Неделя Боровского района
«Полосатый рейс». Как я перестал хотеть быть ГАИшником
Личный опыт
01.04.2021

Какая ассоциация приходит в голову каждому из нас при виде аббревиатуры ГИБДД? Для кого-то это люди в форме, проверяющие документы, для других - выписанные штрафы, или оформленная авария. Таких всплывающих в памяти моментов может быть много, но если попытаться все обобщить, то получается не слишком связанная картина.

Мы прекрасно понимаем, о ком именно говорим, но при этом имеем довольно слабое представление, чем в действительности занимаются дорожные инспекторы, как проходит их день и на каких принципах строится их работа.

Описать это в одной беседе довольно сложно, а потому, чтобы попытаться понять, как в действительности проходит дежурство обычного дорожного патруля, я  провел вместе с ним целый день. Этого мне хватило, чтобы удивиться, сделать выводы и скорректировать мечты и чувство юмора.

 

НА ЛИЧНОМ ОПЫТЕ

Наверное, каждый из нас сталкивался с трудностями, когда его просят рассказать о своей работе. Вроде как ничего сложного и нет, но как донести до стороннего человека все аспекты и нюансы? Вот журналист пишет тексты и отдает их в печать. Вроде все понятно, но сколько за этим предложением скрывается различных этапов, историй и своих особенностей - рассказать обо всем не хватит и полдня. И так с каждой профессией, даже если она постоянно находится на виду и знакома всем и каждому.

Ну, казалось бы, что нового мы можем узнать о работе сотрудников ГИБДД?  Каждый день видим их на дорогах, ждем приезда экипажа, если вдруг попадаем в аварию, к тому же по телевизору показывают различные сериалы и фильмы о буднях стражей порядка

Но попробуйте собрать всю эту информацию воедино - и остается немало пробелов. Почему инспекторы стоят именно в этих конкретных точках? По какому признаку выбираются машины на проверку?

Для того чтобы ответить на эти вопросы мне довелось провести с дежурным экипажем отдела один рабочий день от начала и до конца, и во многом это заставило пересмотреть домыслы и стереотипы об их службе, и даже перестать шутить о том, что я тоже хочу стать «гаишником».

 

ПО КОНЯМ!

Моё дежурство 26 марта началось в 10 часов утра в отделении ГИБДД по Боровскому району на улице Московской в Балабанове. Начальник подразделения Сергей АРИШИН проинструктировал своих подчиненных и те отправились получать задание на день. А у меня тем временем выдалась возможность осмотреть машину, в которой предстояло провести 12 часов. Новая «Шкода», под капотом у которой 200 лошадиных сил, а в салоне два видеорегистратора, пишущие все происходящее в режиме онлайн, чтобы в Калуге в любой момент могли проверить, чем занимается конкретный экипаж в данный момент. Контроль серьезный, очевидно, что без дела инспекторам явно сидеть не приходится.

Пока разглядывал машину, подошли мои новые «коллеги» - капитан Антон ВАСИН - старший в патруле, и его напарник лейтенант Николай АНТОШИН.  Оба серьезные, но не «закрытые», как это часто бывает с людьми в форме. К перспективе весь день провести в сопровождении журналиста отнеслись с юмором - в общем, должны сработаться.

 

ПРИНЦИП ВЫБОРА

Выдвигаемся на первую точку в Ермолино. По дороге заезжаем на заправку. К автомобилю у сотрудников ГИБДД отношение особое - это и штаб, и приемная, и комната отдыха, если свободная минутка вообще выдается. Поэтому внутри поддерживается идеальная чистота, все лежит на своих местах, а бак должен быть заполнен, потому что различные экстренные ситуации смогут случиться в любой момент, и тогда времени на заправку просто не будет.

Сразу же возник вопрос - почему именно Ермолино? Пока старший инспектор ведет машину, Николай коротко обрисовывает мне диспозицию.

- В начале дня руководитель составляет план-задание, намечает точки, где будет стоять патруль. Делается это, исходя из аварийности, поэтому в первую очередь направляемся туда, где в последнее время самая большая концентрация происшествий, - рассказывает полицейский.

