Неделя Боровского района
Ольга Коробова: «Мы много говорили о правах детей, и мало об их ответственности»
В гостях у ...
18.03.2021

У каждого российского гражданина есть права, охраняемые законами. При этом возраст не имеет никакого значения, поскольку защиту со стороны государства человек получает с момента рождения.  Тем не менее, права, предусмотренные априори, порой приходится  защищать и отстаивать, а в этом деле без грамотной поддержки не обойтись.

Особую нишу занимают дети. Ведь иногда их права приходится отстаивать перед их же родителями. И в таких случаях требуется  участие профессионала - уполномоченного по правам ребенка в Калужской области Ольги КОРОБОВОЙ.

Об особенностях своей работы, о том, как должно формироваться восприятие законности у детей, чтобы они осознавали не только наличие своих прав, но и ответственности, Ольга Владимировна рассказала в интервью «Неделе».

Не обошли мы стороной и идею создания в Боровском районе Совета отцов, спросив, как наша собеседница оценивает вклад негосударственных организаций в воспитание подрастающего поколения.

 

ЛИЧНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

- Ольга Владимировна, при работе с детьми требуются особые качества характера. Тут необходимо сочетание крепости духа, чтобы не терять авторитет в глазах ребенка; но одновременно нужны мягкость и дружеский настрой. Как у вас формировались эти качества, из какой Вы семьи?

- Я родилась в семье военнослужащих, причем не в первом поколении. Так случилось, что на долю моих дедушек выпала Великая Отечественная война сразу после того, как они окончили школу.

Родилась в Московской области, но с родителями объехали несколько областей, жили в небольших городках. Когда мне исполнилось десять лет, наша семья приехала в Калугу, и он стал для меня родным городом. Не скажу, что я была девочка из деревни, но замкнутость военных городков накладывала на образ жизни определенные ограничения. А когда мы переехали в большой город, то жизненный уклад и  мироощущение поменялось полностью.

Это было начало девяностых со всеми особенностями того времени. И мне повезло, что рядом оказались люди, которые стали проводниками в жизни, позволяя ориентироваться в сложных ситуациях. Принципы,  заложенные в семье, находили подтверждение вовне. Поэтому убеждениями, которые у меня есть, я не поступалась ни разу в жизни.

 

ПРАВО НА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Мне повезло, что рядом оказались люди, которые стали проводниками в жизни, позволяя ориентироваться в сложных ситуациях. Принципы,  заложенные в семье, находили подтверждение вовне. Поэтому убеждениями, которые у меня есть, я не поступалась ни разу в жизни.

- А у Вас сейчас большая семья?

- Муж и двое детей, они уже взрослые: дочке двадцать лет, сыну скоро будет пятнадцать.

- Замечательный возраст, когда дети начинают «качать» права! В Вашей семье эта тема актуальна?

- Наши дети растут в семье юристов, поэтому о своих правах они знают давно. Но, как никто другой, также понимают, что у них есть и ответственность. И они должны отвечать за последствия своих поступков. Поэтому в семье юристов аргументы находятся всегда, и манипулировать родителями им не удаётся.  

- Думаю, в Вашей работе нередки случаи, когда ребенок знает о своих правах, но совершенно не задумывается об ответственности. В таких случаях Вы применяете свою «семейную» практику?

- Конечно, я напоминаю об этом всегда, когда у меня происходят встречи с детьми. При этом порой дети даже и не думают о своей ответственности за те действия, которые они совершают. Но в этом, конечно, вина лежит на взрослом обществе. Был период, когда мы много говорили детям об их правах, потом вспомнили про обязанности, а вот об ответственности, к сожалению, говорим нечасто. Именно от этого и появляется большое количество бед, которое происходит с нашими детьми. Они не видят причинно-следственной связи между своими поступками и тем, что будет дальше. И здесь, конечно, важна роль родителей и других взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка. Ведь одним напоминаем ничего не добиться, необходимо воспитывать с мыслью: ты отвечаешь за свои поступки, а твои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Непонимание этого и приводит к тому, что дети становятся правонарушителями.

- Думаю, на одних родителей в этом деле полагаться нельзя, некоторым из них самим не помешало бы узнать об ответственности, в том числе, перед законом. На мой взгляд, это пробел в образовании. Вот есть предмет «Право», на котором школьники изучают основные законы. Но если бы усвоение материала шло на реальных примерах, в том числе и наказания за содеянное, тогда у нас не возникало бы ситуаций, когда школьники бьют своих одноклассников, будучи уверенными, что это им сойдет с рук. Живой пример действует устрашающе, а если ты ничего не боишься, то почему бы и не нарушить закон?

- Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности ни взрослых, ни детей. А то, как мы доносим информацию об этом до конкретного ребенка, несомненно, играет большую роль. Здесь нужно искать способы, поскольку обычные лекции не всегда эффективны. К школьным урокам отношение такое: я сейчас их выучу, но не слишком глубоко, а если мне это понадобится в дальнейшем - тогда и уделю больше внимания. Поэтому, чтобы в подсознании ребенка откладывался материал о его правах и ответственности, конечно, нужны яркие примеры. Но это уже зависит от самого педагога: от его мотивированности и умения заинтересовать своим предметом. Ведь нередки случаи, когда школьник не усваивает математику и считается гуманитарием. Но как только меняется учитель, умеющий интересно преподнести тот же материал, как у ребенка появляется интерес к предмету, а с ним и математические способности. 

