форме компенсации вам предоставляет данную страховку, она абсолютно бесплатная.

- А как я могу проверить, что кто-то действительно пытался снять с моей карты деньги? Ведь мне не приходило никаких уведомлений об изменении баланса...

 - Смотрите, возможно, уведомлений не поступало, так как прошла переподвязка номера. Последние цифры телефона 60-42 вам знакомы? Может ранее совершали перевод по этим реквизитам? Подвязывали данный номер к личному кабинету? - перехватила инициативу девушка.

Задав еще несколько вопросов из учебника «Мошеннические схемы для чайников», «сотрудница Сбербанка» постепенно и аккуратно стала продвигаться к сути:

- В данный момент вам будет подключена дополнительная защита по вашей карте, чтобы в дальнейшем мошеннических действий не было. Это бесплатно. Ранее слышали о такой дополнительной защите, как двухфакторная?

- Да, что-то такое слышала...

- Чтобы мы отменили транзакцию и имели доступ к вашим персональным данным, необходимо ее применить и провести процедуру идентификации в системе банка. Как вам будет удобно провести верификацию - по договору или по пластиковому продукту (карте)?

- А что мне надо для этого сделать?

- Я переведу вас в роботизированную систему, где вам нужно будет сообщить информацию на лицевой стороне карты, после чего система банка автоматически подключит карту к службе безопасности и станет ясно, каким образом была произведена компрометация.

- Странно, я думала служба безопасности на то и существует, чтобы без моей помощи узнавать об операциях по моей карте и приостанавливать подозрительные действия...

- Так как мошеннические действия уже замечены, система «Сбербанка» автоматически приостанавливает свои полномочия по вашей карте, чтобы не произошло мошеннических действий в системе нашего банка, - точно с листа зачитала дамочка. - Так как вы бы хотели провести онлайн-верификацию - по договору или по пластиковому продукту?

- Я, пожалуй, лично подойду в «Сбербанк», - не оставила шансов на «развод» Татьяна, но «сотрудница банка» не сдавалась.

- Дело в том, что пока мы с вами находимся на линии, перевод находится в обработке - он не подтверждается и не отменятся. Эту проблему можно решить онлайн или если вы в течение получаса сможете прибыть в банк.

- Да, без проблем, могу прибыть.

- Наше отделение находится в Москве на улице Вавилова, 19, - сказала девушка, и это, кстати, был реальный адрес головного офиса «Сбербанка».

- А что, в офисах Обнинска операции по карте вдруг проводить стало нельзя? - уже перестала играть роль Татьяна.

- Приносим извинения за неудобства, но в данный момент другие отделения не имеют полномочий для отмены таких операций.

- Поняла. А можно узнать, почему ваш номер у меня не определился как «Сбербанк». Обычно звонок оттуда поступает под номером «9-00».

- С вами связался отдел финансового мониторинга службы безопасности «Сбербанка», он не отображается, так как является отдельной линией банка и может быть скомпрометирован мошенниками, - окончательно завралась «сотрудница».

- Спасибо за разъяснение, но я все-таки лучше сама подойду в банк.

 

НАСТОЯЩИЕ СОТРУДНИКИ «СБЕРБАНКА» НЕ ЗАПРАШИВАЮТ ПАРОЛИ

Потратив 15 минут на общение с бесперспективным «клиентом», мошенница грустно попрощалась, а вот Татьяна тут же позвонила на горячую линию «Сбера» и попыталась узнать - что это был за звонок?

Как прокомментировали в банке, его сотрудники могут звонить с номера «900», но при этом никогда не запрашивают пароли и коды по смс, не просят вас что-либо установить на ваше устройство и совершать какие-либо действия. Сообщения о страховке, которое каким-то образом отправила мошенница с номера «9-00» в системе реального «Сбербанка» нет - то есть его Татьяне отправили третьи лица. Однако, каким образом они это делают, в «Сбере» не знают.

Обнинчанке порекомендовали заполнить онлайн-форму с указанием номера мошенников и никогда не передавать третьим лицам свои личные данные и информацию по карте.

Мы же просим своих читателей быть очень аккуратными, не поддаваться на вежливый тон и предупредить своих родных, особенно представителей старшего поколения, о том, что современные телефонные аферисты могут быть очень изворотливы и убедительны. У них есть ответы на все вопросы. Поэтому не дайте себя обмануть! Список вопросов, их последовательность и ответы - вполне классический пример такого «развода». Ознакомьте с этим материалом своих родных - пусть будут начеку!

Диана КОРШИКОВА

Поделиться