За соблюдением водителями правил на дорогах района следит всего один экипаж, а потому отработать по плану от начала и до конца у инспекторов получается далеко не всегда. Срочные вызовы, происшествия и аварии заставляют экипаж сниматься с места и отправляться туда, где он нужнее всего. При этом, по словам Антошина, никакой закономерности нет, бывают дни спокойные, а бывают, когда ЧП следует одно за другим, при чем подобное может случиться как в будни, так и в выходной.

 

ГЛАЗ-АЛМАЗ

Наконец, получаю возможность увидеть сотрудников ГИБДД за работой, и с другой стороны «баррикад» выглядит она совсем иначе. Стражи порядка высматривают в общем потоке транспортные средства и проводят беседы с владельцами. С водительского кресла большинству из нас кажется, что это просто трата времени - сколько раз подобная проверка заканчивалась штрафом? Точно меньше, чем просто беседой с инспектором. На деле же, уже третий остановленный автовладелец оказался не пристегнут, и был приглашен для составления протокола.

Пока Николай оформлял бумаги, я решил спросить у его коллеги, чем в первую очередь руководствуются полицейские, когда выбирают, кого тормозить. Еще со времен автошколы помню байку о том, что нельзя смотреть инспектору в глаза - тогда точно остановят, поэтому решил начать именно с проверки этого «мифа».

- Да глупости это, конечно! Тут сложно какой-то алгоритм выделить, просто с опытом приходит понимание - и все. Смотришь на то, как человек ведет себя за рулем, как управляет автомобилем и вообще на состояние транспорта. Буквально за несколько секунд понимаешь: останавливать его или нет, - с улыбкой отвечает мне Антон.

Буквально через десять минут происходит происшествие уже более серьезное. У остановленного мужчины не оказалось водительского удостоверения. Более того, как выяснилось, он и вовсе был их лишен, и управлять транспортным средством не имел права. Начинается разбирательство со звонками родственникам, с просьбой принести документы, составлением протокола и вызовом эвакуатора. Автомобиль отправляется на штрафстоянку, а молодого человека берутся доставить в отделение полиции для составления протокола.

Более того, как признался задержанный, он является военнослужащим, а это несколько меняет всю процедуру, поскольку он не попадает под гражданскую юрисдикцию. Штраф за нарушение правил в 30 тысяч рублей он получит однозначно. Однако вместо обычного суда его ждет слушанье в военной инстанции, а по опыту инспекторов, Фемида в армейской форме к подобным нарушениям дисциплины относится на порядок строже. Короче, попал мужик!

 

ЗНАК КАЧЕСТВА

За всеми этими хлопотами минуло полдня и пришло время пообедать. Служба не всегда позволяет инспекторам сесть и спокойно перекусить - микроволновок в машинах не придумали, а пока оба сотрудника будут добираться до дома уйдет уйма времени. Поэтому едем в одно из придорожных кафе. В зависимости от того, в какой части района работает экипаж, есть свое разведанное место для приема пищи.

Узнаю небольшой «лайфхак» - если вы отправляетесь в поездку и оказываетесь в незнакомом городе, то останавливайтесь поесть в тех заведениях, возле которых увидите машину ГИБДД.  За годы работы местные стражи дорог наверняка успели узнать, где качественно и безопасно кормят. А потому, для придорожных кафе это можно считать своеобразным знаком качества, альтернативой «мишленовским» звездам.

Пока ждем заказ, успеваем немного поговорить по душам. Оказывается, что несмотря на разницу в возрасте истории у моих спутников похожи. Ни один из них не писал в школьном сочинении, что мечтает стать полицейским и не грезил надеть форму. Просто так сложилась жизнь, и после службы в армии они выбрали для себя именно эту стезю. На довольно провокационный вопрос, нравится ли им работа, пожимают плечами - если бы что-то не устраивало, то не остались бы здесь столько лет.  А вообще, все, как у всех - бывают дни, когда на «подъеме», хочется на службу и можешь горы свернуть, а порой кажется что перегорел - знакомые каждому ситуации.

 

О ЧУВСТВАХ И ЮМОРЕ

Кроткую паузу на перекус прерывает сообщение об аварии на площади Ленина в Боровске, поэтому сразу же выдвигаемся туда. Два автомобиля столкнулись возле пешеходного перехода. Как только приезжаем на место, инспекторам сразу все становится ясно - ехавший сзади водитель не рассчитал дистанцию и догнал машину перед собой, когда та затормозила чтобы пропустить пешехода.