-И все же учитель в красивом платье, рассказывающий о печальных последствиях нарушения закона, не окажет такой эффект, как человек в погонах из МВД, прокуратуры, Следкома и МЧС, то есть те, кто не слышал о таких историях, а расследует их ежедневно. Это не элемент запугивания, а вполне яркое доказательство причинно-следственной связи. Может, школам и правоохранительным органам пора начать теснее взаимодействовать ради общей благой цели?

- Соглашусь с Вами. И у нас в Калужской области есть школы, которые взаимодействуют с силовыми структурами, их сотрудники проводят встречи с учениками. Дети потом сами рассказывают, что это интересно и познавательно для них. Но, повторюсь, все зависит от педагогов, которые должны отходить от традиционных форм в образовании, выходить за привычные рамки и искать новые возможности быть услышанными детьми. И касаться это должно не только вопросов права, но и, к примеру, профориентации.

Приведу личный пример. В школе, когда мы проходили восстание декабристов, наша учительница истории, повела нас в кинотеатр смотреть фильм «Звезда пленительного счастья». С тех пор этот исторический период у меня один из любимых. Вероятно, это повлияло и на то, что впоследствии я пошла учиться на исторический факультет. Просто в тот момент педагог нашёл тот ключик, который помог ему заинтересовать своим предметом нас.

Тому, что все зависит от человека, есть и другое доказательство, в котором Боровский район - передовик. Когда я обратилась к главе администрации Николаю Александровичу КАЛИНИЧЕВУ с предложением установить в домах многодетных семей датчики задымления, он тут же откликнулся. И на сегодняшний день, такого охвата безопасности многодетных в этом направлении нет ни в одном другом районе. А все потому, что Николай Александрович - сам многодетный отец, и прекрасно понимает, насколько важна безопасность  в таких семьях.

 

ТО, ЧТО НАМ НАДО

Необходимо воспитывать с мыслью: ты отвечаешь за свои поступки, а твои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Непонимание этого и приводит к тому, что дети становятся правонарушителями.

- Ольга Владимировна, хочу коснуться темы, которую Вы озвучили - профориентация. Сейчас в школах её нет, как было лет тридцать назад. Между тем, это очень важное направление, и, на мой взгляд, заниматься им должно не столько Министерство образования, сколько экономики или труда, чтобы направлять интерес школьников в те сферы деятельности,  в которых региону нужны специалисты.  Учитывая, что образование - одно из прав, закрепленных Конституцией, Вы, как уполномоченный по правам ребенка, можете повлиять на данный вопрос?

- Да, конечно! Я уже начала на это влиять. Именно с этой целью и появился проект  «От первого лица», в котором принимают участие люди, отвечающие за ту или иную сферу деятельности, которые могут дать разъяснения на интересующие вопросы, потому что знают о них всё. Проект реализуется в режиме видеоконференций,  подключаются школы Калужской области и другие образовательные организации региона. Ребята задают свои вопросы напрямую спикерам. Такая встреча была, в том числе, с министром образования Александром АНИКЕЕВЫМ - мы обсуждали проектную деятельность.  С министром труда  и социальной защиты Павлом Вячеславовичем КОНОВАЛОВЫМ говорили, как раз, о профориентации. Школьники задавали вопрос «на кого нам идти учиться?». И из этого общения родилась идея объединить развитие промышленного туризма и профориентации с непосредственным посещением предприятий, расположенных на территории Калужской области. Важно, чтобы ребята приезжали и своими глазами видели, что организация труда на заводе отличается от сцен фильма «Высота».  Сегодня это работа с программным оборудованием, требующим высокой квалификации. Доносить эту информацию до школьников необходимо, поскольку они сами хотят её получить и иметь представление о перспективах, которые у них есть в родном регионе.

 

ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ ДЕЛО

Чтобы в подсознании ребенка откладывался материал о его правах и ответственности, конечно, нужны яркие примеры. Но это уже зависит от самого педагога: от его мотивированности и умения заинтересовать своим предметом.

- Не могу не затронуть тему Совета отцов, который хотят создать в Боровском районе и на первом рабочем совещании которого Вы тоже присутствовали. Как человек, работающий с проблемами семей и детей, Вы видите реальную пользу от подобных общественных организаций? И считаете ли Вы хорошей идею «посадить» его на площадку отдела образования?

-  Что касается площадки, на которой будет работать Совет, то здесь не может быть одного решения. Ведь это инициатива людей, конкретных личностей, роль которых в истории никто не отменял. А будет она поддержана государством или иными сторонниками, уже вторично. Ведь в нашем регионе первый Совет отцов, появившийся в Износковском районе, возник на базе общеобразовательной школы. Один из отцов откликнулся на просьбу учителя о помощи, понял, что своими силами, такие как он, могут помогать и влиять на определённые жизненные ситуации. Нашел единомышленников, и так образовалось первое добровольческое объединение отцов.  

Поэтому то, где будет действовать Совет, зависит от людей, которые будут им заниматься. Школы, спортивные площадки или иные места - не важно. Главное, чтобы эти взрослые мужчины, готовые делиться своим опытом и тратить личное время, нашлись и вышли к детям.

- Можно ли считать, что Вы делаете ставку на Совет отцов Боровского района?

- Конечно! У вас есть хороший потенциал. Уверена, боровчане смогут его реализовать. А со своей стороны я готова оказать ему необходимую юридическую и коммуникативную поддержку для взаимодействия с аналогичными организациями региона и структурами власти, способными  помочь в решении задач, которые будут ставить перед собой  участники боровского Совета. 

Беседовала

Светлана ЗАЦАРИННАЯ

Поделиться