Неделя Боровского района
Быть или добить? «Комфортная среда» придет даже туда, где ей не рады
Мнение
03.06.2021

30 мая закончилось электронное голосование по заявкам муниципалитетов на участие в программе «Комфортная среда» в 2022 году. В течение месяца жители страны могли одним кликом поддержать любой проект на территории всей Российской Федерации. Официальные итоги на 3 июня ещё не были обнародованы, шла проверка и подсчет голосов. Но в каждом поселении-участнике  уже знали о своих «победителях».

Несмотря на то, что битва за «голоса комфорта» миновала, и муниципалитеты могут начинать готовить документы на проекты благоустройства общественных территорий, от самого процесса ещё остался осадок сомнения - честно ли прошло голосование и стоит ли впредь идти этим же путем?

 

СТАРИКАМ ТУТ НЕ МЕСТО?

Условия участия в программе «Комфортная среда» меняются год от года. Изначально жители, вставшие в очередь на благоустройство своих дворов, должны были профинансировать всего 1% от работ, не входящих в перечень обязательных. Однако для тех, кто вошёл в программу после 20 февраля 2019 года, этот процент увеличили до двадцати.  Такой подход, конечно, неплох для формирования у граждан бережливого отношения к общедомовому имуществу, в которое они вложили свои деньги. Однако для микрорайонов и домов, где основную часть жителей составляют пожилые люди с низким доходом и стойким пониманием «государство должно» - это путь в никуда.

Но если в случае с дворовыми территориями, как говорится, хозяин - барин, то в голосовании за проекты общественных пространств, полностью выполняемых за средства госпрограммы, в этом году Минстрой РФ практически полностью «слил» пожилое поколение.

Принятое министерством решение провести опрос населения исключительно на электронной площадке - через гаджеты, лишило большинство людей почтенного возраста права высказать своё мнение. То, что подавляющее большинство из них не владеет навыками обращения с компьютером, не имеет в пользовании смартфонов, а только «кнопочные» телефоны, и при этом, опасаясь мошенничества, боится давать какие-либо личные данные третьим лицам (тем же волонтерам), чиновников не смутило. То ли, министерские работники решили, что все российские старики - ещё те продвинутые хакеры; то ли, попросту посчитали, что не им - вышедшим на пенсию, решать, как должны выглядеть населённые пункты, но факт остается фактом: пожилых людей, то есть тех, кто традиционно дает массовый показатель активности на любых выборах, права голоса лишили.

 

ПОМОГИТЕ ПО-БРАТСКИ!

Второй особенностью голосования в этом году стала вседоступность. Если раньше оно шло в очном формате, то и выборщики представляли собой исключительно местное население. Но сейчас отдать свой голос каждый житель страны мог за любой проект, заявленный на участие в госпрограмме одним из тысячи муниципалитетов нашей необъятной Родины. 

Можно сколько угодно говорить о демократизации такого голосования, но справедливости в нем мало. Поскольку уж точно не жителям Владивостока решать, должна ли появиться Нью-Васюках детская площадка или сквер с фонтаном. Никто, кроме местных жителей, не может оценить превосходство одного проекта над другим, поскольку именно они живут на конкретных территориях и знают, чего не хватает городу и им самим.

Отказ от очного голосования и переход на гаджеты дал безграничное поле для тех, кто хоть мало-мальски понял принцип процесса «один номер - один голос». И тут карты в руки тем, на кого зарегистрировано несколько телефонных номеров. Вряд ли, конечно, для такого дела кто-то побежал оформлять дополнительные сим-карты. Но «маякнуть» с рабочих и «детских» мобильников было вполне дозволительно. О такой накрутке «голосов» Минстрой, вероятно, тоже особо не думал.

 

ВСЕМ СЕСТРАМ ПО СЕРЬГАМ

Активность населения на любых выборах имеет огромное значение. С этим не поспоришь: если жители не проявляют инициативы, значит, им не нужны перемены. А потому для каждого муниципалитета, принявшего участие в битве за получение федеральных средств на благоустройство, установили обязательный процент поддержки со стороны граждан, исходя из их общей численности на заявленной территории. Поэтому, основной задачей для местных органов власти было набрать необходимый минимум. Именно он стал грантом вхождения в «Комфортную среду» в 2022 году. Но насколько оправдан принцип «всем сестрам по серьгам» - вопрос, ответ на который не однозначен. И тут не могу не перейти на территорию Боровского района, пять из восьми поселений которого боролись за свои проекты.

Своя рубаха ближе, а потому в пример приведу Балабаново, где в последний день голосования разразилась настоящая битва соперников. Целый месяц проект сквера «Лесогорье» опережал дорожку от гагаринского поля до «городка»  на две сотни «голосов». И только на последнем этапе ситуация изменилась. Днем 30 мая сменился лидер, обойдя конкурента на полтора десятка человек. Но центр города не собирался сдаваться, и окружные депутаты обратились к горожанам с призывом проявить активность. Их оппоненты тоже не стали молчаливо наблюдать, как их обходят и пошли за поддержкой « к своим» жителям. До самого вечера на сайте можно был наблюдать «качели», которые стали открытым доказательством того, что в этом городе люди хотят перемен.  В результате микрорайон ул. Дзержинского одержал победу, с чем их искренне поздравляю, не без сожаления о проигрыше «Лесогрья».

Подобного противостояния мне, как человеку, ежедневно следившему за ходом электронного голосования в Боровском районе, больше не довелось наблюдать ни в одном из поселений. Почему? Ответ очевиден. Только в этом муниципалитете решились дать право на реализацию двум сильным и разноплановым проектам, в то время, как, не в обиду, совхоз «Боровский» и Кривское заявили, по сути, в качестве соперников один из двух этапов одного и того же проекта. 

Но здесь хочется сделать акцент не на то, кто смелее или хитрее, а на сам принцип равноправия поселений на получение федеральных денег. А вернее, на  их способность  сберечь то, за что заплатило государство.

Ведь в том же Балабанове ни один проект благоустройства, реализованный, в том числе, по программе «Комфортная среда», не подвергся такому вандализму со стороны жителей, как это происходит в Кривском, Боровске и совхозе. Так, может, пришло время внести в правила федеральной программы ещё один обязательный пункт - оценку сохранности общественных территорий, благоустраиваемых в поселениях? Если жители не берегут то, что делают для их комфорта, то, может, и не стоит тратить деньги на благоустройство, где ему не рады?

Светлана ЗАЦАРИННАЯ

Поделиться