- На самом деле одна из самых легких аварий, когда все понятно. Большинство таких случаев решаются по «европротоколу», но и нам порой необходимо во всем разобраться и пообщаться с обеими сторонами, - отмечает Васин.

Здесь напарники разделяют обязанности. Пока один осматривает место происшествия, рисует схему ДТП и «пробивает» водителей по базам, другой общается с участниками аварии и заполняет протокол. При этом довольно неожиданно видеть, как на напряженных лицах обоих автовладельцев при общении с инспектором понемногу начинают появляться улыбки.

- Ну а как по-другому. Люди и так попали в довольно стрессовую ситуацию, если ты еще приедешь с лицом «кирпичом», кому от этого лучше станет? Разъясняешь нюансы, беседуешь, где-то шутишь и вроде как всем немного легче становится. Человек без чувства юмора - это уже не человек, а машина, получается, - делится Антон, вернувшись в нашу «Шкоду».

 

ДОГОНЯЛКИ

После этого, наконец, возвращаемся к поставленному заданию - снова едем в район поворота на Ермолино. Единственное изменение - по дороге к нам подсаживается начальник районного отделения ДПС Алексей СУХАРЕВ. В оставшееся время он будет смотреть и оценивать работу подчиненных. Помимо этого, Алексей Николаевич наравне со своими сотрудниками вооружается жезлом и также участвует в проверке транспортных средств, но мне все-таки удается уловить момент и задать ему несколько вопросов. Прежде всего меня интересует обстановка с водителями, которые садятся за руль в нетрезвом состоянии и такие случаи, к сожалению, все еще случаются, хотя после ужесточения наказаний и стали реже.

- Бывают, что такие автовладельцы нам попадаются, в основном, правда, в ночное время. Иногда даже приходится их догонять. У меня как-то раз был случай, когда пришлось гнаться за таким аж до самого Митяево, пока уже дорога не кончилась, и только тогда остановился, - делится Сухарев.

После этого становится ясно, зачем служебному автомобилю нужны 200 лошадиных сил. А вот сами по себе погони, по словам сотрудников ГИБДД, сильно отличаются от того, что рисует воображение. Никакой «голивудщины» со стрельбой по колесам, предупреждениями в громкоговоритель и «полицейскими разворотами». Скорее это напоминает догонялки, пока преследуемый, наконец, не примет неизбежное и не затормозит. Хотя бывало, что самых лихих нарушителей останавливало лишь столкновение с препятствием на обочине или вылет в кювет.

 

 НЕ ДЛЯ КАЖДОГО

В конце дня, когда уже экипаж ехал заполнять и сдавать отчеты, уловил момент, чтобы поинтересоваться у их руководителя: остался ли он доволен работой экипажа?

- Это одни из лучших наших сотрудников, у которых самая высокая выявляемость нарушений. Работают очень слажено, дело свое знают - а это один из самых главных критериев, - коротко резюмировал Алексей Николаевич.

На этом и закончился мой день, проведенный с сотрудниками ОГИБДД по Боровскому району. Всего за дежурство было выявлено 9 нарушений, а учитывая, что за неделю отделом составлено 73 протокола, выходит это оказался просто среднестатистический рабочий день.

Вот только мне, как стороннему наблюдателю, он таким не показался. И дело не только в разнообразии всего происходящего, но и по оставшимся ощущениям. Если перед этим рейдом я шутил, что могу и сам перейти в ряды дорожных инспекторов, то после 12 часов, которые, вопреки ожиданиям, по большей части прошли на ногах, стоя на продуваемой ветром обочине, а не сидя внутри автомобиля, - энтузиазма заметно поубавилось.

Зато пришло осознание, которое сложно получить сидя на водительском месте. Довольно часто при виде сотрудников ДПС мы произносим фразы вроде: «Опять стоят, и чего им неймется!». Забывая при этом, что по ту сторону точно такие же люди, только выполняющие сложную и подчас очень стрессовую работу.

Конечно, заявлять, что за один день можно полностью понять, что собой представляет служба в ГИБДД, было бы слишком самонадеянно. Но хочется верить, что этот эксперимент поможет кому-то взглянуть на неё под совершенно новым углом и, быть может, изменить свое отношение к инспекторам, помощь которых в один момент может потребоваться каждому из нас. 

Степан ФЕДОРОВ

Поделиться